Мир во зле

Андрей Тюков
"...Весь мир лежит во зле", утверждает Первое послание Иоанна (1 Ин. 5:19). Ту же мысль, но много позже, выразил Серафим Саровский.

Негативное отношение к миру не разделяет Н. Бердяев. С его точки зрения, которую я постараюсь изложить своими словами, зло может быть полезным: при столкновении со злом пробуждаются душевные силы, так сказать, активируются источники светлых энергий, и человек "растёт над собой", что не всегда видно со стороны. Это не оправдание зла, реально существующего в мире, а лишь попытка его объяснить.

Вообще проблема зла, его причины, его смысл, проблема отношения Бога к этому злу очень интересная. Если зло не субстанционально, не имеет собственного бытия (Августин), то как же тогда мы объясняем тот факт, что оно присутствует именно в субстанциональном мире, тварном, материальном? А может, он и не материальный, мир этот? Существо материальное, человек, видит неосязаемые сны. А существо по природе духовное (Бог?) видит материальный сон. Но этот сон не существует вне Бога, а если и существует, то с "дефектами", с искажениями. Один из таких "дефектов" - зло...

Известный призыв "быть как дети" - как слова Иисуса Христа можно трактовать в русле проблемы зла? Дети до определённого возраста (думаю, лет до трёх) не имеют чётко дифференцированных моральных категорий, они и не нужны в фазе активного роста (мораль вообще отходит на задний план в этой фазе, что касается не только детей), мировосприятие ребёнка целостное, это именно восприятие: мир даёт, мы - принимаем...

Целостное восприятие мира в детском возрасте правильнее называть бессознательным, оно ориентировано на знание, причём знание любое и, так сказать, любой ценой. Следует разделять знание как объект и сознание как объективированный субъект. В последнем случае мы получаем знание, которое прошло моральные фильтры - это обязательно, осознанное знание всегда маркировано, хотя бы наипростейшим способом "хорошо - плохо"... или "добро - зло".
Такие фильтры могут быть активированы только в процессе обретения жизненного опыта и в результате познавательной активности (в широком смысле, любое взаимодействие с миром, интерактив любого порядка - и есть познание). Жизненный опыт всегда имеет негативный характер: узнавание нового подразумевает "разрушение" старого, прежних представлений (неадекватных... и адекватных), разрушение полное, с заменой старого новым, или частичное, с модификацией устаревшего, его модернизацией, при сохранении общей основы - смысловой и моральной. Так работает система фильтров у взрослого. Но в детском возрасте эта система находится в зачаточном состоянии и работает по упрощённой модели. Для ребёнка нет зла и нет добра, а есть свой и чужой. Поэтому так велика роль положительного личного примера папы и мамы в деле пробуждения детской нравственности. Для нашего чада всё, что делает папа, правильно (потому что папа самый умный), и всё, что делает мама, тоже правильно (потому что мама самая красивая), значит, и я буду делать так же, как они. Будьте как дети?
Мне иногда кажется, что и религиозное мировосприятие - такое же "детское": свой - значит, с добром; не свой - не обессудь! И здесь моральные категории добра и зла тоже выступают опосредованно и скорее как маркеры принадлежности к группе, а не в своём объективном значении. Впрочем, а есть ли оно - объективное значение добра и зла? И если бердяевское "доброе зло", скорее всего, от чёрта, то от кого же "злое добро"?
Мог бы ответить о. Андрей Кураев, но его, слышно, направили на перевоспитание в монастырь. Много наговорил злого, и всё - о своих... "- Злые вы, уйду я от вас! - А мы тебя и сами уйдём."

Зло мира сего (как и мудрость его, которая на поверку оказывается безумием - перед Богом), на самом деле нигде в Евангелии не получает столь негативной оценки. Христос призывает не собирать сокровищ на земле, ввиду недолговечности и ненадёжности всех здешних приобретений. Но разве это равнозначно утверждению, что мир лежит во зле? Нет, это всего лишь проповедь разумного аскетизма, а уже последующие радикалы довели аскетизм до монашеского отрицания собственности (впрочем, мнимого - реальная история христианской Церкви тому подтверждение) а саму эту проповедь - до абсурда.

Мир первых веков новой эры, действительно, был "зол" на христиан: и власти, римские и местные, и традиционная иудейская община, и даже образованные греки, не видевшие в программе новой веры ничего, кроме "нелепых сказок и суеверий". В этом, и только этом, смысле мир "лежал во зле". Но ситуация изменилась, и наступили другие времена. А мы всё повторяем за иудеохристианином и "братом Господним", апостолом Иоанном его слова, хотя они давным-давно утратили свою актуальность (в доктринальном плане никогда не существовавшую).
Впрочем, обличающие зло мира сего батюшки, ксендзы и пасторы сами отнюдь не чураются пользоваться благами этого злого мира, как то: современные "колесницы", дорогие часики и т. п. Реальное христианство, что на Востоке, что на Западе, никогда не совпадало с евангельским, а те редкие чудаки вроде графа Толстого, которые сходили с ума по этому поводу, совершенно справедливо воспринимались здравомыслящим (и подавляющим) большинством как еретики и далёкие от Церкви, опасные чертознаи.


2017 г.