Вкус родного хлеба

Александр Вячеславович Лобачев
Свидетельство о публикации №217022200434
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Вкус родного хлеба» было обнародовано на сервере Проза.ру 22 февраля 2017 года. При этом было указано, что его автором является Лобачев Александр.
Адрес размещения произведения: http://www.proza.ru/2017/02/22/434
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Лобачев Александр Вячеславович и ООО «Литературный клуб». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 217022200434.

Генеральный директор
ООО «Литературный клуб»

Д. В. Кравчук
________________________________________
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется
________________________________________

Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Вкус родного хлеба

Наконец-то наступил долгожданный август. Самый лучший для Сашки месяц в году, потому, что с конца июля они с отцом больше жили в деревне, чем дома. И всё из-за того, что отец очень любил собирать грибы и привил эту любовь сыну. Как раз в эту пору в красивых богатых лесах вокруг Ивановки в местечке «ключевые горы» начинался массовый сбор различных грибов. И продолжался он чуть ли не до октября-месяца. Собирали и подберёзовики, и маслята, и свинушки, и красивые лисички. И конечно начинался сбор белянок, рыжиков, груздей и подгруздков.
Дед с бабкой всегда рады приезду сына с внуком. Бабушка Поля сразу начала хлопотать и накрывать стол. Не знала, чем и угостить-то Сашку.
- Сашенька съешь ватрушку. Попей молочка. А медку хочешь – у дедушки в сотах есть, как ты любишь. А завтра напеку свежего хлеба, ты ведь любишь корочку?! – говорила бабушка, поглаживая внука по спине.
Дед поставил на стол витой графинчик, и у них с сыном начиналось планирование дел. Сашке это было не интересно, ему всего-то 6 лет исполнилось, и он ушёл из-за стола.
Убежал он на огород. В конце большого и длинного огорода, сразу за забором из жердей и тополей, начиналось хлебное поле. Пшеница поспела, колос налился, всё поле пожелтело и стало золотым. Вдалеке, по краям, его зелёной каёмкой окружали берёзовые леса и колки. С одного края поля уже работали комбайны. И Сашка со «всех ног» побежал к ним. Не добежав метров тридцать, он остановился. Было страшно: Комбайны были огромными, жутко ревели, под ними подрагивала земля, а от них поднималось облако пыли. Сашка долго стоял, не решаясь ничего предпринять. Однако он пересилил свою трусость.
- Дяденьки возьмите меня с собой, я тоже хочу с вами. – закричал он размахивая руками.
Крик его в таком грохоте никто не услышал. И что машет руками, первые два комбайнёра не увидели или не захотели увидеть. А вот третий остановился. Он не торопясь вытер руки тряпкой от грязи, снял очки и спустился на землю. Лицо у него всё было черным от солнца и пыли, и только место под очками было светлым. Подойдя к Сашке, комбайнер протянул руку.
- Дядя Ильдар. Я из Айдаралей. – представился он. - А ты кто, откуда и чей будешь?
- Сашка, из Ивановки. – выпалил Сашка, осмелев, и тоже протянул руку. - А вообще из Стерлитамака приехал гостить к дедушке и бабушке Кисляковым. -
- Так всё понятно. А меня зачем остановил. Что случилось?
- Ничего не случилось. Дядя Ильдар, возьми меня с собой на комбайн. Я очень хочу с тобой на комбайне поездить.
Комбайнер внимательно смотрел на Сашку, как бы изучая его.
- Это ведь тяжёлая работа, а не игра. – предупредил он. - А вдруг упадёшь?!
- Не упаду, я буду крепко держаться. И не устану.
Видя в глазах пацана мольбу и заинтересованность Ильдар подумал: «может этому мальчишке действительно это нужно и пригодиться в жизни?»
- Ну, хорошо беру, но чтобы слушался меня и делал всё так, как я скажу. – поставил он условие.
- Спасибо, я всё буду делать, как ты скажешь».
Подробно рассказав Сашке как подниматься на мостик, где находиться, как держаться и как надо себя вести в тех или иных случаях, Ильдар разрешил Сашке подняться на комбайн.
И вот Сашкина мечта сбылась, он находился на мостике комбайна. Стоял чуть сзади и справа от комбайнёра. Крепко держался за поручни. На нём были очки, и он то смотрел, как подгибались стебельки пшеницы под лопастями жатки, то на кучи соломы за комбайном, то как зерно сыплется в кузов подошедшей машины. Увлёкшись, он представлял себя за штурвалом комбайна. Вот эта могучая машина подчиняется Сашкиным командам. В конце поля он поворачивает штурвал направо и комбайн сворачивает вправо. Вот он нажимает рычажок и копнитель открывается и из него падает куча соломы. Его мечты прервал дядя Ильдар. Он заглушил двигатель, и стало так тихо, что слышно жужжанье пчёл.
- Помощник пошли вечерять.- сказал комбайнёр, нарушая тишину.
Все механизаторы собрались около родника, в тени огромных тополей.
Они познакомились с Сашкой и на траве «накрыли стол». На нём простая, но как показалось Сашке очень вкусная еда: вареная картошка, яйца, огурцы, помидоры, лепёшки, ватрушки и хлеб. А вместо чая – ключевая вода. Давно мальчишка не ел с таким аппетитом. Отдохнув с полчаса, все разошлись по комбайнам. Сашка не считал - сколько ещё кругов они сделали по полю. Но время шло. И скоро должны наступить сумерки.
- На сегодня Сашка всё. Иди - отдыхай. Родители наверное потеряли тебя и ждут не дождутся. - сказал дядя Ильдар, подъехав прямо к забору из жердей.
Отец и дед Сашки подходили к краю поля и видели где он. Поэтому особо-то его не теряли, однако беспокоились. А он, добежав до дедова дома, остановился перед крыльцом, где сидели взрослые. Они, увидев Сашку, все громко засмеялись, а он мотал головой, не понимая над чем они смеются. И лишь увидев себя чумазым и грязным в зеркале, он это понял. Отец отмыл и пропарил его в бане и все сели за стол. Однако усталость дала себя знать и в середине ужина Сашка уснул прямо за столом. Отец перенёс его на сеновал, где им постелила бабушка.
Проснулись рано утром под пенье петухов. Из дома уже шёл хлебный дух. Бабушка успела напечь часть хлеба. Хлебный аромат приятно щекотал нос. Сашка и не заметил, как умял первую краюху хлеба и принялся за вторую. Отец ел сам и смотрел как он ест.
- Ты запивай молоком или квасом. И запомни вкус этого родного хлеба, ведь ты внёс свою лепту в появлении этого каравая, когда «помогал» комбайнёру. А для меня нет вкуснее хлеба, чем этот. – говорил он сыну, собирая крошки хлеба со стола.
После завтрака Сашка с отцом поехали собирать грибы. Набрали целых шесть корзин. С обеда же отец с дедом занялись делами по хозяйству, бабушка мыла и чистила грибы, а Сашка снова убежал на хлебное поле, к дяде Ильдару. И так продолжалось ещё три дня, пока комбайны работали на ближних к Ивановке полях. А на дальние поля его уже не пустили.

Прошло много времени. Не стало бабушки и дедушки и Сашкиных родителей. И самого его уже давно называли по имени отчеству. Но всякий раз, когда он ездил в леса «ключевых гор» обязательно останавливался в Стерлибашево, напротив пекарни. Вокруг неё витал неповторимый запах хлеба. Здесь он с семьёй покупал свежий, ещё горячий хлеб. Ломал хлеб руками. Съедал хлебную корочку и вспоминал слова отца о вкусе родного хлеба.