Колесо истории. Дети Октября

Леонид Котов
        Символ колеса привлекает многих писателей, поэтов, философов, историков. Мы можем встретить сочетания слов ”колесо Фортуны” (как символ грядущих изменений), “Красное колесо” (Солженицын), ”колесо счастья” (Лев Толстой, “Война и мир”), и даже — ”колесо реальности” (стихотворение “Над камнями Вечности” Людмилы Кленовой).
Но особенно часто встречается сочетание “колесо истории”. Теперь это символическое название широко используется в наименованиях игр, фильмов, фирм, викторин, клубов, в темах уроков и много ещё где. Даже автомобильным гонкам,— и тем давали имя “Колесо истории”. Вероятно в предчувствии, что предвидится много историй с колёсами, которые не выдержат гоночных нагрузок.
     А когда же словосочетание “колесо истории” было применено впервые? Задавшись этим вопросом, я полагал, что впервые использовал его кто-либо из древних философов Греции или Рима. Возможно, что так оно и есть, поскольку символика понятий, связанных с колесом, идёт из древности. Но найти подтверждения этому я не сумел. Интернет утверждает, что впервые это словосочетание использовали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», впервые изданном 21 февраля 1848 года в Лондоне. Первое издание «Манифеста» на русском языке осуществлено в Женеве в 1869.

Приведённый выше текст можно считать предисловием к некоей мысли, появившейся у меня во время работы над стихотворением “От колеса истории ключи”. Мысль, казалось бы, очевидная, но я никогда нигде не видел, чтобы она учитывалась критиками истории. 

Итак, работаю я над стихотворением о родителях, о своём рождении… А эти “мелкие, частные” события происходят на фоне развала России и рождения нового государства – СССР, то есть – на фоне исторических событий. И неожиданно у меня рождается мысль,- а все (ну или почти все) ныне живущие люди, они-то родились на свет божий именно благодаря этой страшной ломке. Все мы, условно говоря,- дети Октября.
И тут мне представляется - до чего поверхностны рассуждения многих политиков, историков, литераторов, разоблачающих, критикующих, клеймящих Октябрьскую революцию и последовавшее за ней построение СССР. При всём том негативе, который они предъявляют миру, часто, хоть далеко не всегда, справедливо оценивая его жестокости, они упускают из виду одно "малое" обстоятельство: не свершись Октябрьская революция, они сами (в огромном большинстве) не появились бы на свет. Посмотрев беспристрастно биографии своих родителей и обстоятельства своего рождения, многие обнаружат, что они дети Октября. И не случись в России Октябрьской революции, им не представилась бы возможность появиться на белый свет. Они критикуют те события Истории, в результате которых они живут на этом свете.
Конечно же, многие об этом не задумываются. Читая о Великой Октябрьской Революции, в молодости одно, как правило, — в положительном ключе, а в нынешние времена, — противоположное, разоблачительное, мы, каждый, в зависимости от своих убеждений, — либо соглашаемся, либо отвергаем какие-то доводы. Но, полагаю, что очень мало кто сознаёт бесполезность этого критического подхода. Все мы, ныне живущие — дети того бурного времени, образно говоря, — дети Октября.

И вот, в стихотворении происходит крутой поворот от задуманного построения, с рассказом о жизни моей семьи на фоне становления нового государства. Появляются совершенно не предполагавшиеся в стихотворении строки:

“Ведь не случись беде в России разразиться,
То мне б не суждено на белый свет родиться…
Да разве ж, только мне? Могу предположить,
Что никому из нас не выпало бы жить,
Включая и ретивых сокрушителей Союза… (*)

…   …   …
Выходит, что Союз они крушили зря:
Они и сами — дети Октября!
Судить Историю — занятие глупцов,
Они лишь судят дедов и отцов,
Да их дела бесчестью предают,
А что творят — навряд осознают!”

И заключается стихотворение совершенно неожиданным выводом:

“Не нам судить Истории уроки,
Хотя для нас они, порой, жестоки.”

(*) имеется в виду развал СССР в 1991 году.

Полный текст стихотворения - http://lfkotov.narod.ru/fil/koleso.html