Антонио Больтраффио Портрет юноши Св. Себастьян

Алина Алексеева-Маркезин
      Антонио Больтраффио Портрет юноши в образе святого Себастьяна .Конец 1490-х. Холст, масло по темперной подготовке (переведено с дерева). 48x36 Музей изобразительных искусств им. Пушкина

    В картине Больтраффио (около 1467-1516) «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» в полной мере воплощены ренессансные представления о человеке. В моделировке лица, оттененного дымкой прозрачной светотени, заметно влияние Леонардо да Винчи, в миланской мастерской которого Больтраффио долгое время учился и работал.
 
 Мастер относится к числу наиболее одаренных учеников Леонардо да Винчи. Больтраффио усвоил главные уроки учителя – в его работах появляется человек, прекрасный физически и духовно. Таким предстает и персонаж на «Портрете юноши в образе святого Себастьяна».

        Художник создает произведение, которое может рассматриваться как своеобразный идеальный портрет. Юноша на картине облачен в современную художнику одежду, пышные золотые кудри перехвачены диадемой в соответствии с модой XV столетия, плащ с ювелирной тонкостью расцвечен вышитыми лилиями и подбит серым гладким мехом. Только стрела в его руке и тонкий золотой ободок нимба над головой напоминают о религиозном сюжете и указывают на мучения святого Себастьяна, римского воина времен императора Диоклетиана, пронзенного стрелами за проповедь христианства.

          Традиции Леонардо заметны и в светотеневой моделировке, которая придает образу особую убедительность. Рассеянный свет ложится на золотистые волосы юноши, зажигает рубин в изящной оправе, заставляет мягко светиться жемчужину в диадеме.

          Тающая дымка окутывает лицо, сообщая ему трепетно-неуловимое, изменчивое выражение. В глазах юноши притаилась печаль, тогда как на губах играет чуть заметная улыбка. Смена двух настроений передана с помощью зыбкой светотени. Ее принципы были разработаны Леонардо да Винчи. Открыв изобразительные возможности этого художественного приема, он передал свои знания и идеи ученикам.