О медицинской реформе. Личный взгляд

Владимир Валеовод
Что только сегодня не говорят о медицине. Кто-то критикует, кто-то сочувствует, кто-то озабоченно выдвигает свои предложения. И, наверное, в Украине нет человека, кто не понимает, что реформа медицины назрела.

Я не разделяю мнения тех, считает, что врачи у нас нищие. Посмотрите, какие конкурсы в медицинский вуз? А какие деньги платят те, кто хочет стать врачом? Я вспоминаю, как, где-то в 2000-х, ехал со студенткой мединститута в поезде, и она говорила, что за год учёбы она платит по контракту 16000 грн. И это при среднем заработке в то время в Украине 300 грн.! Меня тогда удивляло, как она собирается возвращать то, что было затрачено на её учёбу? Сегодня я это вижу! Десятки дорогих машин у входа в корпуса городской больницы….

У меня маленькие дети, и хочешь, не хочешь, а проблемы с их здоровьем возникают довольно часто. Приходишь в травматологию, или на УЗИ, или на какое-то обследование, и видишь, что смотрят на тебя как на лоха. За анализ – плати, за УЗИ – плати, за то, чтобы положить в больницу – плати, за рентген – плати и т.п.  Пришел я как-то в стоматологию и спрашиваю:
-  Сколько стоит сделать пломбу?
А мне в регистратуре говорят:
-  Врач скажет.
Я иду к зам. Главврача по экономике, и она утверждает, что все услуги в больнице – бесплатны. Так почему с нас требуют деньги?

Справедливости ради я скажу, что в большинстве случаев я не плачу. Просто говорю, что моя семья малообеспеченная, и денег на лечение у меня нет. Это действует. Правда, некоторые просят показать справку.

Нет, я не жлоб. Хотя знаю, что есть люди, считающие своей обязанностью «отблагодарить» врача. Когда мама 20 лет назад попала в больницу, врач тоже предложил брату принести 200 долларов. Брат отдал, но спросил:
-  А если бы у меня не было такой суммы, вы бы лечили маму?
Врач сказал просто:
-  Мы предлагаем всем. А кто не внесёт, того лечим бесплатно.

Хотя, как говорят: «Лечиться даром – даром лечиться». Думаю, многие готовы заплатить разумную сумму для оплаты лечения. Для этого в большинстве больниц работают благотворительные фонды. Но, куда идут наши деньги нам известно далеко не всегда. Тем более, многие врачи, а большей частью их медсёстры, просто говорят: -  Дайте сколько можете.
И кладут в карман.

Почему предложение и.о. Министра охраны здоровья Супрун сделать оплоту за лечение из двух источников, считаю некорректным? Очень просто, посмотрите потребительскую корзину в Украине в 2017 году. И найдите в ней оплату медицинских услуг. И, не только услуг, а и лекарств на оплату лечения. А учитывая то, что миллионы людей в Украине не имеют доходов даже на уровне гарантированного минимума (на уровне 85% от минимального), то говорить о солидарной оплате медицинских услуг рано. Государство до сих пор «скромно молчит», давая  возможность обогащаться фармацевтической мафии и отдельным врачам. Раскройте глаза, и скажите людям: 
-  Где им брать деньги на медицинские услуги? Министр предлагает нам платить солидарно, а в Британии и других развитых странах хотят, наоборот, полностью перейти на безоплатную медицину.

Кто-то скажет: Денег в стране на безоплатную медицину нет! Неправда. На взятки чиновникам, чтобы они принимали несправедливые решения, есть, а на медицину нет? На содержание больниц, в которых никого нет, деньги есть? Был в нашей поликлинике: на этаже принимают врачи только в двух кабинетах из двадцати. Да и то, по 4 часа в день. Пожалуй, правильно говорят, что у нас в Украине переизбыток помещений поликлиник и больниц в 2.5 раза. Вот и размещают в поликлиниках офисы и депутатские приёмные депутаты различных советов.

А сколько денег в стране тратилось впустую для приобретения ненужных лекарств, как при Тимошенко типа «Тамифлю». Или с откатами фармолигархам? Сравните цены на лекарства в Европе, а также заработки в фармации и в других отраслях Украины, и вы поймёте, что украинцы просто переплачивают за медпрепараты.

А ещё, я бы предложил систему повсеместного медицинского страхования. Причём, не минимального, а максимального варианта. Оплатить страховку должны работодатели, и эти затраты должны  входить в затраты предприятия для целей налогообложения. За детей, инвалидов и пенсионеров страховку должно оплачивать государство. Если сегодня 80% всех затрат в здравоохранении идёт на первичную медицину то порядок нужно наводить именно с неё.

Я, например, уже 6 лет имею медицинскую страховку, правда, платя за неё смешные деньги. За 6 лет я ни разу ею не воспользовался. Но, гарантировать, что так будет всегда, не берусь. Надеюсь, что при необходимости эта предусмотрительность будет не лишней.

Я не знаю, что предлагает министр здравоохранения. Я хотел бы написать то, как, и в каком объеме, я хотел бы получать медицинские услуги.

Если мне предлагают заключить договор с семейным доктором, то не надо мне указывать, что это за доктор должен быть, и к какой больнице, или к «госпитальному округу» меня прикрепить. Я не знаю, что у меня завтра заболит: Голова, сердце, нога или горло. Я пока не понимаю, как мне поступать, если я заключу договор с одним врачом, а он заболеет, уйдёт в отпуск, поедет на курсы переквалификации и т.п, а я заболею и услышу в ответ, что, вы не наш пациент. Платите! Я бы хотел, чтобы услуга, оплачиваемая государством за моё лечение, была привязана именно ко мне, а не к моему врачу. Чтобы я мог менять врача так часто, как мне это покажется необходимым.

Меня коробит когда я вижу как в стране, где медицинские услуги по конституции бесплатные, тысячи родственников больных и волонтёров собирают деньги на операции. Я не знаю, насколько большая сумма требуется для лечения всех больных с онкологией и другими страшными болезнями, но то, что выделяемых на медицину в стране денег достаточно, не сомневаюсь. Их просто тратят не на то и не туда.

Очень надеюсь, что и.о. Министр здравоохранения это понимает, а что из этого получится – скоро увидим.