Дети

Болотный Лунь
Мы ели глину, известь и песок,
кору, траву и уголь и чеснок.
В кармане брюк есть выпавшие зубы.
Щипало нам обветренный губы.

И они, наконец, пришли. Обмахиваясь тоненькими ивовыми веточками от назойливых насекомых, беззаботно и неторопливо выступили из тени зеленых шатров. Пять босоногих сорванцов  с обувью в руках и под мышками в возрасте от четырех до шести лет. Две девочки с огромной охапкой степных колокольчиков в руках у каждой видно считали количество цветов недостаточным. Они наклонялись к каждому замеченному ими цветочку, травинке или веточке и с веселым щебетом пополняли коллекцию. Два светловолосых мальчика боролись своими веточками друг с другом. Самый старший мальчик с темной курчавой головой был настоящий джентльмен. Он был терпим и снисходителен к шалостям младших мальчиков и предупредителен к просьбам девочек. Как само собой разумеющееся букеты перекочевали в руки юного джентльмена, а сбор цветов пошел по второму кругу.
- Зачем вы рвете столько цветов? У вас вон уже сколько их.-сказал один из младших мальчиков.
- Но они все разные! И они такие красивые!-возразила рыженькая девочка.
- Они завянут и вы все равно их выбросите. Глупые!-продолжал мальчик.
- Сам глупый!- рыженькая девчонка надула губки и отвернулась от ребят.
- Я домой пойду и не буду с вами играть.- заявила она. Старший мальчик, увидев мелькнувшие слезы, тут же вступил в разговор:
- Не плачь, Лена. Виталик не хотел тебя обидеть. Цветы и правда быстро завянут. Смотри как жарко. Они уже стали вянуть. А нам их не поставить в воду. Ведь мы хотим еще в автобусе поиграть. Давай потом еще соберем новых? А ты, Виталик, сам глупый. Разве можно девочек обижать?
 Это он говорил белоголовому мальчугану. А другой проказник со светло русыми выгоревшими на солнце волосами подхватил слово и стал дразниться. И мальчишки опять вступили в бой веточками ивы.
- Смотрите, тут был мой венок. Вон лепестки мака.- сказала другая девочка. И дети столпились у воды, разглядывая лепестки и запутавшиеся в камышах травинки из венка.
- Пойдемте уже.- сказал Виталик и отправился в сторону автобуса.

Между бегущими водами арыка и автобусом находилась пересохшая от засухи полянка. Через глубокие трещины в почве проросли и боролись за жизнь скудные степные растения. Были среди них и колокольчики со скрюченными листьями и мелкими выгоревшими цветами.
- Идите в тень.- сказал старший мальчик и отдал темно русой девочке букеты. А сам стал вытягивать из сухой, как камень, почвы колокольчики с длинными белыми корнями, стараясь их не оборвать слишком коротко.
- Зачем тебе такие колокольчики? Они ведь не красивые.- сказала девочка.
- А вот увидишь.- хитро прищурился мальчик и улыбнулся. Осторожно вытянув несколько колокольчиков вместе с корнями, он отнес их к арыку и выполоскал в воде. Когда он вернулся со своим пучком колокольчиков, вся компания, наконец, тронулась к автобусу.

Автобус ждал. Он в восторге затаил дыхание. А дыхания скопилось в разогретом на солнце салоне так много, что, когда двери со скрипом распахнулись, детей обдало горячей смесью состоящей из въевшегося навсегда в стены запаха бензина и дерматиновых кресел. На мгновение дети замерли от неожиданности на месте. Затем с шумом стали забираться по ступеням и располагаться на креслах. Первыми в салон Автобуса ворвались старожилы этих мест. Два брата совсем не похожих друг на друга: блондин и кудрявый брюнет, четырех и шести лет от роду. И уже знакомая нам рыжая девочка Лена, которую все звали между собой Рыжая Ленка. Ей, как и Виталику исполнилось четыре года и только в этом году ей разрешили гулять на улице без старшей сестры при условии -не отходить далеко от дома. Ох уж эти взрослые! Им невдомек, что для ребенка все интересно и что "рядом"- это целый поселок. А уж если с вершины холма видны крыши домов всей улицы, то это "рядом".

Вошедшие поскидывали свои сандалии на первое сидение и расположились на креслах в середине салона с левой стороны. Мальчики повскакивали на сидения и открыли форточки. Потоки свежего воздуха дерзко ворвались внутрь, смешались с душной горячей массой атмосферы в салоне, расталкивая ее по углам.
- Сережа, мне тоже открой.- попросила Ленка, показывая, что ее руки заняты букетом.
Новенькие задержались у входа: так удивительно было видеть автобус не на трассе, а в поле. Мальчик с выгоревшими на солнце русыми волосами прилип к пульту управления, разглядывая лампочки, кнопочки и циферблат. Ему хотелось что-нибудь сделать и он начал нажимать на все кнопки и рычаги.
- Что ты делаешь? Женька, перестань! Он же может поехать!- испугано прокричала девочка. В глубине салона рассмеялись мальчишки:
- Никуда автобус не поедет. Он же сломанный. У него и колеса уже поснимали.
- А мотор? Мотор у него есть?- тут же спросил Женька, выглядывая из-за спины сестры.
- Не мотор, а двигатель.- знающе просветил всех Виталик.
- Нет. Его сразу сняли.- добавил Сережа.
Маринка бросила свою пару обуви и пару брата в общую кучу и, разглядывая салон, проследовала к другим ребятам. Женька шел за ней след вслед.
Дети сидели на крайних креслах у прохода и у всех троих был выжидающе похожий взгляд. Только Ленка чуть прятала глаза, а Виталик вцепился в поручни стоящего перед ним кресла, чтобы никого не пропустить к окну. Брат с сестрой в замешательстве оглядывались по сторонам. Куда сесть? Вокруг куча свободных кресел, а хотелось бы сесть поближе к новым друзьям. Попросить подвинуться они не решались по той причине, что эти друзья были слишком "новые" и дети еще только осваивались в этой компании.
- Садитесь же!- залпом выпалили два мальчишеских голоса в крайнем нетерпении.
И новенькие разом плюхнулись на первые попавшиеся кресла напротив. И в следующую минуту с визгом и воплями подскочили со своих мест, хватаясь за обоженные о горячие сидения голые ноги. В изумлении и с недоверием они уставились на хохочущих ребятишек. Ленка от удовольствия задрала голову лицом вверх и закатывала глаза. Виталик захлебывался от смеха так, что это больше походило на рыдания. А Сережа смеялся почти беззвучно и кулаком растирал выступившие из глаз слезы. Но их смех не казался оскорбительным или обидным. Им было просто очень весело. Неуверенная улыбка выступила на губах Маринки, а смешливый братишка, которому только пальчик покажи, уже заливался звонче всех. Так, что сидевшие в салоне стали  закрывать уши от вибрации его голоса. Вся пятерка заразилась общим  смехом: двое- стоя в проходе, трое- умирая в креслах. Стараясь побороть смех, дети стали двигаться с кресел, приглашая стоящих садиться рядом жестами и булькающими невразумительными репликами. Женька сел вместе с Виталиком, своим вечным другом и соперником. А Маринка села к Ленке, все еще держа в руках свой букет колокольчиков.
-Брось его где-нибудь.- посоветовала Ленка. И Маринка положила цветы на сидение, что находилось напротив.
Смех почти затих. Только на сидении, где разместились два друга слышалось постоянное шептание переходящее то в визг, то в икоту.
- Будете сопли?- обратился Сережа главным образом к девочкам.
- Давай.- тут же обернулась Ленка и протянула ладошки.
- Чего?- не поняла Маринка, брезгливо сморщив носик.
- И мне,- вскочил в своем кресле Виталик.
- И мне,- повторяя за ним, распахнул ладошки Женька, еще не зная, что все это значит.
Помня шутку с горячими сидениями, только Маринка недоверчиво отказалась от предложения.
-Да ты не бойся. Они сладкие.- сказал Сережа и подхватив с сидения свой пучок колокольчиков, стал делить его между ребятишками. Они хватали свою долю, совали в рот белые длинные корешки и жевали. Сережа протянул выделенный ей пучок, а свою порцию засунул в рот.
- Почему сопли?- спросила Маринка, разглядывая длинные белые упругие корни растения. Дети с удовольствием жевали корешки, причмокивая и облизывая губы. Маринка решилась и попробовала один корешок. Действительно, сладкий и сочный вкус. Немного склизкий внутри при разжевывании.
- Они белые и длинные как сопли,- пояснил Сережа. А младшие дети поддакивали и кивали на его слова с полными ртами.
- И они скользкие внутри,-добавил Виталик.
Сережа вылез со своего места и выбрал из букета Марины пару колокольчиков с длинными корнями. Он обтер о край рубахи корешки и протянул девочке:
- Попробуй.
Маринка взяла их и надкусила, пожевала. Эти растения были рослые, с крепкими гибкими стеблями и длинными слегка зеленоватыми корнями. Но сладкий вкус корней был слабо выражен. Цветы были красивые, но корни не вкусные.
- Видишь? Их поливают и они теряют сладость. А эти сидят на солнце. Они не такие красивые, но самые сладкие.
- Я не хочу их глотать. Они все-таки жесткие.- сказала Маринка, переваливая во рту комок склизкой массы.
- И не глотай. Просто пожуй, высоси сок и выплюнь.- посоветовал Сережа.
Расправившись с корнями, дети выкинули выплюнутые остатки в открытые форточки и принялись делиться впечатлениями от проведенного вместе дня.
- Как здорово ходить по полю! Как будто плывешь в океане. Всюду волны, волны! И столько колокольчиков! Только жарко очень.
- Совсем не жарко,- повторяя друг за другом, не соглашались младшие мальчики. Это их макушки почти утопали среди волн высокой пшеницы.
- А мне было жарко. И я очень устала подниматься на эту гору. В следующий раз я попрошу папу отвезти нас на мотоцикле. Какое большое озеро там за холмом!
- Это плотина.  И папе нельзя говорить, что мы ходили туда. Видишь? Она находится за холмом и ее не видно отсюда. Это далеко. А то следующий раз тебя не пустят гулять.- сказал Сережа, а младшие мальчики закивали.
- А играть в домике на дереве можно?- спросила Ленка.- Это тоже далеко.
- Это наша улица. И смотри: вон те деревья. Их видно и отсюда. Там можно играть.

Обычно маленьким детям мало пустой болтовни. Им хочется играть, двигаться, шалить. И два проказника, чтобы не заскучать, придумали перелазить через кресла. Виталик, повторяющий все за товарищем, поспешил и нечаянно толкнул Женьку. Тот не удержался на сидении и свалился с него вниз.  Все замерли, перестали смеяться. Послышался всхлип. Из-за кресла появилась грязная мордашка и захихикала. Смех грохнул с новой силой, а мальчики продолжили игру.
- Нет, не к нам. Вы нас задавите.- запищали девочки.
- Идите на ту сторону. Пол автобуса свободно.- предложил Сережа.
- Там сиденья горячие.- возразил Виталик.
- Это для ляшек и попы горячо, а пяткам нет.- сказал Сережа и скосил взгляд в сторону девочек, которые захихикали и спрятали лица в ладошки.
- А я могу ходить по огню.- заявил Женька и перебрался на другую сторону автобуса.
- И я могу.- повторяя за ним, Виталик спрыгнул с сидения в проход между кресел.
- И еще по гвоздям. А еще я могу съесть стекло.- продолжал врать Женька.
- И я могу съесть стекло.- вторил эхом Виталик.
Маринка подскочила с места и грозно сведя брови пригрозила:
- Я расскажу маме.
Но шалун не растерялся:
- А я расскажу, что ты вылила суп в виноградник.
- Ты тоже вылил.- возмутилась сестра.
- Потому, что ты сказала: "Давай вместе выльем."
Все уставились на Маринку, что она ответит? Но девочка растерялась, насупилась и плюхнулась в кресло, обхватив себя руками и устремив упрямый взгляд перед собой:
- Там лук. А я его не люблю.
- И я. И я.- понеслось со всех сторон. И Маринка воспрянула духом.
- А я люблю зеленый лук. С хлебом, с солью.- рисуя перед собой картинку, произнес Сережа и потянул воздух носом.
- А нам с Женькой нравятся корочки с солью натертые чесноком.- продолжила Маринка.
Между тем, облазив все кресла, мальчишки нашли себе новое занятие. Они вспомнили про люки на крыше автобуса и стали прыгать с сидений, пытаясь достать до ручек.  У Женьки получилось один раз зацепиться за ручку и повиснуть на ней, болтая ножками. Девочки хихикали, наблюдая за его усилиями.
- Сережа, помоги. Мы откроем люк.- обратился Виталик к брату.
Девочки с выжидающим интересом воззрились на Сережу. Он самый старший и самый высокий. У него бы получилось.
Сережа солидно и степенно поднялся с места, не спеша забрался на сидение и, зацепившись за верхние поручни, дотянулся до ручки люка. Четыре задранные вверх мордашки наблюдали за ним. Но открыть люк не получилось.
- Надо встать на плечи.- предложил Женька.- Виталька, лезь на меня.
Два четырехлетних мальчика были одного роста,только Женька чуть покоренастее, но этого было бы не достаточно.
- Нет. Я выше. Пусть Виталик лезет ко мне на плечи.- сказал Сережа. Он спрыгнул на пол и подставил спину.
Пока Виталик забирался на плечи брата Женька пытался ему помочь, но делал только хуже. Виталику было щекотно и он дрыгал ногами.
- Виталик, перестань. А то я тебя уроню.- Сережа пытался удержать свою ношу.- Женя не надо его трогать. А то он брыкается.
Девочки прыскали от смеха со своих мест. Но вот Виталик надежно уселся на плечах брата и, держась одной рукой за его голову, другой дотянулся до ручки. Он стал ее дергать вверх, но сил не хватало.
- Надо двумя руками.- сыпались советы снизу.
- Виталик, отпусти меня и нажми двумя руками. Я держу твои ноги. Ты не упадешь.- сказал Сережа.
Виталик отпустил его голову и двумя руками нажал на рычаг. Остальные с напряжением мысленно помогали этому процессу снизу. Крышка поддалась и, ржаво крякнув, устремилась вверх. Потоки воздуха свежими вихрями ворвались внутрь обдувая разгоряченные лица. Дети радостно запрыгали и захлопали в ладошки, а Виталик завертелся на плечах брата забыв об осторожности. И только Сережа, пыхтя и сопя, пытался сохранить равновесие. Он осторожно сел на сидение и помог слезть младшему брату. Мальчишки тут же запрыгали по салону, а девочки с уважением и восторгом воззрились на старшего мальчика. Какой же Сережа сильный!
Женька, хлопнув себя по кармашкам шортов, обнаружил, что там что-то есть. Он сунул руку в карман и вытащил пригоршню семечек.
- У меня есть семечки. Кто хочет?
И четыре маленькие ладошки протянулись к угощению. Все расселись на креслах. Женька потрошил карманы и делился с друзьями. Также в недрах кармашек нашлись две ириски и два пестрых фантика. У Маринки и Виталика, оказалось, есть дырки в зубах, поэтому ириски достались Ленке и Сереже. Младшие дети не умели ни чистить, ни щелкать семечки и жевали их вместе с шелухой.
- Не ешьте с кожурой. Аппендицит будет. Виталик, чисть семечки вот так.- показывал Сережа брату, как надо чистить семечки.- А то операцию будут делать.- добавил он.
- Это как?- спросила Ленка.
- Живот разрежут.- ответил мальчик. Он задрал рубаху и широким жестом показал, как разрежут живот.
Сережа и Маринка, как старшие, уже умели и чистить и грызть семечки. Но у Маринки недавно выпал передний зуб и щелкать семечки было неудобно, а чистить руками очень долго. Она жевала семечки с кожурой. Но после слов Сережи дети какое-то время сидели и пытались чистить семечки. Только Женька продолжал их жевать и глотать с кожурой.
- Я устала.- захныкала Ленка.- Сережа, почисть мне семечки.
 Она протянула ему свои зерна.
- И нам.- тут же посыпалось со всех сторон.
- Я всем не успею.-сказал мальчик.
- А можно я буду жевать и выплевывать?- неуверенно спросила Ленка.
- Хорошо. Жуйте и выплевывайте.- разрешил Сережа.
Дети с радостью принялись жевать семечки.

За забором во дворе, где жила Ленка, давно лаяла потревоженная собака. Но вот она успокоилась и у калитки появилась старшая сестра девочки Наташа. Она услышала шум на заднем дворе и догадалась, что там играют дети. Ленку давно искали на улице и на речке, чтобы покормить. Наташа направилась к автобусу. Она позвала сестренку:
- Лена, идем обедать. Мама тебя ищет и сердится.- последний аргумент девушка привела на всякий случай, потому, что младшая сестренка ее обычно не слушалась. Но Ленка не испугалась. Она не поверила Наташе. Ленка была младшенькая. Последыш. Ее в семье очень любили и баловали.
- Наташа, идем к нам.- дети высунулись в боковые окна и махали девушке.
Ленка покачивалась из стороны в сторону в проеме двери.
- Ты где была? Мы вас уже обыскались.- Наташа подошла к автобусу и пыталась поправить бантик на голове сестренки.
- А мы ходили на плотину.- выпалила Ленка. В автобусе все замерли. Наташа строго взглянула на сестру и перевела взгляд на сидевших в автобусе детей. Повисла тягостная тишина. Тут девочка вспомнила, о чем ей говорил Сережа и, дергая сестру за руку, попыталась исправить сказанное:- Вот на эту плотину, вот туда.- показывала она в сторону маленькой запруды на растекшемся арыке.
Но Наташу было не провести: она нахмурилась, подхватила сестру на руки и удалилась в сторону дома.
Дети какое-то время молча переглядывались друг с другом, пока Сережа не подвел итог:
- Все, ее больше не пустят гулять. Она же еще маленькая- добавил он, забывая, что тут находилось два ее ровесника. Но у Виталика и Женьки были старшие брат и сестра с которыми их отпускали гулять, а у Ленки сестры выросли и им было уже не интересно гулять с малышней.
 С уходом Ленки дети ощутили, что уже не так весело и что они проголодались. Дети собрались домой. Покидая автобус, они уносили с собой яркие впечатления о проведенном вместе времени. Эти впечатления превращались в теплые воспоминания о днях детства. Днях без забот, где каждый новый день сулил новые открытия.