И жить торопится, и чувствовать спешит!

Ирина Федурина
В классе тишина. Не скрипят стулья, не слышны разговоры. Только изредка доносится чей-нибудь глубокий вздох - признак тяжелой работы мозга. Идет контрольная работа.

Я стою у окна и наблюдаю за взъерошенным воробьем, который клюет оставленный на асфальте кем-то хлеб. Клюнет и осторожно оглянется: нет ли рядом врага. Отпрыгнет, снова приблизится, и так раз за разом, доступная еда такая соблазнительная. Маленькая, но смелая птичка. Невольно всплывают   слова: "И жить торопится, и чувствовать спешит". Кто же это сказал? Не помню…

За спиной снова слышу тяжелый вздох. Поворачиваюсь к классу. Хмурит лоб Настя, пытаясь вспомнить правильный ответ, сосредоточенно грызет кончик ручки Аня, что-то тихонько напевает Катя. Чужие дети, которые стали за годы, проведенные с ними, такими родными.  Не представляю, как буду с ними скоро расставаться!

Вздыхает Никита. Видимо, плохо подготовился вот теперь и мучится: он крутится, заглядывает в тетрадь соседки по парте, вытягивая шею, пытается шепотом спросить ответ у друга, сидящего через ряд. Потом ловит мой взгляд, смущается, возвращается к своей работе. Но я-то знаю: это ненадолго. Он, как и воробей за окном, попробует еще не раз достичь своей цели. Такова его природа, такой он человек. И жить торопится, и чувствовать спешит.

Чьи же это слова? Мелькает мысль, возникают знакомые образы. Кажется, это эпиграф к  "Евгению Онегину"? Надо проверить. Протягиваю руку к планшету, но тут же забываю.

Я вновь у окна. Надо дать Никите возможность списать. Я люблю этих детей и из-за этой любви на какой-то миг перестаю быть профессионалом. Бесплатный ответ, полученный Никитой, тоже принесет ему пользу: знания, добытые в экстремальной ситуации, намного прочнее. Да и мне не придется ставить двойку, так как немного информации в его работе все-таки будет.

А воробей тем временем уже склевал все хлебные крошки и пристроился у дождевой лужицы. Он набирает в клюв воду и глотает ее, при этом запрокидывая крохотную головку. Взмахивает крыльями, бьет ими по воздуху, но не взлетает. Опасность далеко, а еда рядом. Бедная птаха, весь день в заботах о хлебе насущном!
И жить торопится, и чувствовать спешит. Точно, это  эпиграф к первой главе "Евгения Онегина", но чьи же слова использовал А. С. Пушкин?  Кажется, это...

   - Елена Викторовна, можно сдавать работу?
Я поворачиваюсь к классу. Еще один "торопыга"? Первый взгляд на Никиту - тот лихорадочно пишет в тетради. Улыбаюсь про себя, значит, хитрец, получил информацию.

   - Ну,  Елена Викторовна, можно сдавать тетрадь?
Это Ваня. Холерик по темпераменту, он всегда и все делает раньше других и, как правило, не очень качественно. Если закончил работу, сидеть на месте ни за что не будет. И жить торопится, и чувствовать спешит.
Приходит озарение! Эти слова еще в девятнадцатом веке сказал о горячности молодых  П. Вяземский, а великий А. Пушкин их обессмертил.
Поколения сменяют поколения. Новое время, новые условия, новые отношения. Но есть то, что из века в век остается неизменным: все так же молодежь торопится жить, а старшее поколение с трудом вспоминает авторов крылатых выражений.

Улыбаюсь…
   - Конечно, Ваня, можно сдавать работу.