Волшебный корабль

Алексей Шутёмов
   Даже самой тёмной ночью в новолуние что-нибудь да видно. Только надо подождать, пока глаза привыкнут. Серёжа Юсупов заметил несколько теней впереди и понял, что все уже в сборе. Заброшенный старый причал, где обычно и днём никого не бывает, оглашался осторожными шагами. Пришедшие молча поднимались на борт старого парохода, который уже лет десять никуда не ходил, но как говорили взрослые — пока вполне на ходу.

   Корабль был уже досконально изучен ребятами, и Серёжа ощупью спустился по трапу в носовой кубрик. Иллюминаторы на всякий случай закрыли брезентом, и пока что помещение освещалось только керосиновой лампой. По рундукам расселись дети от семи до пятнадцати лет.

   Серёжа вздохнул — идея отправиться в плаванье была его. Сначала он собирался обойтись только силами младших ребят. И без девочек. Потом одноклассник Мишка Крюков трезво оценил силы: «Тут без старших не обойтись. И без девочек тоже — тут работы выше головы.» С тех пор капитаном стал девятиклассник Колька Вторак. А Серёжу оставили штурманом.

   Если уж третьеклассники подошли к делу основательно, то девятиклассники стали образцом организованности. Каждый взятый в заговор школьник, кроме обычных предметов, штудировал учебники по морскому делу. Потом сам себе устраивал экзамен. По выходным определённое число ребят и девчат собиралось на старом корабле, и изучали устройство судовых механизмов. Да ещё надо было учиться в школе отлично, чтобы родители ничего не заподозрили. Успеваемость пошла вверх, учителя радовались, родители тоже, хоть и удивлялись — детей было не узнать.

   И вот теперь...

    — Все готовы? — спросил Колька.

    — Все! -

    — По местам! -

   Мишка Крюков убежал в машинное отделение — ещё час, пока прогреются котлы, потом ещё час, пока прогреются машины. И за это время кто-нибудь может и хватиться детей. На всякий случай убрали трап и отдали швартовы. А Серёжка занялся расчётами. Математику он учил вместе с Колькой — и им такого ещё в классе не давали. Надо было обойти старый остров на озере. Надо внимательно осмотреть карту глубин, учесть течения. Карту тоже утащили, на старом пароходе её не было...

    — Коль… э-э… Товарищ капитан… Судя по прогнозу — ожидается шторм, и весьма серьёзный. Барометр уже начал падать. -

   Колька Вторак задумался.

    — Ветер — тридцать. Ничего, это корабль должен выдержать. -

    — Норд-вест, триста сорок! — доложил штурман Юсупов.

    — Малый вперёд! — скомандовал капитан Вторак. — За воскресенье обойдём остров, к вечеру вернёмся. Если уж за нами погоню не отправят. А уж там получим ремня. -

   Мысль о ремне была не очень приятна, но с корабля уже не убежишь.

   Меж тем небо на востоке стало сереть. К восходу Серёжка поднялся на мостик, и берега уже не было видно. Но на западе красовалось синее покрывало из туч, росшее, закрывшее уже треть неба.

    — Команде обедать повахтенно! — скомандовал капитан.

    — Потом уже не пообедаешь… — пробурчал под нос штурман, спускаясь в кубрик. Девчата сварили ухи на славу —  их постарались распределить в камбуз и в лазарет, а не на тяжёлые работы.

   Когда Серёжка поднялся на палубу, тучи уже дотянулись до солнца. Корабль подходил к острову, навстречу буре.

    — На палубу не выходить! — скомандовал Колька.

   Первые порывы ветра ударили в стёкла рубки, потом хлынул дождь. Старый пароход закачался на волнах, зарываясь носом в воду.

    — Дальше нельзя, на мель сядем! — доложил штурман.

    — Право на борт! Зюйд-вест, шестьдесят! — скомандовал капитан.

   Сейчас вахту на руле несла Зоя Петрова из седьмого класса, и ей предстояло развернуть корабль так, чтобы он не перевернулся на волне. Пароход лёг правым бортом в воду, потом его повалило влево. Серёжка ухватился за штурманский стол, и удержался на ногах, а вот капитан успел упасть. Но пароход уже ложился на обратный курс, и следующая волна ударила в левую раковину.

    — Тут ветер явно не тридцать метров! — крикнул штурман.

    — Похоже, — ответил капитан. — Но на западе уже просветы. Шторм заканчивается. Как барометр? -

   Серёжка охнул — он об этом совсем позабыл! Тоже, доверили… В рубку поднялся вестовой.

    — Механик Михаил Крюков расшибся! Он в лазарете. -

    — Серьёзно? -

    — Нет, уже обратно просится. -

    — Пускай полежит пока. Успеет ещё. -

   Шторм проходил. Солнце склонилось к закату, и берег уже обозначился на горизонте. А когда пароход подошёл к причалу, солнце уже село, и только светилась заря.

    — Родители! — охнул Серёжка. — Все. На причале стоят. -

   Колька вспотел. Самое-то трудное — аккуратно причалить на старое место. Да ещё и столько зрителей, и в грязь лицом ударить не хочется.

    — Самый малый вперёд! Стоп! Самый малый назад! Стоп! Гаси топки. -

   Кое-как капитан осторожно подвёл корабль обратно к причалу. Дети, присмиревшие и понурые, стали спускаться на берег. Может, кто и обнимет сначала, а потом...

    — А ремень будет? — спросил Серёжка Юсупов у отца.

    — Какой же ремень? — удивился отец. — Посмотри на себя! -

   Серёжка оглядел себя… и не узнал. Он стал взрослым. И дети, сходившие на берег, больше не были детьми.

    — Но ведь ещё утром ничего такого не было! — возразил теперь уже Сергей Юсупов. — Волшебство какое-то… Это что, волшебный корабль? -

    — Не совсем, — ответил отец. — И взрослым ты стал не за эту ночь. Ты начал расти год назад… -

    — Так вы всё знали?? -

    — Конечно! — отозвалась мама. — С чего б ты вдруг стал так хорошо учиться? Конечно, такое бывает неспроста. И все дети в школе стали хорошо учиться. Потом ты взял в билиотеке учебник математики за пятый класс, потом за шестой. И мы нашли те тетрадки, где ты перерешал примеры за всю школьную программу. А когда дело дошло до высшей математики, которую ты так до конца и не осилил… -

   Сергей густо покраснел.

    — Выходит, что вы так ничего и не сделали? -

    — А что мы могли тебе сделать? Запретить становиться взрослым? Это же глупо — всё равно взрослым ты станешь. Детство вечным не бывает. -

    — И что же теперь? -

    — Теперь ты сам решаешь, куда тебе идти, и что делать. Мы можем помочь советом, но не больше. -

   Сергей охнул.

    — Как это всё быстро! И неожиданно. -

    — Это так кажется, что быстро. На самом деле, ты просто не заметил. А мы — заметили. -

   Сергей протиснулся сквозь толпу.

    — Колька! Капитан! Николай Вторак! Что нам делать теперь? -

   Капитан зевнул.

    — Пока — лечь спать. День что-то тяжёлый выдался. -