О Бацуновой Екатерине Даниловне

Александр Щербаков 5
Мы живем сейчас в такое время, когда вся всемирная паутина Интернета насыщена всякими сведениями, носящими сомнительный характер, а иногда вообще фейки, как сейчас принято говорить. И в этой массе информации теряются достоверные рассказы о событиях  в нашей стране, которые случаются сейчас или происходили ранее, истории о так называемых неизвестных героях.   Я имею в виду тружеников не заметных, чья грудь не обвешана орденами и медалями. Вот об одной из таких незаметных героинь я хочу рассказать, чтобы память о ней не ушла со смертью последних её коллег. Речь пойдет о бывшем главном враче городской клинической больницы № 11 города Хабаровска Бацуновой Екатерине Даниловне.

Эта больница в огромном Индустриальном районе города появились в конце 40-х годов,  и к тому времени, когда я пришел туда работать, имела репутацию медицинского учреждения, где очень хорошие  кадры, но неважные условия в палатах  и куда очень трудно добираться.  В справедливости народной молвы я очень скоро убедился, начав работать сам с сентября 1974 года. До этого эту больницу я посетил лишь один раз, когда там лежал мой дядя Володя в 1964 году. На базе этой больницы занимались студенты педиатрического факультета, а я учился на лечебном, поэтому как студент там не бывал.  На первых порах после начала работы я не особо интересовался историей больницы, мне надо было осваивать свою специальность – врача-рентгенолога.  Но как кандидат в члены партии я посещал все партийные собрания и постепенно  стал больше вникать в жизнь большого, более 2-х тысяч человек, коллектива многопрофильного лечебно-профилактического учреждения.

И очень много  мне поведала Екатерина Даниловна Бацунова, которая долгие годы  была главным врачом больницы и лишь недавно, уйдя на пенсию, стала работать врачом-рентгенологом на 0,5 ставки, что позволяло ей получать вместе с пенсией разрешенные по законодательству 300 рублей в месяц.  Именно она рассказала, как зарождалась больница № 11.  После завершения строительства ТЭЦ-1 и постройки поселка для сотрудников ТЭЦ  недалеко от электростанции было построено здание для здравпункта, которое позже стало поликлиникой № 1.  С завершением строительства 4-х этажного здания стационара рядом со старым одноэтажным административным корпусом больница стала называться медсанчастью ТЭЦ-1.  И лишь потом она стала городской больницей, и в 1964 году стала клинической, на её базе  появились две кафедры медицинского института, хирургическая и терапевтическая, которые возглавляли профессора Александрович Григорий Леонтьевич  и Сарванов Алексей Михайлович.   


Мне нравилось узнавать все новое от Екатерины Даниловны, она было просто кладезь знаний. Открывала глаза на многие вещи, о которых я не подозревал. Как-то у нас зашел разговор о подбору медицинских кадров. И Бацунова рассказала. Чем она руководствовалась, направляя работать медицинских сестер в те или иные отделения стационара. Молодых сестричек направляла в хирургические отделения, где контингент больных больше мужчины, и присутствие молодой девушки заставляет их активнее бороться с болезнью, чтобы не ударить в грязь лицом перед ней. Да и потенциальных женихов можно найти этим девчонкам, что, кстати, не раз бывало. А  медсестер постарше направляла работать в терапию, где больше пожилых женщин.  Им проще  найти общий язык друг с другом.  Вот такая нехитрая житейская мудрость, которую я услышал от неё, и таких в её арсенале руководителя огромной больницы было немало.

Вот такие люд, как Бацунова,  и должны были учить будущих врачей профессии в медицинских ВУЗах. Особенно по организации здравоохранения. Увы, я тогда этого не понимал. И лишь много позже, изучая принципы японского менеджмента, обучаясь в институте РНР в Токио, убедился в этом. Для такого деятельного человека, как Бацунова, работать 3 часа в день было непривычно, поэтому она активно участвовала в общественной жизни больницы, была заместителем секретаря партийного бюро и председателем Совета наставников. Вот она-то и стала моим наставником в работе секретаря партбюро через 3 года.  Уже в первые годы моей работы мы часто и подолгу беседовали с Екатериной Даниловной, она узнала, кто мои родители, где   я служил, мое семейное положение и вполне возможно, именно она подсказала Гриншпуну И.С., в то время нашему партийному вожаку, обратить на меня внимание.  Работа нашего совета наставников неоднократно отмечалась как образцовая и на совещаниях в районе и на уровне города. И не только   среди    учреждений здравоохранения.   Во многом   эта   заслуга  Екатерины Даниловны, которая сумела сплотить вокруг себя опытные кадры врачей, среднего и младшего медицинского персонала, передававшего свой богатый опыт и знания молодым, только недавно пришедшим в профессию людям. Уже с первых дней пребывания в больнице они чувствовали за своей спиной наставника, а после торжественного вручения им белого халата на общебольничном собрании наставничество получало официальное признание.

Я все больше узнавал о прошлой работе Екатерины Даниловны как главного врача от  её коллег – заместителей главного врача по амбулаторно-поликлинической службе Трипелец Любови Никитичны и от заместителя главного врача во врачебно-трудовой экспертизе Премет Нонны Августовны. Как то так получилось, что я с этими ветеранами больницы стал встречаться на разных посиделках на дни рождений Екатерины Даниловны. Вот тогда, в домашней обстановке,  я узнавал о многом. Прекрасно узнал и мужа Екатерины Даниловны Алексея Миныча, большого и весьма упитанного человека, который долгие годы был директором школы в том самом поселке ТЭЦ, где была и больниц.  Там еще в конце 40-х – начале 50-х годов было построено  большое количество двухэтажных домов, и была даже небольшая площадь напротив школы с памятником Ленину.  Из окон большой квартиры Бацуновых на первом этаже одного из домов была видна и школа, и этот памятник.

Нашему личному сближению с Бацуновой помогло и то обстоятельство, что в рентгеновском отделении рядом со мной работали родственники Екатерины Даниловны – её брат Борис Агапитов  и жена второго брата Валентина Агапитова – Полина Ивановна.  Как оказалось, Екатерина Даниловна  родилась на Украине и,  убегая от нашествия немцев во время войны,  оказалась на Дальнем Востоке, в Хабаровске. И когда началось строительство ТЭЦ в Хабаровске и при ней здравпункта, обратили внимание на энергичного врача Екатерину Агапитову.  Так она стала заведующей здравпунктом, потом главным врачом медсанчасти и потом возглавила больницу № 11. Позже пригласила приехать работать в неё двух своих младших братьев, которые к тому времени закончили медицинское училище. Рентгенлаборантами они стали уже в Хабаровске, пройдя первичную специализацию.

Задатки хорошего организатора здравоохранения позволили Екатерине Даниловне  хорошо подбирать кадры медицинских работников – как врачей, так и среднего медицинского персонала.  Хотя работать в больницу на Пятой площадке, которая имела репутацию самого криминального района города, не многие хотели. Но,  тем не менее, больница хорошо укомплектовывалась кадрами, которые в стенах больницы росли, становились хорошими специалистами и покидали стены больницы, лишь идя на повышение. Так, стала заведующей отделом здравоохранения Хабаровского горисполкома Шетенко Лариса Степановна, работавшая в больнице заведующей поликлиникой.  Главным терапевтом города стала бывшая заведующая отделением стационара Жирнова Зинаида Васильевна. Да и ваш покорный слуга из больницы ушел на должность главного рентгенолога края.

Больница, став клинической базой кафедр медицинского института, была кузницей кадров не только для Хабаровского края, но и для Дальнего Востока. На базе  хирургической клиники стал функционировать факультет усовершенствования врачей, и хирурги со всего Дальнего Востока учились новым методам хирургического лечения больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, на которых специализировалась хирургическая клиника профессора Александровича Г.Л.  В этой работе, как и в обучении студентов медицинского института,  все клиницисты получали поддержку главного врача. Несмотря на все трудности, были предоставлены учебные комнаты для занятий и неплохо оборудованы методическими пособиями. Именно Бацунова  решала вопросы спонсорской помощи с руководителями предприятий и учреждений Индустриального района, и материально-техническая база больницы улучшалась. И население района стало получать более квалифицированную медицинскую помощь.

Но вот расширить стены больницы или «вылечить» кое-какие конструктивные недостатки главному врачу было не под силу.  Поэтому при ливнях вода не успевала стекать в ливневую канализацию и попадала в подвал стационара, расположенного ниже уровня магистрального коллектора канализации этой части города.  Тоже самое случалось и во время интенсивного таяния снега.  Поэтому  шли неприятные запах из подвала больницы, которые беспокоили и персонал, и пациентов больницы.  Или довольно большие палаты в хирургических и терапевтических отделениях, где лежали по 8-10 человек.  А часто больные лежали и в коридорах, потому что  больница № 11 была единственной в районе на 200 тысяч населения, которая оказывала такие виды помощи. Все это порождало слухи о неважном состоянии больницы среди жителей города.

Сейчас люди моего поколения часто с ностальгией вспоминают демонстрации 1 мая и 7 ноября.  На этих демонстрациях коллектив больницы № 11 неизменно открывал колонну медицинских работников Индустриального района, в котором были еще больницы № № 9 и 13, поликлиники №№ 15 и 16. И всегда в первых рядах больницы шла главный врач – Бацунова Екатерина Даниловна. Подвести главного врача никто не хотел, поэтому колонна медицинских работников была одна из самых многочисленных.  Да и в социалистическом соревновании среди крупных многопрофильных больниц города №№ 3, 10,11, 13 очень часто побеждал коллектив, который возглавляла Екатерина Даниловна.

При ней  сформировались славные традиции больницы, которые неизменно соблюдались все годы советской власти. Это ответственность за порученное дело, высокая дисциплина, наставничество, гордость за работу в таком славном коллективе.  Особенно это мне бросилось в глаза, когда открылось новое здание поликлиники в Южном микрорайоне, в котором слились два амбулаторных  подразделения разных больниц - № 9 и №11. Екатерина Даниловна уже несколько лет не работала главным врачом.  Но традиции коллектива больницы № 11 очень быстро стали традициями и тех сотрудников, что пришли работать из поликлиники больницы № 9. И все потому, что они очень правильные и нужные.

Единственный сын Екатерины Даниловны и Алексея Миныча родился глухонемым.  Но родители смогли дать ему специальность – зубного техника.  Он закончил медицинское училище,  стал работать в стоматологический поликлинике, которая была вначале в составе больницы № 11, а потом стала самостоятельной поликлиникой № 18.  Сколько сил потребовалось родителям, чтобы их глухонемой сын получил путевку в жизнь, знают только они.  И не меньше усилий со стороны Екатерины Даниловны требовал уход за престарелой матерью, особенно в последний год её жизни, когда мать сломала шейку бедра и была прикована к постели.

Можно сказать, что и мне Екатерина Даниловна дала путевку в жизнь.  Как это получилось, сейчас поведаю.  Мой предшественник на должности секретаря партбюро Гриншпун И.С. был организатор стоматологической поликлиники при больнице, сам набирал медицинские кадры, поэтому все они были многократно проверены в деле и вымуштрованы им. Это позволяло ему не очень много времени заниматься чисто поликлиникой, а больше внимания уделять партийным делам. У него была целая сеть добровольных информаторов, поэтому он знал, что творится в больнице, да и в районе от и до. Тогда попасть на прием к стоматологу было очень сложно, очереди были огромные. А зубы болели у всех, и у рядовых людей, и у начальников. Вот они-то очень часто обращались прямо к Гриншпуну.  Он им помогал прийти на прием без очереди. И разговор при этом шел на самые разные темы. Так что, владея самой разнообразной информацией, он мог принимать взвешенные решения.

Когда меня через три года работы в больнице коммунисты избрали секретарем партийного бюро, у меня же не было ни таких связей, ни опыта. Да и людей в больнице я знал мало и плохо, проводя все время в рентгеновском кабинете. Поэтому очень благодарен Бацуновой за помощь и советы, которые она мне давала. Это позволило мне довольно быстро освоиться в новой для меня и очень ответственной должности. Ведь в Конституции СССР, принятой в 1977 году, была статья 6, которая прямо говорила о руководящей роли КПСС в государственных делах. Поэтому роль первичных партийных организаций на каждом предприятии, заводе, колхозе, институте повышалась. Избрание меня именно в этом году на должность секретаря партбюро потребовало изменить форму и методы работы партийной организации, уже не опираясь на несколько устаревшие методы Гриншпуна.  Конечно, мне помогли тут и советы моего отца, который в это время переехал в Хабаровск на постоянное место жительства. Будучи в течение многих лет членом райкома партии, он давал мне много советов по организации работы первичной партийной организации больницы.  Но Екатерина Даниловна была каждый день рядом, знала специфику нашей  работы, и могла не только советом, но  и данной ей властью помочь мне, будучи моим первым заместителем в партбюро больницы.  Меня заметили в районе и городе, и через 1,5 года пригласила на должность главного врача больницы № 10.  Но я не чувствовал, что уже готов возглавить большой коллектив многопрофильного учреждения и отказался от должности.

Накопленный мной опыт по организации здравоохранения позволил  мне неплохо зарекомендовать  себя, и получить приглашение вначале на должность главного рентгенолога города Хабаровска, потом Хабаровского края. А затем я стал первым заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома. К этому времени Екатерина Даниловна уже несколько лет не работала в больнице. Колоссальный объем работы не позволял мне регулярно поддерживать связь со своими коллегами по больнице № 11, но в общих чертах я знал, что происходит в больнице и в семье Бацуновых-Агапитовых.  И с большим сожалением узнал о кончине Екатерины Даниловны. Проводить её в последний путь пришли многие её коллеги по больнице – Трипелец Л.Н.,  Премет Н.А., Яколева Л.Н., которая сменила её в должности главного врача больницы, Арефьева Р.Д., Ершова Л.С. и многие другие. И на кладбище, и потом на поминках было сказано очень много теплых слов в адрес Екатерины Даниловны, вложившей очень много сил в становление коллектива городской клинической больницы № 11 города Хабаровска.  И не вина её и её последователей, что сейчас там совсем не такая  атмосфера, которая не позволяет плодотворно трудиться медицинским работникам.