Молодая няня

Сергей Никулинъ
Сегодня в гостях у читателей «Воскресной школы»
одиннадцатилетняя сестра милосердия,
жительница Одессы Олеся Баглюкова.

...— Я хожу помогать в Дом милосердия Исцелителя Пантелеймона. Помогаю там всем няням и ухаживаю за бабушками. — Говорит о себе Олеся. — У нас там очень тяжело, у нас 30 бабушек, но есть и дедушки. И няни наши очень устают, они сутками работают, заменяют друг друга. Иногда вообще очень тяжело, а что делать, надо помогать друг другу.
— А ты устаёшь?
— Я? Ну как когда. Как придётся. Там вообще сложно. Иногда устаю, иногда нет.
— Расскажи нам, Олеся, с чего начинается твой трудовой день.
— Утром я прихожу, сначала я переодеваюсь — надеваю халат; обычно мы приходим до завтрака; я прохожусь по всем бабушкам, спрашиваю: надо вам чего-то или нет? А они говорят: принесите мне водички, принесите мне, там чего-нибудь, няню старшую мне позовите… Потом, когда уже надо завтракать, я разношу завтрак и некоторых бабушек кормлю сама. И потом собираю посуду, иногда мою её.
Некоторые ложатся спать. У нас бабушки в основном лежачие, мало кто ходит, поэтому очень сложно; потом их надо мыть, купаем мы их. Но я не купаю, купают их взрослые. Вот. Ну что ещё вам рассказать?
— А ты про бабушек расскажи. У тебя есть там бабушки, которых ты больше любишь, или которые тебе больше жалуются?
— Мне всех бабушек жалко. Там большинство бабушек, которые очень хорошо верят в Бога. Мне нравится одна такая бабушка, она очень любит Бога, за всех молится; она попросит принести водички, потом целый день молиться будет за этого человека.
— Давно ты стала сестрой милосердия?
— С того времени, как моя бабушка стала там работать. Она меня один раз привела, и я начала приходить. Когда я там ночевала, мне даже не хотелось спать, я ходила по бабушкам.
Ещё у нас есть Воскресная школа; преподаватель Тамара Петровна. Она очень… Ну, она мне очень нравится, лона хорошо ведёт уроки, подробно всё рассказывает. Мне очень нравится в воскресную школу ходить, правда, я уже давно не ходила. Мы ещё там поём. У нас преподаватели Наташа и сестра её Света, они поют в храме.
— Олеся, скажи, вот Воскресная школа, там легко, радостно, ты там поёшь… а зачем тебе за бабушками ухаживать, это что, так же интересно? Почему ты это делаешь?
— Я?
— Ну да, ты.
— Их сыновья и дочери оставили. И не приходят к ним, не ухаживают, ничего. А надо же им помочь, чтобы они были ну, нормальные. В нормальном состоянии, я имею в виду. Были чистые, накормленные; вот так. И я так понимаю, они меня тоже любят, они всё время меня называют: «молодая няня». Ну ещё и потому, что мне нравится помогать нянечкам.
Когда заканчивается воскресная школа, дети некоторые тоже остаются в Доме милосердия и немножко помогают. Ещё к нам приходят из школы-интерната мальчики, и они тоже помогают. У нас ещё есть наш духовный наставник отец Аркадий. Он часто к нам приходит, нам всё рассказывает, исповедует бабушек, причащает их. Потом у нас ещё отец Георгий ведёт лекции; очень интересно. Приходят семинаристы, помогают нам тоже, монахи приносят еду в Дом милосердия.
Мы еще, когда бабушки просят, читаем им Библию, про разных святых и молитвы. перед тем, как кушать, мы обязательно должны прочитать молитву, и после.
— И ты знаешь все эти молитвы?
— Перед и после трапезы — знаю. Ну, я не сильно много знаю молитв: «Отче Наш…», «Богородица, Дева радуйся…», потом «Достойно есть…» ну, я забываю ещё какие я знаю, но так если напомнить, то нормально знаю.
В Доме милосердия люди очень верующие и они ходят в монастырь часто. Анна Филипповна, главная сестра, она почти каждый день, наверное, там бывает. Если бы я жила близко, то тоже бы часто ходила. Просто я живу в другом конце, поэтому я иногда, как получается, прихожу в монастырь. Мне в нём очень нравится — красиво, чистый воздух. Я очень люблю монастырь. У меня в монастыре есть духовный наставник отец Евлогий.
— Когда вырастешь, будешь в монастыре?
— Я даже не знаю. Я вообще хочу стать монашкой. Не знаю, получится у меня или нет.[1]
— А почему не получится? Бывают искушения?
— Не знаю. У меня очень много даже грехов, наверное. И моя мама не очень верит в Бога; ну, она верит, но она не ходит в церковь.
— И ты маме не пыталась объяснить?..
— Я объясняю, но она не понимает.
— А почему ты стала верить в Бога, когда всё это началось?
— Я… ещё… ну… с рождения. Моя бабушка меня всему научила. Она меня забирала, и мы всё время ходили с ней в церковь. Мне нравилось ходить… И сейчас нравится, но у меня не очень получается.
— Олеся, в какой класс ты ходишь?
— В шестой.
— В школе учиться тяжело?
— Так себе. Нравится вообще в школе быть, но иногда бывает трудно по некоторым предметам.
— А любимые предметы есть?
— Есть. Раньше любила Русскую литературу. А сейчас я люблю математику очень. И ещё я люблю историю. Там очень интересно рассказывается о древнем мире.
Я хочу всё как-то учительнице сказать, это ж неправда, что был первобытный человек, как обезьяна. Бог создал Адама и Еву, и он был красивый. Ну… а обезьяна?
— Не можешь в это поверить?[2]
— Нет! Нет!
— А что бы ты могла пожелать вот таким как ты девочкам и мальчикам, которые читают нашу газету?
— Ну чтобы они верили в Бога, ходили почаще в церковь и помогали стареньким. Чтобы слушались маму, папу и… любили друг друга. Ну и ещё, чтобы меньше грешили, конечно.


Вопросы Олесе задавали:
Сергей Никулин
и Наталия Леонова.
Одесса, свято-Успенский монастырь, 1994 г.


На снимке: Олеся Баглюкова.
Фото Сергея Никулина.

____________________________

Опубликовано: Международная независимая православная газета «Слово» №№ 5 – 6 (17 – 18), лета 1994.

____________________________

[1] Интересный момент в интервью: девочка хочет стать монашкой. А что есть монашка? Женщина, сознательно отрекшаяся от материнства ради личной выгоды — царства небесного. Это и есть та самая сухая ветвь, не приносящая плода на древе жизни. Тут бы слова самого Христа привести в подтверждение: «Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Бог отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 2), — вот только Христос говорит вовсе не о жизни, а о служении эгоистичному библейскому богу, для которого именно сухая бесплодная ветвь и является высшим идеалом святости. Девочке ещё только 11 лет, но в сознание голубоглазого белого ребёнка уже внедрён вирус еврейского христианства усердиями родной бабушки, еврея Аркадия — этого наставника бесплодия и смерти, которого дитя именует «отцом» и некой шабесгойки Тамары Петровны. Блёстки золочёных риз, огоньки свечей, пышность обряда, запах ладана и церковное пение, — всё это не могло не создать в детском сознании образа доброй сказки, где главным героем выступает «спаситель боженька»; тогда как за этим-то «боженькой» разлились потоки крови, принесённых в жертву ему лучших людей планеты. Неужели родная бабушка столь черства и жестока, что, прикрываясь показной верой в еврейского бога, обманом лишает внучку её семейного счастья? Неужели старуха столь фанатична в своём служении мёртвому культу, что не желает рождения правнуков? Видимо, старушечий страх перед близкой смертью столь велик, что в угоду еврейскому богу, эта умудренная жизнью славянская женщина действительно готова принести в жертву упырю свою родную внучку, по примеру библейского Авраама, едва не спалившего на костре всесожжения своего же сына. Девочка ещё не осознала этого подлого предательства со стороны взрослых, и искренне верит и своей бабушке, и попам Аркадию да Георгию, и учительнице в воскресной школе. (Комментарий 2017 г.)
[2] Один из многочисленных вопросов, на который церковь не даёт вразумительного ответа: если бог создал человека по образу своему и подобию, как сказано в Библии, тогда по какому образу и подобию созданы негры, бушмены и австралийские аборигены? Или библейский бог был также и негром, и бушменом, и полудиким аборигеном? Или же негры не люди, и были созданы в один день с другими животными? Неоспоримый научно-археологический факт, что первобытные люди существовали наряду с людьми совершенными. И по прошествии миллионов лет первобытные вовсе не вымерли, а влились в «человечество», как влились в него те же негры. Ведь и теперь продолжают существовать люди с разными антропологическими параметрами, с неодинаковыми физическими данными и различными интеллектуальными способностями. Уже этого факта достаточно, чтобы усомниться в правдивости еврейской библии, как и прочих еврейских текстов, именуемых «священными». (Комментарий 2017 г.)
В 1994 году автор сам был христианином, будучи издателем церковной газеты, потому, задавая вопросы девочке, не ставил да и не мог ставить цель разоблачение библейской лжи.
(Сергей НикулинЪ)