Интересный собеседник

Сестры Ивенс
По форме Вашего прощания, Виктор, понятно, что Вы хотите попрощаться со мной далеко и надолго. А мне с Вами еще интересно. Это из-за слова «глубоко зацепили». Живой, значит, еще. Чувствующий.

Давайте обратимся к литературе. На Прозе.ру я уже лет 10. Читаю больше, чем пишу. Проза непредсказуема, как Зона в «Сталкере»: копнешь – и не знаешь, на что наткнешься. За 10 лет методом тыка я нашла всего 2-х авторов, со своей темой, взглядом, силой художественного воздействия. Если и вся Проза.ру вчистую сгорит синим пламенем, их рукописи не сгорят. Оба поэты.

Проза же – бесконечный продукт какого-то варева.  Все темы, сюжеты, идеи многократно перемолоты, разбавлены, сдобрены искусственными специями, красителями, ароматизаторами. Вроде вареной колбасы. Продукт хоть и съедобный, живот набьешь, а ощущения сытости нет. Утратил продукт пищевую ценность, не годится в качестве пищи духовной. «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее», - сказано в Нагорной проповеди.

Можно заключить, что это рассуждение серой бездарности, к коей я и принадлежу, но нет, не все так просто. Все книжные полки магазинов, весь интернет забит такой немощной литературой – что произведения из серии «Мировой бестселлер», что произведения новейшей премии «Лицей». А в жюри кто? В жюри – литераторы, питающиеся натуральными, живыми продуктами, люди, изучающие классиков ушедших веков.

В чем сила литературы? – Сила в правде. В чем правда? – Подумаем. Чем человек отличается от нижестоящих на биологической лестнице? – Сознанием. У животных – инстинкты, у людей – сознание. Инстинкты даны для того, чтобы выжить, приспособиться к условиям жизни. Сознание, для чего? И для чего свобода воли?
Вот тут сознание и начинает выделывать выкрутасы, выдавая их за правду жизни. И чего только ни напридумали! И ежесекундный выбор делаем между добром и злом, и цель жизни ищем, и космических предшественников. Все это – вареная колбаса. Искусственная, в ней правды нет. А духовный голод растет.

Сама-то я думаю, что свободный выбор человек делает всего один раз. В то время, когда его сознание достаточно сформировалось для выбора. А сам выбор состоит в том, чтО ты сознаешь первичным – материю или дух? Этот выбор и определяет твой жизненный путь. А цель жизни у всех одна и  одинаковая: выжить в выбранном лагере, не стать перебежчиком. Потому что перебежчик или уклонист теряет соль – правду жизни. Ни в землю, ни в навоз не годится. Да и самому жизнь становится не в радость.

И представляется мне современная литература совершенно не живой. Жизнь как шла  широким, не нами управляемым потоком, так и идет своей дорогой к своей цели. А наше сознание, обольщенное свободой выбора, где-то на обочине варит колбасу, изнывая при этом от голода. Нравственного голода, духовного.

А сколько нас, писателей, в литературе! О-о-о, свету не видно! Дремучий лес, с непролазным подлеском, с растительной подложкой. Растению на почвы не хватает, ни света, ни воздуха.…  Как ему выжить? Так ведь оно и никому другому выжить не дает. Вот такая моя правда о перспективе.

Дальнейший текст Вашего ответа от слов «приходится скатываться к человеческой сущности» еще обдумываю. Прочла Ваше «Чудо-Юдо». Есть вопросы.
 
Пост скриптум: Ах, поделюсь-ка я с Прозаиками. Может, у них есть ответы?