Письмо

Эд Гудрэйн
-Здравствуй папа, - произнес мой сын Мартин, стоя на пороге. Ты все так же держишь дверь открытой?

Я смотрел на сына и ощущал внутри себя, что почему-то не хочу ему ничего говорить, хотя до этого много раз представлял себе, как он войдет в эту дверь, я обниму его и начну расспрашивать обо всем подряд. Но на деле все было совершенно иначе. Он стоял виновато, опустив голову, а я взял и поддался этой игре, где виноватый сын приходит просить прощения у отца. С тех пор прошло двадцать лет. Многое во мне поменялось, да и сын уже, наверное, не тот, что был. Жизнь течет и если человек идет по пути самоосознания, то трансформация неизбежна. Я на многое смотрел уже далеко не так, как это было, скажем в момент, когда он в порыве гнева, хлопнул дверью и ушел.

-Может чаю, -спокойно произнес я и пошел на кухню, не дожидаясь его ответа. Он в свою очередь молча прошел в гостиную и сел за стол. В доме повисло напряженное молчание, да такое, что его можно было потрогать, как если бы воздух вдруг стал густым, желеобразным, и чтобы разбавить эту вязкую субстанцию и оживить помещение, я ударил по маленькому металлическому колоколу и зажег благовония, которые очень любила моя Сюзи. По комнате разнеслись приятные вибрации, говорящие о том, что пора проснуться и встряхнуть с себя груз, навалившихся мыслей и скинуть вуаль тяжелых эмоций.

-Что ты делаешь? -спросил меня сын. -Ты ведь смеялся над мамой, когда она вытворяла подобное.

-Когда две родные души живут вместе, то один всегда что-то перенимает у другого, в то же время оставаясь собой. Со временем вы становитесь похожи и приходит миг, когда вы уже как одно. Я знаю, что ты хочешь поговорить о маме и скажу сразу, что она оставила письмо для тебя. Она знала, что ты придешь и захочешь задать вопросы.

Сказав это, я потянулся к ящику, где лежал конверт, переданный мне моей любимой Сюзи. Отдав его Мартину, я решил удалится, что бы не мешать и вышел на веранду. Однако Мартин пожелал прочесть письмо вслух и причем в моем присутствии. Он подошел, и ,глядя мне в глаза стал открывать конверт. На тот момент я прочел в глубине его карих глаз искреннее раскаяние, мне вновь захотелось обнять его, но в очередной раз я сдержался, ведь ему предстояло прочесть письмо, и излишняя эмоциональность могла бы этому помешать. Я отвернулся от него и, смотря на горы пригубил чашечку свежезаваренного чая из мяты. Но как только я хотел проглотить ароматную, нежно горячую воду, у меня все тело свело судорогой.

«Дорогой Мартин, любимый…»-начал он, читая письмо Сюзи. В этот момент она словно оказалась тут рядом, совсем близко, да так, что я мог бы до нее прикоснуться. Мне показалось, что я слышу ее голос и это всколыхнуло все мое сознание. Сам я не читал письмо и поэтому, каждая строчка била прямо в сердце.

«Наверное, сейчас ты пришел к Ричарду и хочешь у него попросить прощение, а за одно расспросить о нашей жизни,- продолжал Мартин.- Возможно ты приедешь к папе поздно, он к тому времени станет совсем не разговорчивым старичком, но не обращай внимания, просто читай.»

Мартин на мгновение остановился и посмотрел на меня, его глаза налились слезами и если бы он еще хотя бы на секунду задержал свой взгляд на мне, то на одну пару мокрых глаз стало бы больше. И словно, проощутив этот момент, Мартин поспешил продолжить:

«Мы очень по тебе скучали родной, папа в особенности тяжело перенес твой уход, по началу винил меня, потом себя, ты же его знаешь, как он любит заморачиваться. Но в нем всегда была мудрость, которая брала верх над буйным разумом и это мне очень нравилось.Сейчас не имеет смысла сожалеть, о чем либо, или вспоминать прошлое. Так что забудь обо всем, что сделано, то сделано. Пока тебя не было мы не  переставали молиться за тебя, чтоб у тебя все было хорошо и надеюсь наши молитвы были услышаны. Ты не поверишь, но однажды на рассвете я застала Ричарда, стоящего на коленях у маленькой иконки индийской богини плодородия Анаит, он что-то бубнил себе под нос с закрытыми глазами. Конечно мы долго потом над этим смеялись. Не удивляйся, если ты увидишь папу в одеянии тибетских монахов, или еще какой смешной одежонке, уж больно он в последнее время увлекся моими пристрастиями."

Я и Мартин улыбнулись, поглядывая на мои широкие индийские шаровары и разноцветную рубашку в этническом стиле. Посмеявшись, мы продолжили:


"Все мы ошибаемся родной, это часть жизни, ты знаешь. Я сейчас не об одежде папы... Столько хочется тебе сказать, но никак слов не подберу. Наверное, начну с того, что мы с Ричардом жили просто замечательно, не думай, что твой уход, посеял между нами семена вражды, наоборот, мы понимали, что нужно стать еще ближе, что наша с ним любовь способна пережить все и даже смерть. Он лучшее, что случалось в моей жизни и я благодарна за каждый миг, проведенный с ним. И даже сейчас, находясь в шаге от смерти, когда я пишу это письмо, я счастлива. Он сделал меня счастливой, точнее одно его существование. И сейчас он сидит на веранде,но я ощущаю, что он держит меня за руку. И точно так же, все это время мы были рядом с тобой. Годы очень быстро летят родной, и порой мне хотелось остановить время, отмотать все назад и навечно прибывать в моменте,когда мы втроем были рядом, или когда Ричард обнимал меня,целовал, чтоб это длилось вечно, но увы я так и не развила в себе этот навык. Но зато научилась любить, да, научилась, потому что это искусство, это музыка, это поэзия, это танец…Невозможно сразу стать профессиональным танцором, нужно кропотливо, движение за движение, па, за па, изучать, практиковаться, чтобы потом закружиться в великолепном танце. Будь учеником всегда….и учителем одновременно. Но не учи других, учи себя.Пусть ты будешь мало говорить, но больше чувствовать и ощущать. Например, мы с папой прекрасно всегда понимали твое молчание, и сейчас тебе не нужны слова, папа и так все понял зачем ты пришел и давно простил тебя и себя.»

Прочтя это Мартин поднял на меня свои заплаканные глаза и тут, я не сдержался и крепко его обнял. Я ощущал, как его слезы катятся по моему плечу и еще сильнее прижимал сына. Не знаю сколько прошло времени, но мы и не думали отпускать друг друга. Время остановилось так,как и хотела Сюзи и вполне возможно, что это именно  она и сделала, коснувшись нас из вечности, куда она ушла. Вытерев слезы, мы с сыном присели на ступеньки, нашего дома и он продолжил:

«И да, не кори себя, что не присутствовал на моих похоронах.  Уверяю тебя ты ничего такого не пропустил. Папа просто взял и развеял мой прах в Гималайских горах. Хочешь посетить мою могилу, иди в горы родной,там и встретишь меня. Вот опять меня куда-то заносит, оно и понятно, мы столько не виделись…В общем, я хочу закончить и сказать, что не держу зла и папа не держит, мы приняли твое решение и понимали мотивы твоих действий, но мне хочется сказать, что все, что мы делали делалось во благо тебе. Однако и мы ошиблись, мы навязали тебе наше видение мира и пытались силой сохранить в тебе истинного себя, мы надеялись, что убережем тебя от того,что принято называть Эго, что возможно сумеем сделать так, что бы ты рос чистым и был изолирован от лжи, боли, предательства, обмана, страданий и всего того, чем полон обычно мир.  Это и была наша ошибка, мы должны были отпустить тебя, чтобы ты сам прошел этот путь, падал и поднимался, сотню раз ошибался, раскаивался, страдал и очищался. Мы решили, что возможно есть обходная дорога, но прогадали. Мы думали, раз сами обрели себя, то наш ребенок должен автоматически расти просветленным. Мы упустили тот факт, что Земля так устроена, что через боль мы приходим к истине. Тот, кто не умирал, никогда не познает радость жизни, кто не болел не ощутит счастье быть здоровым. Мы пошли на поводу амбиций, возомнили себя всемогущими, но ты преподал нам урок и напомнил, что никто ни над кем не властен, кроме самого себя.Но давай хватит, не буду томить, просто собирайтесь, накидывайте рюкзаки, берите палатку и марш ко мне в горы, Да, да я серьезно, прямо сейчас. Уладьте все дела и езжайте в Непал, а то заждалась я вас. Надеюсь вам ничто не помешает сделать это. Люблю вас очень сильно. Живите, даруя друг другу свободу, любите и наслаждайтесь этими короткими моментами, пока вы можете быть вместе. Время слишком быстро все уносит. И еще, мне интересно есть ли у тебя семья родной, есть ли дети? Если да, просто возьми, и прежде чем отправитесь в путешествие, пусть папа увидит своих внуков. Целую тебя и горжусь тобой,оставайся всегда таким светлым, ведь именно это привело тебя сюда. Всегда с тобой твоя мама. А Ричарда чмокни в щечку от меня»
Дочитав письмо Мартин взял меня под руку и мы пошли.По пути он со смехом выполнил желание Сюзи и еще крепче сжал мой локоть. Тогда я понял, как важно дарить свободу тем,кого любишь и, что если и ты, что-то значишь для человека, он обязательно будет рядом, или же придет в твою жизнь. Наслаждаясь прогулкой с сыном я заметил большой черный джип припаркованный далеко от дома. Врзможно Мартин заранее предпологал, что случится такая прогулка и хотел оттянуть миг встречи с внуками и его супругой. И вот, подходя к машне, меня охватило легкое волнение и даже коленки задрожали, да так что прогнулись, но благо Мартин держал меня. Он хихикнул себе под нос и сказал:
-Моего старшего сына зовут Ричард, в честь тебя пап, а дочку….
-Сюзи, ты назвал ее Сюзи,- С улыбкой,выпрямляясь, перебил его я.