Рождество

Эмма Шпитц
                Рождество

                И там, где сцепились бирюльки,
                Ребенок молчанье хранит,
                Большая вселенная в люльке
                У маленькой вечности спит.
                О.Мандельштам               
               


  В  смутное время после распада Союза бывшая республика Украина находилась “ в свободном плавании “. Один из участников российской телевизионной программы  в связи с этим сказал, что придёт время, когда мы из наших окон сможем вновь увидеть Украину в составе нашего государства. Поднятый вопрос был близок не только мне, родившейся на Украине, но и большинству телезрителей. В связи с этим я вспомнила  историю, свидетелем которой  была.
Это произошло в советский период до перестройки.  В командировку на согласование проектной документации должны были поехать двое: начальник отдела Стас Тищенко и главный конструктор Антон Кудрявцев. Но в последний момент перед отъездом оказалось, что по ряду причин Кудрявцев выехать не сможет. Командировку пришлось перенести на начало января, время для решения серьёзных проблем не совсем удачное, в связи с новогодними праздниками. В праздничные дни на Украине гуляния, предприятия не работают. Заменить Кудрявцева  было трудно.  Надо сказать, что Тищенко был не женат. С женой он развёлся и свою трёхлетнюю дочь оставил у себя. Девочка жила с его родителями на Украине. Он  считался завидным женихом, и наши дамы гадали, кого же он возьмёт собой в командировку на этот раз, обсуждали возможные кандидатуры. Претенденток  было несколько. Какого же было удивление, когда выбор его пал на молодого специалиста  Наташу Рябцеву. Она работала у нас не давно и вряд ли могла быть ему полезной. Выехали они в командировку на Рождество. При этом   не обошлось, как это бывает  без сплетен.
 Когда они выехали из  Москвы, шёл дождь, а на месте их встретил двадцатиградусный мороз. По случаю праздника завод не работал. Был уже вечер и  ушёл последний автобус. На проходной  охранник, Дина  встретила их любезно. Предусмотрительный Стас  приехал в командировку не с пустыми руками,  выложил на стол  подарки. В ответ Дина вручила ему  ключи от  квартиры. Когда они подходили к дому, где жила она, был уже поздний вечер, мороз крепчал, и они порядком замерзли.  Дина решила, что приехали молодожёны, поэтому, комната, которую предоставила она им, по её понятиям была в самый раз.  Всё, что в  ней было - это большая двуспальная кровать  и небольшая кушетка. Стас с Наташей переглянулись.  Крупный мужчина, Стас попытался устроиться   на кушетке. “Всё относительно в этом мире, как и оценка происходящих событий” – сказал он, поёживаясь от холода и натягивая на себя тонкое байковое одеяло.  Потеряв надежду согреться, он стал философствовать и читать стихи:
                Я ехал к вам: живые сны
                За мной велись толпой игривой,
                И месяц с правой стороны
                Сопровождал мой бег ретивый.
                Я ехал прочь; иные сны…
                Душе влюблённой грустно было…
                И месяц с левой стороны
                Сопровождал меня уныло.
- Предаваться мечтам не вредно – заметила Наташа,  вольготно устроившись на мягкой перине в кровати  под тёплым ватным одеялом, и  продолжила  стихи Пушкина:
                Мечтанью вечному в тиши
                Так придаёмся мы, поэты;
                Так суеверные приметы
                Согласны с чувствами души.
  Она предложила Стасу укрыться дополнительно курткой. Устроившись кое-как, вскоре он уже спал. Но Наташе не спалось. В окно светила луна. Она с жалостью смотрела на его свисающую с подушки освещённую луной  неприкрытую голову. Достала из сумки свой тёплый шарф и подошла к кушетке, чтобы его укрыть. Но как оказалось, Стас не спал, наблюдал за ней. Стоило ей только подойти к нему,  как он схватил её за руку и притянул к себе со словами:
-Ну и Наташка! Попалась.  А говорили  тихоня.
 На другой день в  комнату к ним вошла хозяйка, поздравила с рождеством Христовым. За окном на украинском языке  раздавалось пение:
                Коляд  коляд - колядница,
                Добра с мёдом паляница,
                А без мёда  не така,
                Дайте титко пятака,
                А пятак не такой,
                Дайте рубль золотой.
 - Уже четыре часа дня. А вы всё спите.  Пришли вас поздравлять с праздником. Колядовать у нас  на Украине называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Поют про рождество Христа, желают здоровья хозяину и хозяйке, детям  и всему дому.  Того, кто колядует, одаривают гостинцами. Я вот приготовила мешок с яблоками и орехами. Можете гостей угощать. - Что же ты племянничек тётку не узнаёшь?
- А кто тебе сказал, что не узнал – ответил Стас – всему своё время.
 - Хитрый лис ты племянничек. Да и я непростая дивчина.  Уже  сообщила твоим родителям о твоём приезде с жинкой. Скоро  они будут здесь. Всё на столе:  борщ из петуха, с домашними колбасками, можно утку зажарить в духовке. Хотите выпечку?  Мочёные яблоки есть. Что ещё прикажете, господа хорошие. Всё готово, останется только разогреть.
- Ну и дела! С жинкой, так с жинкой. Встречать, так встречать – воскликнул Стас.  - Вы  мадам,  по этому поводу что скажите? -  Обратился он к Наташе
 И запел:          
                Выйду на улицу,
                Гляну на село,
                Девки  смеются,
                И мне весело.
Через  час  за столом сидели родные Стаса. Гремели песни:
                Спустилась ночь  над засыпающими клёнами,
                Взошла луна над уснувшею рекой,
                Кроме глаз твоих шаловливых и влюблённых
                Я не вижу в этот вечер ничего перед собой…
- А у вас кошки такие же, как у  нас? Или у них свой язык? – спросила Наташу трёхлетняя Наталка. Утром на следующий день Наташа отправила  телеграмму родителям в Москву, что задержится на несколько дней с приездом.
В рассказе принимала участие Мария Харченко.