Светает! О Шахматном Всеобуче

Алексей Ратушный
Давайте попытаемся хотя бы в самых общих чертах обрисовать, что там у нас с проблематизацией по Шахматному Всеобучу накоплено?
Хотя авторы перечисляют целый ряд стран, где оный введён в той или иной степени, но мне пока не удалось отыскать доступного моим стареньким мозгам материала на родном мне русском языке.
Поэтому попытаемся представить то, что удалось отыскать на космических просторах Интернета на данный момент.
Сразу предупредим нетерпеливого юного – я полагаю! – Читателя.
У меня свой взгляд на все ниже описываемые события и вещи!
И это взгляд хищника!
Но сегодня мы отвлечёмся!
Сегодня мы попробуем наметить канву грядущих исследований.
Сегодня мы располагаем двумя УМК – от Игоря Георгиевича Сухина и от Елены Прудниковой.
В отличие от остальных пособий это именно учебно-методические комплексы! На них я намерен остановиться попозже.
Кроме этих УМК мы располагаем замечательными практиками:
Калмыкии
Челябинской области,
в первую очередь опытом Кибизова
замечательными наработками города Сатки
опытом Псковской области
опытом Якутии
опытом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
опытом Качканара (И.Звягин, Н.Некрасов)
опытом школы «Фора»
и опытом интернет-школ «Мастер-Чесс» и других
теоретическими выкладками
В.Кибизова
А.Щетинина
Н.Алексеева
И.Сухина
В. Полоудина
Е.Прудниковой
А так же богатейшим учебным арсеналом от З.Тарраша, А.Нимцовича, Р. Рети, А.Алехина, А.Котова, Я.Эстрина, Ю.Авербаха, Д.Бронштейна, В.Стейница, М.Чигорина, М.Эйве, Э.Ласкера, Х.Капабланки, М.Ботвинника, Б.Вайнштейна, В.Голенищева, И.Майзелиса, А.Хинчина, А.Костенюк, П.Кереса, Р.Фишера, Г.Каспарова, А.Карпова
А также колоссальными наработками и практиками в области преподавания других настольных игр, и математических дисциплин на всех уровнях.
В области методологии игры на первое место я ставлю Шекспира, Шиллера и Пушкина, Платона, Аристотеля и Феофраста.
Огромное значение имеют наработки в области хореографии, живописи и музыки. Исключительное место занимает в формировании наших представлений и практик творчество А.Дюрера и Г.Сатониной, а также венгерского ансамбля «Ботафого».
Естественнонаучные концепции Ньютона, Эйнштейна и Бора.
Особое место занимают космогонические и космологические теории.
Особняком стоит и исследование Н.М.Рудина о Чатуранге.
Огромное значение мы придаем также системным изложениям историка и методолога И.Линдера, психолога Н.Крогиуса.
Как видно из этого далекого от полноты и завершения краткого перечня только выдающихся отечественных практик – например я не упомянул и буквой великий труд Иващенко, коллекции Лукинского, опыты югославского «Информатора»,  учебники игры от многих зарубежных современных мастеров, неопубликованные пока труды Б.Радевича, разработки Я.Карбасникова, воззрения Л.Щепёткиной – определенный материал для обобщений и некоторых выводов имеется.
Человек не изучающий опыта предшественников обречён повторять!
Повторять заново труднейший путь выработки их идей, их ошибки и заблуждения.
Конечно велик соблазн выдернуть цитату из создателя Павлышской школы, сослаться на труды Б.Никитина и Ш.Амонашвили.
Совсем не противоречат нашему замыслу и идеи Я.Каменского и П.Каптерева. Во многом мы солидаризируемся и с концепциями Экзюпери и Макаренко.
Но нельзя объять необъятное.
Трагедия нашего века заключается в том, что на длинные тексты ни у кого нет времени, а короткие тексты легко критикуются и разрушаются со всех сторон.
Поэтому нам придется прибегнуть к технике Платона – выстраивать абстрактные «диалоги» в которых будет идти обсуждение комплекса идей.
Платон во всех своих абстрактных диалогах ставил в центр обсуждения фигуру своего гуру, своего сенсея, своего учителя, своего наставника, своего тренера, своего «наше всё» - Сократа.
Моя кличка в школе была «Рата».
Вот я и поставлю Рату в качестве константы этих диалогов.
Если, разумеется – успею.
Но пойдём встречать Солнце!
Светает!