Уберите свою ворону

Елена Катрич Торчинская
 Этим утром залёживаться в постели не пришлось: вороны разбудили задолго до наступления рассвета. Интересно, как там воронёнок? Вчера уже в сумерках он неудачно слетел с дерева, и к нему начали подбираться кошки. Воронёнка заметил сосед и решил вмешаться. Вообще-то слётков лучше не трогать, но впереди ночь, и за это время птенец действительно мог бы стать лёгкой добычей. Но что с ним делать? В быстро наступавшей темноте двое несчастных родителей из себя выходили, истошно каркая. Они не оставят птенца, где бы он ни был, поэтому не стоит брать его ночевать в дом: утром оголтелые родители не дадут выйти на балкон, а могут и в окно залететь. Осмотревшись, решили поместить его в батут, временно оставленный съехавшими жильцами и всё ещё стоявший посреди двора. Высокая сетка надёжно защищала от кошек.

Птенцу поставили плошку с водой и накрошили хлеба. Впрочем, это был не такой уж птенец, а скорее подросток – по виду почти взрослая птица, только маленьких размеров и ещё бесхвостая. 

– Что это вороны сегодня так разорались? – поинтересовался муж, оглядывая двор из окна.

Зная, как он опасается ворон, я ему вчера ничего не сказала. «Гони их с балкона и не корми ничем, у нас в Иране был случай, когда они выклевали человеку глаз!», всегда предостерегал он и заранее прогонял ещё не успевшую устроиться на перилах ворону. Но ведь это же умнейшие птицы! За время своей многолетней дружбы с кошками, чьей едой вороны не прочь полакомиться, я успела убедиться в наличии у них настоящего интеллекта. И, по-моему, зря нападать они не будут, разве что защищая потомство.

Две местные вороны прекрасно знают, когда я кормлю кошек, и на «кис-кис-кис» являются раньше них. Стоит кошкам зазеваться, как весь без остатка сухой корм исчезает в прожорливых клювах, к тому же вороны гораздо менее привередливы. Приходится стоять и караулить кошачью еду от ворон. А тем терпения не занимать – сидят в сторонке и ждут: а вдруг что обломится? Но всё-таки неприятно есть, когда кто-то выжидательно сидит у тебя над душой, и однажды я увидела, как кошка переругивалась с вороной. Обе издавали очень странные звуки. «Ме-ке-ке-ке», – частила кошка, глядя на ворону снизу вверх и дрожа от негодования. «Кур-кур-кур-кур!», насмешливо вторила наглая птица.

Как известно, игрушек на котят не напасёшься – все куда-то исчезают, тем более во дворе. Однажды обнаружилось, что маленький пластмассовый шарик из тех, что я постоянно кидала котятам, оказался последним. Котята прибежали, а я развела руками – игрушек больше нет, не знаю, куда вы их деваете. И вдруг этот шарик явился прямо передо мной и подпрыгнул, как будто упал с высоты. Я взглянула наверх – над крыльцом сидела ворона, хитро крутила головой и, думаю, даже улыбалась.

– И как вы с Беньямином додумались посадить его в батут? – воскликнул муж, услышав про воронёнка. – Во-первых, это чужой батут, его не сегодня-завтра приедут забирать, а он окажется загажен помётом! А во-вторых, я не желаю, чтобы у меня над головой летали в панике вороны-родители! Сколько раз тебе повторять, что вороны – опасные птицы, они заклевать могут! 

Нет, в России я не сталкивалась с такой боязнью всякой живности: кошек, пчёл, ящериц, ворон, не говоря уже о собаках. Одно хорошо – в Израиле нигде не видно беспризорных собак. Вот и мой персидский муж Моше, едва завидев в доме геккона, гусеницу или что-то большое и жужжащее, делает неизменный вывод: «Мэсукан!»*
Муж выскочил во двор, а там птичья драма набирала обороты: две вороны, каркая что есть мочи, по очереди садились на край батута и остервенело теребили клювами его сетчатые края. Наверное, решили, что батут – это какая-то ловушка, откуда воронёнку не выбраться. Но почему вороны не опускаются к птенцу? Батут достаточно широкий... 

– Потому что эта штука им мешает, они её боятся! Идите и сейчас же убирайте его оттуда, вы, сумасшедшие!- распорядился Моше.
Недавно мы с Беньямином выручали из передряги кошачье семейство, и всё закончилось благополучно. Что касается ворон я уже и сама видела, что внутри батута можно было переждать ночь, но как в нём научиться летать? Для пробы крыльев нужны возвышения, с места умеют взлетать только взрослые птицы. Наверное, днём воронёнок зря теряет время, сидя в батуте.
Тем временем пробегавшая рядом кошка едва увернулась от разъярённой вороны.

– Ты видишь, что творится? Какие там кошки, тут хоть бы нас-то самих не растерзали эти птицы! Остерегайся, куда ты лезешь?! – испуганно закричал муж, когда я, расстёгивая батут, почувствовала, как прямо надо мной пронеслась ворона, едва не спикировав на голову.
Воронёнок не спеша выбрался из батута, посидел на его краю и спрыгнул вниз, расставив крылья. Значит, немножко умеет ими пользоваться. Оказавшись на траве, он чего-то испугался и забился в кусты на границе с соседским участком. Я временно потеряла его из виду, но родители безошибочно чувствовали, где он находится, и кружили над этим местом, присаживаясь на перила соседской лестницы и не переставая горланить.

– Боже! Я не могу пройти, здесь ворона... Что это с ней?!
Соседка с ребёнком на руках не решалась подняться домой, а птица, сидевшая на её пути, улетать не торопилась. Обычно стоит замахнуться, и ворона снимается с места, но только не в этой ситуации. Крылья приподняты, в беспрерывном карканьи – ноты крайнего раздражения.

– Да птенец у них из гнезда выпал, слёток. Вот они его и стерегут, – пояснила я, – боятся за него. Это вороны с нашего дерева, там у них гнездо.

– Господи, что за напасть? Пожалуйста, уберите свою ворону!
«Уберите свою собаку», «уберите своих кошек» – такие фразы мне иногда приходилось слышать, причём последнюю только в Израиле, но «уберите свою ворону»?..

Да, кошка тоже может наброситься, если защищает своих котят. От неё, разъяренной матери, будет в страхе улепётывать даже матёрый кот, и это справедливо. Но вороны-то каковы! Целый день они не упускали из виду своего неудачливого отпрыска и ободряюще каркали. Он тоже начал каркать в ответ, а они спускались к нему на землю и совали еду в раскрытый клюв.

Весь день воронёнок разгуливал по двору и лез куда попало, подобно ребёнку, едва начавшему ходить. Неуклюже подпрыгивая, он  даже забирался по лестнице, а оказавшись на подходящем возвышении, всякий раз пытался взлететь. Вскоре он уже успешно перелетал с одного предмета на другой, а к вечеру я увидела его сидящим на крыше рядом с родителями. Вот оно, оказывается, какое нервное и хлопотное занятие  – учить птенца летать. Но к концу дня воронья суета прекратилась.Видимо, отпрыск научился пользоваться крыльями.
* Опасно! – (ивр.)