Заметка о времени

Владимир Физик
На сегодняшний день существуют следующие взаимоисключающие представления о времени:

-Время не существует; оно есть только субъективное ощущение.

-Время — объективная реальность, являющаяся, как и пространство, формой бытия материи.

-Время — лишь удобный способ описания движения тел и происходящих в мире процессов.

-Время — сама причина движения тел и протекающих процессов.

-Время является абсолютным, оно ни от чего не зависит и одинаково для всех систем.

-Время относительно, оно свое для каждой системы.

-Время — мера изменчивости систем; в не изменяющихся системах время не течет.

-Время — мера строго повторяемых (циклических) процессов, которые реализуются только в не изменяющихся системах.

-Время обратимо (поскольку базисные уравнения физики не меняются при изменении знака времени).

-Время существенно необратимо (ибо весь человеческий опыт свидетельствует, что будущее отличается от прошлого, и что кинофильм, пущенный в обратную сторону, во многом не реалистичен).

-Время может быть математически описано как скалярная переменная величина, одинаковым образом меняющаяся во всех точках трехмерного физического пространства.

-Время может быть описано как одно из направлений в четырехмерном многообразии, именуемом пространством-временем, причем это направление, вообще говоря, свое для каждой физической системы.

С точки зрения теории Абсолюта, время - это место. Только не в пространственном отношении, а в отношении процесса изменения причинно-следственной цепочки, или Движения. В реале есть всегда только одно единственное время, как место в процессе - это точка "здесь и сейчас". Разум придумал прошлое и будущее. Появилась стрела Движения от прошлого к будущему, по которой скользит точка "здесь и сейчас". В этом случае, прошлое и будущее по отношению к точке "здесь и сейчас" являются внешним фоном. Других таких точек "здесь и сейчас" нет. Это абсолютный предел всех внутренних движений. Внешнее движение точки "здесь и сейчас" не с чем сравнивать. Типа того, что в пустом пространстве движется наша планета Земля: как можно определить, движется она в пустоте или нет, если не с чем сравнивать? Поэтому разум, который существует только за счет релятивизма, сравнивает прошлое с будущим либо их разные точки. Точку "здесь и сейчас" он игнорирует. Она не подвластна разуму своей абсолютной простотой (пустотой). Разуму нужна пища в виде информации. Отсюда и рождаются химеры о сущностном происхождении времени. Но время - не сущность. По той же причине, по которой и точка не является сущностью материи или пространства.


Расстояние между двумя временными точками процесса Движения принято называть  длительностью. Точки временных интервалов конечной длительности присущи только  прошлому или будущему, так как только они обладают протяженностью. Мимолетность настоящего не позволяет исследовать точку "здесь и сейчас" в режиме реальности, так как  она постоянно ускользает  в небытие прошлого, но, при этом, не стремится в будущее, которое предопределяется прошлым. Будущее как бы само надвигается на настоящее. Многовекторность разновариантного будущего претит аналогии со стрелой.  Следовательно, схема стрелы времени архаична. Эта схема подобна тому, что в обездвиженной воде плывет лодка, разделяя свой путь на пройденный (прошлое) и еще не пройденный (будущее) интервалы. Что движет лодку? Какая сила? В честь чего момент "здесь и сейчас" должен обладать какой-то внутренней энергией своего движения вдоль стрелы? Куда стремится точка "здесь и сейчас":  к конечной цели? Тогда мир фатален, все предрешено и от воли человека (в общем случае - от воли Разума) ничего не зависит. Наличие движения точки "здесь и сейчас" по стреле времени подразумевает некую разность потенциалов между прошлым и будущим. И т.д... Одним словом, схема стрелы времени вызывает нескончаемый ряд вопросов, ведущих к введению все новых и новых сущностей. А вот схема вечной и безвременной плотины (неподвижная точка "здесь и сейчас") на реке под названием "Движение" - наоборот. Эти две схемы получаются путем введения в процесс наблюдателя, находящегося 1)либо в системе отсчета неподвижной воды (лодка, движущаяся в воде), 2)либо в системе отсчета лодки (плотины), относительно которой движется вода. В данном случае, водой является Движение, как философская категория.

Рассмотрим пристальнее второй вариант.

Любой временной интервал можно уменьшать и уменьшать до некоего предела. Пределом такого уменьшения является точка. Точка - это абстрактный безмерный образ, характеризующий место рождения или смерти идеи Движения. Поскольку формула Абсолюта имеет вид:

Абсолют = Идея + Пространство + Движение

то онтологическая суть времени сводится к этим трем базовым понятиям Абсолюта.

Схема сущностно-сущего разложения любого сущего (см. рисунок) ведет в своем пределе к множеству точек в Пространстве, где рождаются или умирают идеи разных движений. В одной и той же точке пространства может родиться или умереть любое количество идей движения. Множество этих пространственных точек в совокупности со  множеством точек идей в каждой точке формируют поле абсолютной Идеи. Поле абсолютной Идеи, как целое, не имеет своего внешнего движения, поскольку Абсолют абсолютен своей полнотой, но имеет внутреннее движение. Внутреннее движение абсолютной Идеи обусловлено фактами рождения или смерти идей отдельных движений, которые сводятся к элементарным операциям ДА-НЕТ, где  рождение идеи движения обозначается как ДА, а смерть - НЕТ.  Конструкция ДА-НЕТ соответствует частоте. Частота - параметр Движения. Время - величина, производная от частоты. Конструкция, созданная сознанием. В поле абсолютной Идеи частоты движений формируют непрерывный интеграл, но никак не ряд разложения по конечным элементарным частотам. В этом заключается особенность поля абсолютной Идеи. Год, месяц, колебание атомного эталона и т.д. - это не время, а периодические процессы определенной частоты.

 Период колебаний T связан с частотой v формулой:

T = 1/v

Время измеряется в количествах периодов: год - период обращения Земли вокруг Солнца; месяц - период обращения Луны вокруг Земли и т.д. Если ничего не изменяется, то и время никак себя не обнаруживает. По смыслу это звучит так: если нет периодичности (частоты), то нет периода (времени). Или по-другому: если нет точек А и В, как параметров (событий) частоты, то нет расстояния (длительности времени) между событиями А и В.

А теперь проведем мысленный эксперимент: представим, что наше тело начало безудержно расти до тех пор, пока атомы не превратятся в галактики. В новом теле мы опять выберем эталон периодического движения (наподобие прежнего года и т.д.) и, собственно, со временем в нашем представлении ничто не изменится. Теперь начнем безудержно уменьшаться в размерах. В этом мире мы опять выберем эталон времени по периодическому процессу и, относительно нового тела, ничего не изменится: восприятие времени при путешествии по мирам разных масштабов всегда будет привязано к априорным знаниям и внешним периодическим процессам.

Таким образом, о точке "здесь и сейчас" и Движении возможны два варианта рассмотрения: либо наблюдатель находится в системе отсчета неподвижной реки под названием "Движение", по которой движется точка-"лодка" "здесь и сейчас" от причины к следствию, либо мы находимся в системе отсчета точки-"лодки" "здесь и сейчас", относительно которой осуществляется Движение.  В любом случае,  Движение будет внешним по отношению к точке. Значит, нужно вводить сущность внешнего Движения под названием "время". Сущность существует в сущем. Сущность может существовать за счет чего-то. В этом случае время материально, что есть нонсенс. Следовательно, точка "здесь и сейчас" - никакая не точка. Она - субъективная клякса. Пусть очень маленьких, но определенных размеров.  Размеры кляксы диктует наше сознание. В рамках размеров этой кляксы вмещается минимальное колебание и, соответственно, минимальная длительность данного колебания. Это значит, что эталон времени находится в наших априорных знаниях. Таким образом, первичными являются границы кляксы, или точки А и В, как границы минимального различимого колебания, а вторичным - осмысление, наделение отрезка АВ смыслом времени. Одним словом, образно: вначале дан объект, а только потом происходит его осмысление, что означает, что вначале априорно (у человека в подсознании или где-то еще - не важно) есть способность к осмысленной регистрации колебания максимальной частоты, а только потом появляется возможность осмыслить период этого колебания как минимально различимое время. Внутренние часы лежат в основе формирования внешних часов. Так появляются год, месяц, минута.

Но это - рассуждения с точки зрения субъекта. Как уже отмечалось, Абсолют имеет два смысла: Абсолют в смысле ВСЕ и Абсолют в смысле ИМЯ. Субъект, изучая природу, как Абсолют в смысле ИМЯ, создает свое представление о ней в виде Абсолюта в смысле ВСЕ. Вне наличия субъекта, в природе есть движение. Как говорил блаженный Августин, «Пока я не думаю о времени, я знаю, что есть время, но как только я задумываюсь о нем, я перестаю понимать, что такое время».

Итак, обратимся еще раз к представленной схеме сущностно-сущего разложения объектов.

Предельной максимальной СУЩНОСТЬЮ сущностно-сущей цепочки (сверху) является сущий (существующий) мир. Сущий мир - это Абсолют в смысле ИМЯ. Предельной минимальной СУЩНОСТЬЮ сущностно-сущей цепочки (снизу) является Идея. Предельным СУЩИМ сущностно-сущей цепочки является Пространство. Предельное сущее (Пространство) может быть только максимальным (сверху), поскольку предельно минимальное сущее - это точка, или бесструктурное ничто, которое, как сущее, не может содержать в себе другую точку - Идею. Чтобы множество Идей реализовалось в Пространстве в глобальный сущий мир, необходима реализация этих идей, то есть их Движение.

Как уже отмечалось выше, в каждой точке пространства осуществляется рождение или смерть идей всевозможных движений. Момент рождения или смерти конкретной идеи движения в точке - мгновенный. Идея движения в фиксированной точке, которая сама по себе не имеет размеров, не может развиваться (реализовываться). В одной и той же точке в ОДНОМОМЕНТНОМ срезе может быть какое-то конечное или бесконечное количество рождений (ДА) идей разных движений, а также конечное или бесконечное число смертей (НЕТ) идей разных движений.  Суммарно это идейное состояние в фиксированной точке можно обозначить, как Идея N. В разных точках пространства - свои разные суммарные идеи. Суммарные идеи, в силу определения Абсолюта, не могут повторяться, то есть в разных точках пространства не могут повторяться одни и те же комбинации идей ДА или НЕТ. ДА или НЕТ - это цифровые аналоги 1 или 0 программирования.  Суммарные идеи в Пространстве, как ящике без дна, поверхности и пола, формируют поле идей, или единую абсолютную Идею. Поле Абсолютной Идеи не имеет внешнего движения. Оно обладает только внутренним движением. Вот это внутреннее движение нас и интересует для того, чтобы определить Движение, как философскую категорию, а через него - онтологию времени.

Вначале необходимо отметить, чем отличается Движение, как метафизическое понятие, от понятия "перемещение".
Перемещение - это изменение пространственных мест нахождения исследуемого объекта. Перемещение реализуется при помощи Движения. Но Движение может происходить и в одном и том же пространственном месте, то есть, в одной и той же точке Пространства. Движение во времени. Например, в момент времени Т1 в фиксированной точке пространства был один набор идей, а в момент времени Т2 - другой. Таким образом, Движение не зависит от Пространства. Движение зависит только от времени. Даже Движение в Пространстве зависит от времени, поскольку пространственное перемещение объекта не может быть мгновенным, или вневременным. Но, сразу же возникает вопрос: а почему, собственно, Движение зависит от времени, а не наоборот? Есть и другой вариант вопроса: может, время является параметром Движения?  Или его формой, как философской категорией? Или содержанием?

Поле абсолютной Идеи явно напоминает древнеиндийскую философию акаши.
;k;sa ; это санскритское слово, образовано от ; + k;;, буквально «сияние дальше», «непрекращающееся сияние», освещённое пространство. Именно акаша явилась прототипом европейского эфира.
В современных словарях даётся определение слова «акаша» как пространственной субстанции, из которой происходит «начало проявления», «первоначальный импульс». Для продолжения, обратимся к буддийской философии кшаникавады.

Кшаникавада (санскр. ;;;;;;;;;, «теория мгновенности» — буддийское онтологическое учение о мгновенности бытия и непостоянстве любого состояния. «Кшана» означает мгновение — время, за которое можно щелкнуть пальцами. Существуют переводы этой величины в доли суток, секунды и другие единицы измерения времени. Согласно буддийскому учению, кшана составляет продолжительность вспышки одной дхармы (элемента бытия). Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную законом взаимозависимого возникновения (пратитьясамутпада) и кармой. Не существует ни материи, ни иной субстанции, есть лишь поток последовательных психических элементов — дхарм. Восприятие мира живыми существами подобно восприятию кадров на движущейся кинопленке, которые так быстро сменяют друг друга, что у наблюдающих создаётся полная иллюзия стабильной и длящейся реальности.

Представление об изменчивости (анитья, аничча) бытия — одно из трёх базовых понятий буддизма, наряду со страданием (духкха) и отрицанием субстанциальной души (анатман). Кшаникавада представляет собой модификацию доктрины «анитья» (учения о всеобщем непостоянстве).

Радхакришнан, говоря о различиях между концепцией «анитья», приписываемой Будде, и кшаникавадой, замечает:

Учение о непостоянстве, которое общее для упанишад и раннего буддизма, развито поздним буддизмом в воззрение о мгновенности. Но сказать, что вещи анитья, непостоянны, это не то же самое, что сказать, что они мгновенны, или кшаника. Будда считает, что только сознание мгновенно, а не вещи, поэтому он и говорит:

«Очевидно, что тело длится один год… сто лет и даже больше. Но то, что называют умом, интеллектом, сознанием, находится днём и ночью в беспрестанном круговороте, погибая как одно и, возникая как другое».

Будда стремился показать, что тело, ум и т. д. не представляют собой подлинного я. Они не суть постоянное. Непостоянство, когда этот термин применяется к вещам вообще, не означает мгновенности. Только говоря о духе, Будда употребляет аналогию с пламенем. Пламя светильника — это последовательность вспышек, каждая из которых длится только одно мгновение, и процесс мысли (читта) принадлежит к тому же типу. Он проводит ясное различие между мгновенным характером духовных процессов и непостоянным характером недуховной действительности. Если этот мгновенный характер распространить на всё бытие, мы получаем кшаникаваду. Поздние буддисты считают, что всякое бытие мгновенно.

В. Г. Лысенко также указывает на заметные различия в понимании времени между ранними и поздними школами буддизма: «Главный принцип буддизма — отрицание субстанциальности (анатмавады) и признание тотальной изменчивости (анитья) — обусловливает полное слияние времени и бытия, мгновенности и мгновенного. Времени как континуальной подоплёке изменчивости вещей противопоставляется временность, тождественная дискретности элементов бытия (дхарм), а реальности длительности — реальность момента, временного атома (кшаны). Однако если с точки зрения буддийских школ хинаяны моменты времени относительно реальны, то в буддизме время нереально, поскольку оно относительно».

В европейской философии сходные с кшаникавадой взгляды развивал Анри Бергсон.

Теперь, в свете поля абсолютной Идеи, попробуем совместить индийскую философию акаши с буддийской философией кшаникавады.


Формула Абсолют = Идея + Пространство + Движение - это метафизический предел другой, промежуточной формулы "сущности существуют в сущем". При этом Идея - предельная снизу сущность сущего мира; Пространство - предельное сверху сущее, в котором существует мир, а Движение - способ реализации существования сущностей в сущем. Сам же сущий мир - предельная сверху сущность, существующая в предельном сущем под названием Пространство.

Как уже отмечалось, Движение реализуется в Пространстве. При этом не обязательно, чтобы объект перемещался в нем: даже внутри этого объекта происходит движение составных его сущностей, видимых при помощи специальных приспособлений (например, при помощи микроскопа). По логике, эти составные сущности также состоят из более мелких сущностей. Пусть даже мы не видим движение внутри составных сущностей при помощи ныне существующих приборов, но та же логика позволяет сделать вывод, что движение есть. Сущность, разделенная на составные свои сущности, есть сущее для этих составных сущностей, то есть ограниченным своими внешними границами пространством. Таким образом, Движение реализуется только и всегда в Пространстве. Но фраза "Движение во времени" - это оксюморон. Движение не может реализоваться во времени, поскольку время - это тот необходимый и достаточный фактор, благодаря которому реализуется Движение.  Движение - это процесс, а время - длительность процесса. Налицо - пространственное подобие времени, поскольку протяженность и длительность обозначают некое расстояние между точками. Поскольку Пространство - предельное сущее, как вместилище для сущностей, то может ли время быть сущим?

Попробуем решить этот вопрос.

Предельные сущности и сущие получены из представленного рисунка. Получаются они следующим образом. Вся схема целиком в Пространстве есть сущий мир. Разложение сущностей в сторону уменьшения ведет к точкам. Отдельно взятая точка, как предел бесконечного разложения сущности на составные сущности - это Идея.   Множество точек-Идей формирует поле абсолютной Идеи. Суший мир - это предельная сверху сущность. Таким образом, получаем два предела сущностей: сверху - это сущий мир, а снизу - это Идея. Теперь разбираемся насчет предельных сущих. Предельное сущее вверх - это Пространство, в котором существует весь мир. Есть ли предельное сущее вниз? Как уже отмечалось, сущность, разделенная на составные свои сущности, есть сущее для составных своих сущностей. Это значит, что, деля Пространство на локальные части и уменьшая их, мы в своем пределе получим точку. Но точка пространства не может быть предельным сущим для другой точки - для Идеи, которая однозначно есть в этой точке. Значит, точка, как предельное сущее снизу не имеет пространственного смысла. Тем не менее, из схемы следует, что такое разделение сущего в сторону нуля реализуется. Ничто не запрещает считать точку предельным сущим. Но, если точка не имеет пространственного смысла, то, может, она имеет другой смысл, как предельное снизу сущее? Например, состояние "здесь и сейчас" - это тоже точка. Идея, как точка, имеет смысл онтологической сути составной сущности объекта. Идея материи, или иное качество по отношению к первоначальному. Точка сущего не есть вместилище Идеи. Точка сущего, по аналогии с Идеей, также должна приобрести новое качество. Две разных качества, совмещенные в точке, могут привести к синтезу. Ориентировочный результат синтеза - это Движение.