А еще был случай

Виталий Борисович Иванов
Однажды мы пошли в Ергаки. Пошли еще в то время, когда Ергаки не были местом массового паломничества. Там было тихо и спокойно. Можно было находиться в горах несколько дней и не встретить ни души. Можно было оставить лагерь на весь день, а вернувшись, найти все вещи на своих местах.
Произошло это в конце 70-х годов теперь уже прошлого века. Туристическое оборудование тогда было крайне неудобным и тяжелым. Мы тащили на себе две брезентовые палатки, ватные спальники, топоры, ложки, кастрюли, котлы, тушенку и прочие консервы в металлических банках... А еще мы несли фотоаппаратуру. Мы, это четверо людей, увлеченных фотографией. Рабочий график позволил нам выбраться на недельку в Ергаки, чтобы хоть немного поснимать в тех местах красивейшие пейзажи и отдохнуть.
Из автобуса Абакан – Кызыл мы выгрузились на 614-м километре, у Тармазаковского моста. Насладившись тишиной и одиночеством, отправились к одному из самых живописных мест Ергаков – озеру Светлому. Там мы решили основать базовый лагерь, откуда предполагали ежедневно выполнять радиальные выходы. Ну, а в первый вечер было решено просто посидеть у костра, поужинать, выпить и пораньше лечь спать, чтобы с первыми лучами солнца начать съемку.
Сидели хорошо. Много говорили, спорили, шутили... И все было бы хорошо, но один из нас постоянно требовал помолчать, а в тишине к чему-то прислушивался.
- Что тебя беспокоит? – не выдержал один из нас.
- Ребята, у меня такое чувство, что рядом трещат кусты. Как бы мишка к нам в гости не пришел.
В тот момент мы не придали значения этим словам. Налили вновь и выпили. Потом еще и еще раз. А часиков около 10 разбрелись по палаткам и вскоре угомонились. Но перед этим «специалист по косолапым» взял на себя обязанности кострового – человека, который всю ночь поддерживает огонь, чтобы никакая живность не нарушила наш сон.
В четыре утра костровой разбудил нас. Утро было прекрасным,  солнечным и теплым. Пока умывались прямо в озере, вода для чая уже закипела. Потом быстро разогрели остатки ужина и, устроившись поудобней на приготовленных бревнах-сиделках, приступили к завтраку.
- Как ночь прошла? Как твой медведь? Или у страха глаза велики? – спросил кто-то.
- Вот напрасно вы со мной таким тоном говорите. Мишка и вправду был. Благо костер всю ночь горел. Оттого и спалось вам спокойно.
- Видел?
- Почти…
- ?????
- Слышал, как он тут рядом воду пил из озера. Пил долго и много.
- Надо его чем-то пугнуть, чтобы ушел в лес.
Пугнуть зверя нам было нечем. Одна надежда встретить охотников и попросить их немного пострелять рядом с лагерем. Так и решили. Собрали рюкзаки с аппаратурой, уложили в них термосы и бутерброды и потихоньку тронулись в путь.
Пройдя по тропе метров сто, идущий первым резко остановился и стал что-то внимательно разглядывать.
- Что там? - спросил лидера «специалист по медведям».
- Да, похоже, ты был прав. Мишка…
На тропе лежала, простите, куча…
- А! - радостно вскрикнул «медведевед». – А вы надо мной смеялись. Вот вам доказательства. Смотрите, смотрите... Он буквально недавно был здесь, – с этими словами он впустил пару пальцев в то, что лежало на нашем пути, и тут же воткнул их в свой рот. –  Оно еще теплое. Значит, он…
Продолжение монолога мы уже не слышали. Завтрак активно рванулся из наших желудков. Очищение продолжалось минут десять. А когда рвотные рефлексы затихли, то мы увидели нашего товарища сидящим на травке рядом с кучкой характерного цвета. Столовой ложкой он намазывал что-то на кусок хлеба и с аппетитом уплетал.
- Мнительные вы какие-то, - сказал он, глядя на нас. – И очень нежные.
Потом он рассказал нам, что еще в Красноярске решил разыграть нас, для чего и сунул в свой рюкзак пару банок с кабачковой икрой. А ночью, когда мы спали, он прошел по тропинке и вывернул их содержимое. Подготовился. Ну, а мы «купились».
Медведя в тот раз мы, конечно, не увидели. Зато видели много красивого. Я и сегодня, просматривая слайды, сделанные в том походе, вспоминаю Ергаки, друзей, ночной костер, завтрак и все остальное.
От этих воспоминаний настроение всегда только улучшается, на душе становится теплее.  Видимо, возраст сказывается…

Виталий ИВАНОВ
г. Красноярск, 2011 год.