Символ колеса привлекает многих писателей, поэтов, философов, историков. Мы можем встретить сочетания слов ”колесо Фортуны” (как символ грядущих изменений), “Красное колесо” (Солженицын), ”колесо счастья” (Лев Толстой, “Война и мир”), и даже — ”колесо реальности” (стихотворение “Над камнями Вечности” Людмилы Кленовой).
Но особенно часто встречается сочетание “колесо истории”. Теперь это символическое название широко используется в наименованиях игр, фильмов, фирм, викторин, клубов, в темах уроков и много ещё где. Даже автомобильным гонкам,— и тем давали имя “Колесо истории”. Вероятно в предчувствии, что предвидится много историй с колёсами, которые не выдержат гоночных нагрузок.
А когда же словосочетание “колесо истории” было применено впервые? Задавшись этим вопросом, я полагал, что впервые использовал его кто-либо из древних философов Греции или Рима. Возможно, что так оно и есть, поскольку символика понятий, связанных с колесом, идёт из древности. Но найти подтверждения этому я не сумел. Интернет утверждает, что впервые это словосочетание использовали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», впервые изданном 21 февраля 1848 года в Лондоне. Первое издание «Манифеста» на русском языке осуществлено в Женеве в 1869.
Приведённый выше текст можно считать предисловием к некоей мысли, появившейся у меня во время работы над стихотворением “От колеса истории ключи”. Мысль, казалось бы, очевидная, но я никогда нигде не видел, чтобы она учитывалась критиками истории.
Итак, работаю я над стихотворением о родителях, о своём рождении… А эти “мелкие, частные” события происходят на фоне развала России и рождения нового государства – СССР, то есть – на фоне исторических событий. И неожиданно у меня рождается мысль,- а все (ну или почти все) ныне живущие люди, они-то родились на свет божий именно благодаря этой страшной ломке. Все мы, условно говоря,- дети Октября.
И тут мне представляется - до чего поверхностны рассуждения многих политиков, историков, литераторов, разоблачающих, критикующих, клеймящих Октябрьскую революцию и последовавшее за ней построение СССР. При всём том негативе, который они предъявляют миру, часто, хоть далеко не всегда, справедливо оценивая его жестокости, они упускают из виду одно "малое" обстоятельство: не свершись Октябрьская революция, они сами (в огромном большинстве) не появились бы на свет. Посмотрев беспристрастно биографии своих родителей и обстоятельства своего рождения, многие обнаружат, что они дети Октября. И не случись в России Октябрьской революции, им не представилась бы возможность появиться на белый свет. Они критикуют те события Истории, в результате которых они живут на этом свете.
Конечно же, многие об этом не задумываются. Читая о Великой Октябрьской Революции, в молодости одно, как правило, — в положительном ключе, а в нынешние времена, — противоположное, разоблачительное, мы, каждый, в зависимости от своих убеждений, — либо соглашаемся, либо отвергаем какие-то доводы. Но, полагаю, что очень мало кто сознаёт бесполезность этого критического подхода. Все мы, ныне живущие — дети того бурного времени, образно говоря, — дети Октября.
И вот, в стихотворении происходит крутой поворот от задуманного построения, с рассказом о жизни моей семьи на фоне становления нового государства. Появляются совершенно не предполагавшиеся в стихотворении строки:
“Ведь не случись беде в России разразиться,
То мне б не суждено на белый свет родиться…
Да разве ж, только мне? Могу предположить,
Что никому из нас не выпало бы жить,
Включая и ретивых сокрушителей Союза… (*)
… … …
Выходит, что Союз они крушили зря:
Они и сами — дети Октября!
Судить Историю — занятие глупцов,
Они лишь судят дедов и отцов,
Да их дела бесчестью предают,
А что творят — навряд осознают!”
И заключается стихотворение совершенно неожиданным выводом:
“Не нам судить Истории уроки,
Хотя для нас они, порой, жестоки.”
(*) имеется в виду развал СССР в 1991 году.
Полный текст стихотворения - http://lfkotov.narod.ru/fil/koleso.html