Марс - планета кошмаров. Часть 1. Глава 7

Владимир Никитюк
Глава седьмая. Светлая полоса

Ольга боялась, что, узнав о том, что её так сильно отличили, Света успокоится и расслабится. Ничего подобного!
Девочка, наоборот, будто получила “второе дыхание”. Она начала заниматься с невероятной интенсивностью. Причём этот процесс, как ни странно, её очень нравится.
К сожалению, одного усердия в учёбе мало. Иногда учащийся встречается с чем-то настолько трудным, что совершенно не знает, как двигаться дальше. И тут никак не обойтись без чужой помощи.
Сначала Света пробовала обращаться к учителям, но те не всегда ей помогали. Сами часто не знали ответа. А если и знали, не могли объяснить.
А вот дедушка знал ответ на любой вопрос – и мог всё понятно объяснить.
Бывали, конечно, случаи, что и он становился в тупик. Но ненадолго. Покопавшись полчаса в Инфонете и бегло пролистав соответствующий школьный учебник, он в тот же вечер отвечал на вопрос.
Результат был налицо. Света очень быстро стала отличницей и с каждым днём всё прочнее укоренялась в этом состоянии. Так что новости из её школы были исключительно положительными.

У Ольги на работе тоже всё было неплохо.
Самой работы стало больше. Часто даже задерживаться приходилось – где-то на пятнадцать-двадцать минут. Да и контроль за качеством ужесточился.
Зато платить стали существенно больше. Так что общий баланс был всё-таки положительным.
У Дениса – Светиного отца – на работе пока всё было по-старому. Но некоторые изменения ожидались. Скорее приятные, чем неприятные.
Но главные новости были у дедушки – Андрея Петровича.
Он всё-таки решил пойти поинтересоваться относительно межпланетной колонизации. Есть ли у него какие-нибудь шансы.
Оказалось – есть. И немалые.

Но для этого надо было пройти собеседование. Сдать экзамены. Пройти курс Оздоровления. Не бросая старой работы, устроиться на новую на четверть ставки. Прослушать курсы первичной подготовки. И лишь после этого уволиться со старой работы и заключить контракт на новой. Дальше главный рубеж – получение Долголетия. И только потом – в космос.
Всё это казалось чересчур сложным. Но дело было в том, что на первых этапах подготовки был значительный отсев. А предлагаемая система позволяла тем, кого отсеяли, вернуться к старой жизни, ничего при этом не потеряв.
Так что Андрей Петрович решил сделать первый шаг – и пошёл на собеседование.
Прошёл он его с лёгкостью. Инженеры его профиля были нужны, а послужной список новоявленного кандидата впечатлял. Так что Петровичу сказали, его внесли в список. И предложили уладить свои дела на работе. Потому что, когда начнутся экзамены, хорошие отношения с начальством будут очень кстати.
Так что пришлось временно забыть об инопланетных путешествиях и отдать все силы своей старой работе. Тем более что там тоже всё было очень даже неплохо.

С одной стороны, начальник выполнил почти все свои угрозы. С другой стороны, результат оказался не так страшен, как ожидалось.
Да, его понизили в должности. Правда, не на две ступеньки, а всего на одну. Из Ведущего инженера сделали старшим.
Обидно? Нет слов.
С другой стороны, и подчинённых сотрудников у него теперь не было. Старшему инженеру они не очень-то по чину.
Хорошо ли это? А что плохого? Эти две молодые креативные девушки-инженеры столько крови у него выпили! Умели мало, а претензий… Так что лучше, как сейчас: что лично сделал, за то и отчитайся!
Оклад понизили. Но ненамного. Процентов на пять.
А вот премию дали очень высокую. Так что в деньгах Петрович пока что не потерял.

Работы, конечно, было дико много. Так что работать приходилось больше, чем предусмотрено трудовым договором.
Но и тут удалось достигнуть вполне приличного компромисса.
Сначала начальник лаборатории хотел сам определять, в какие дни и на сколько следует перерабатывать. Но тут Петрович встал на дыбы. Мол, на официальное рабочее время он не посягает и будет отрабатывать его “от сих до сих”. Но дополнительное время – извините. Когда ему будет удобно, тогда и будет выходить.
И, в конце концов, подчинённый переубедил начальника. Теперь Петрович сам мог определять свой график труда и отдыха – лишь бы дело двигалось.
Попробовав разные варианты, он остановился на следующем распорядке. По будням он приезжал на работу на полчаса раньше, а уходил на час позже. То есть за день набегали лишние полтора часа.
В субботу он тоже выходил поработать. Часов на семь-восемь.
Казалось бы – работа на износ. Долго так не выдержать.
Но не всё было так грустно…

Медицинскую страховку ему действительно дали новую. И почти сразу же погнали в поликлинику на обследование.
Вердикт врачей был двойственный. Болезней у него они нашли довольно много. Но при этом заявили, что с учётом возраста состояние здоровья очень даже ничего.
- Так что же со мною будет? – допытывался Петрович. – К самому худшему готовиться? Или ещё поживу?
- Да успокойтесь вы! – весело отвечали врачи. – Мы вас подлечим так, что как молодой бегать будете!
Так и получилось. Уже через месяц самочувствие резко улучшилось. Появилась бодрость. И силы. В общем, второе дыхание.
А голова стала такой ясной, что просто удивительно!
В результате всего этого Петрович с лёгкостью соблюдал свой нелёгкий режим работы. При этом не теряя зря ни минуты свободного времени.
Так что нет ничего удивительного, что очень скоро ему было чем похвастаться перед начальством.

При этом никаких иллюзий не было. Все эти успехи были временными. Просто его на прощание решили использовать “по полной”. А завершит он проект – и сразу же приведут к нему пару молодых дарований, которым он должен будет передать все проектные материалы и весь свой опыт. А потом – гуляй, дядя Андрей! Ты славно потрудился, а теперь изволь идти на пенсию.
Можно ли здесь что-нибудь исправить? Вряд ли.
Нет, если бы успех на работе был вопросом жизни и смерти, Петрович, конечно, поднапрягся бы ещё больше и, может быть, даже сумел бы удержаться в родном НИИ. На пару лишних лет. Но вопросом жизни и смерти было другое – будущая сдача экзаменов.
Вот ради неё он и “выламывался”. Чтобы, когда они начнутся, с чистой совестью в отпуск уйти. Мол, я сделал всё, что вы хотели, и ещё два раза по столько, - так что теперь дайте хотя бы месяц отдохнуть.
И никакой лжи тут бы не было. Отдых – это ведь перемена деятельности. Значит, и экзамен – тоже своего рода отдых. А кто докажет, что это не так?
План сработал как нельзя лучше. Петрович успел сделать макетный образец, провёл его первичные испытания, написал отчёт, - и отдал на прочтение начальнику лаборатории.
А через неделю ему пришло уведомление, что экзамены начнутся через десять дней.

Отпуск ему дали довольно легко. Правда, попросили перед этим передать все материалы двум молодым сотрудникам. Так, на всякий случай.
Вот и первый звоночек. Всё, как он и думал.
Но Петрович ни капельки не расстроился. Не об этом сейчас надо думать. Что значат эти мелкие интриги по сравнению с Космосом и Долголетием?
Поэтому ещё до начала отпуска он подтвердил по сети своё участие в экзаменах. И скачал программу экзаменов.
Честно говоря, она его обескуражила. Целых семнадцать предметов!
И каких! Наряду со знакомыми математикой и физикой – гораздо менее знакомая химия. Вместе с такими родными предметами, как архитектура ЭВМ, операционные системы, основы информатики, программирование, информационная защита, - пять штук чисто технических предметов, которые он никогда в жизни не изучал.
Были и гуманитарные предметы.
Иностранный язык – это не страшно. Как любой уважающий себя программист, Петрович знал английский язык очень неплохо. Но ведь были ещё экономика и менеджмент, которые ему сдавать ну совершенно не хотелось!
В общем, безумие какое-то!

График сдачи экзаменов, к счастью, был свободным. Их можно было сдавать в любом порядке – и в любое время. Лишь бы за два месяца всё сдать успеть.
Так что надо было просто сесть и составить план сдачи. Вроде бы ничего сложного…
Но это только так казалось. Петрович прикидывал и так, и эдак – и в любом варианте получалось, что он не успевает.
Главная проблема была в том, что у него не было этих двух месяцев. Отпуск-то уже через месяц кончится!
Так что даже в самом лучшем случае он сдаст половину экзаменов. А дальше придётся выходить на работу. А сдавать остальные экзамены, одновременно работая, - это несерьёзно!
Можно, правда, с работы уволиться? Но это опасно – а вдруг остальные экзамены он всё-таки не сдаст? Вот и останется у разбитого корыта…

Тогда Петрович решил съездить к своим будущим работодателям и высказать им свои сомнения. Может быть, он чего-то не понимает?
Девушка-консультант внимательно его выслушала и дала два совета:
1) В первую очередь сдавать те предметы, которые он лучше знает. Не меньше шести.
2) Успеть их сдать в течение трёх недель.
3) Только после этого планировать сдачу остальных предметов.
Петрович внимательно выслушал советы – и попросил дополнительных разъяснений. Но его собеседница давать их отказалась. Мол, если он их выполнит, - то сам увидит, в чём был их смысл. А не выполнит – значит сам виноват.
Что ж – оставалось поверить. И приступить к конкретным действиям.

В первую очередь отобрать те предметы, которые будут сдаваться вначале. Пусть их будет даже не шесть, а семь. Даже восемь. Для гарантии.
Ну хотя бы так: математика, физика, английский язык, - и пять “программистских” предметов. Всё любимое и хорошо знакомое.
После этого оставалось лишь одно – запастись нужными учебниками и учить, учить, учить…
А когда очередной предмет выучен – пойти и сдать.

Самым первым предметом Петрович выбрал архитектуру ЭВМ. Для знающего человека – ничего особенно сложного. Своего рода беллетристика – хотя и технического плана.
Но вот времени на подготовку потрачено было много. Целых пять дней. Для самого простого предмета всё-таки многовато…
С другой стороны, с первым предметом хотелось не рисковать – и сдать его на “пятёрку”. Чтобы почин хороший был.
И ведь получилось! Первый экзамен был сдан на “отлично”!

К двум следующим экзаменам Петрович готовился тоже очень основательно. И по обоим получил “пятёрки”.
Хорошо? Как сказать… На три первых экзамена он потратил три недели. На пять остальных оставалась всего одна неделя…
Придётся провести её, не отрывая голову от учебника…

Можно ли сдать пять трудных экзаменов за семь дней? Особенно с учётом того, что в эти семь дней входит также и подготовка к ним.
“Нет, это практически невозможно!” – скажет тот, кто знает не понаслышке, что такое серьёзная учёба.
А вот Петрович сделал это невозможное. Только вот что толку?
Сдать-то он сдал – да вот результаты более чем скромные.
Две четвёрки и три тройки!
Исходя из известной ему информации, сдавать экзамены дальше просто бесполезно. Три тройки в самом начале при имеющемся конкурсе – плачевный результат…
   
Прощайте, двести лет яркой и счастливой жизни! Прощай, таинственный и загадочный Космос! Прощай, ощущение вернувшейся молодости!
Как горько и больно расставаться с надеждами!
Ну что ж – не получилось. Пора возвращаться к старой жизни.
Доработать оставшиеся месяцы на старой работе. Передать дела энергичным молодым сотрудникам. И уйти на пенсию.
Доживать оставшиеся годы. Лет десять-пятнадцать. Если повезёт…

Петрович решил не откладывать дело в долгий ящик и немедленно забрать документы. Поэтому после сдачи последнего экзамена не поехал домой, а сразу же отправился в канцелярию.
Разговаривала с ним та же самая сотрудница, что и в прошлый раз.
Только вот разговор с самого начала повернулся совершенно неожиданным образом.

- У вас какие-то проблемы? – улыбнулась она Петровичу, как старому другу.
- Да вот, документы решил забрать! – отводя глаза, выдавил он.
- А почему? – удивилась девушка.
Нет, не совсем так. Не удивилась. Просто разыграла удивление.
Но Петровичу уже было всё равно:
- Посмотрите мои оценки – и вам всё станет ясно! – буркнул он.
- Посмотрела. И всё равно не понимаю.
- Ну ведь у меня же совсем нет шансов! – грустно покачав головой, тихо сказал он.
- Стоп! А вот отсюда прошу поподробнее!
“Она ещё и издевается!” - раздражённо подумал Петрович. Но заставил себя успокоиться и начал объяснять.

- Когда я в юности поступал в Университет, у нас был конкурс девять человек на место. И гарантированно поступили только те, у кого были пятёрки по всем четырём экзаменам. И часть тех, у кого была одна четвёрка. Ни один, получивший тройку, не прошёл.
Девушка ничего не ответила – только кивнула головой. Мол, пока всё понятно.
- А у вас, – продолжал Петрович, - четырнадцать человек на место. Значит, требования ещё более суровые. Так что я со своими тремя тройками сразу же “пролетаю”! Ведь так?
- Нет, не так! И я сейчас объясню вам, в чём вы ошибаетесь.

- Во-первых, среди поступающих в Университет случайных людей практически не было. Любой абитуриент знал, на что он идёт. А к нам… Сколько много приходит совершенно случайных людей, вы даже не представляете!
- Ну почему случайных? Пожить-то ещё лет двести всем хочется…
- Да, но такое даром не даётся! А вот это понимают далеко не все.

- Далее, - невозмутимо продолжала она, - возраст соискателей. Мы ведь принимаем документы только от людей пенсионного возраста. А им ведь учиться гораздо труднее, чем молодёжи!
Увидев недоумённое выражение на лице собеседника, она улыбнулась:
- Да, у вас-то в этим всё в порядке. Но вы – скорее приятное исключение.
- Значит… - осторожно начал Петрович.
- Половина соискателей не в состоянии сдать даже первый экзамен.
- Так что, у меня есть шанс?
- Есть! И даже гораздо больше, чем шанс. Всё дело в шкале оценок.
- А что такого в шкале? Обычная пятибалльная.
- Да, пятибалльная! Но отнюдь не обычная! Максимальная-то оценка у нас, как обычно, - пять баллов. А вот минимальная – не двойка, как обычно принято, а ноль. Так что единица и двойка у нас – вполне положительные оценки. Хотя и очень низкие.
- Значит, мои четвёрки…
- Ваши четвёрки – это где-то пять с минусом по обычной шкале.
- Значит, мне имеет смысл продолжить сдавать экзамены?
- Самый прямой! Но сначала внимательно посмотрим на, что вы уже успели сдать.

Девушка вывела на экран таблицу с оценками и стала внимательно рассматривать:
- Так, три пятёрки, две четвёрки, три тройки. Подумаем, что можно сделать…
Надо ли говорить, что после этих слов Петрович, как говорится, “навострил уши” и стал жадно слушать всё, что ему говорили.
- Во-первых, у нас есть правило – две пятёрки дают право на пересдачу одной тройки. Так что одну пересдачу вы можете сделать в самое ближайшее время. Да, кстати. По какому предмету вам будет легче всего экзамен пересдать?
- По информационной защите.
- Прекрасно! Уж на четвёрку-то вы точно сдадите! Вот и одной тройкой будет меньше.
- Да, а остальные две?
- А их мы просто за скобки вынесем. Я-то вас просил шесть предметов выбрать – а вы выбрали восемь. Так что два лишние. Вот и сделаем пока лишними физику и английский, по которым вы тоже тройки получили.
- А что дальше?
- А вот пересдадите свой экзамен – тогда и поговорим. Главное, чтобы вы успели это сделать в течение ближайшей недели.

Так Петрович и поступил. Пять дней готовился к экзамену, не поднимая головы. Успешно пересдал его – и даже не на четвёрку, а на пятёрку.
И сразу же, не выходя из здания, отправился на собеседование.
И тут его ждал сюрприз. Просто потрясающий сюрприз!

Девушка-консультант, глянув на экран своего компьютера, поднялась из-за стола и торжественно сказала:
- Уважаемый Андрей Петрович! По результатам сданных вами первых шести экзаменов было принято решение о вашем досрочном зачислении в группу подготовки межпланетных колонистов. Поздравляю вас! Главный барьер вы преодолели.
Петрович растерялся. И задал вполне естественный в данной ситуации вопрос:
- А как же остальные экзамены?
- Остальные экзамены, конечно, никто не отменял. Вам их всё равно придётся сдавать. Но теперь вы будете бороться не за факт поступления, а за статус в группе поступающих.
- Как это?
- А вы что, думаете, для нас все новички равны? Вовсе нет! Кто-то ведь должен стать рядовым сотрудником, кто-то – ведущим специалистом, а кто-то – руководителем нижнего звена. Проще всего проводить такое разделение по результатам экзаменов.
- А если я вообще какой-то из экзаменов не сумею сдать?
- То есть получите “ноль”? Вы даже не представляете, насколько это маловероятно!
- Ну а всё-таки?
- Если даже и получите – не страшно! У зачисленных есть неограниченное право на пересдачу. Уж со второго-третьего раза вы уж точно сдадите!
Петрович задумался – и помрачнел:
- Статус, говорите? Пролетаю я со статусом! Экзаменов осталось ещё много, а времени на них – чуть больше месяца! К тому же скоро мой отпуск кончится – и придётся на работу выходить. И моя производительность, как минимум, раза в два снизится.
- Но вы, будучи зачислены к нам, можете с чистой совестью с работы уволиться. Вот и время свободное появится!
- Уволиться? Поверьте, это не облегчит ситуацию. Скорее, усугубит. Я ведь по закону обязан две недели отработать. Начальство, конечно, теоретически может их “простить” – но в моём случае это исключено. Слишком много дел я должен передать. А за эти две недели меня “досуха” выжмут. На экзамены ни сил, ни времени ни останется. Так что на их сдачу у меня будет не месяц “с хвостиком”, а чуть больше двух недель. Я просто не успею! Чисто физически!

- Стоп! Поскольку вы уже к нам зачислены, то и график сдачи экзаменов у вас поменялся. Вам даётся месяц на завершение текущих дел – в том числе на увольнение с теперешней работы и на трудоустройство к нам. А через месяц, когда со свободным временем у вас будет всё в порядке, вы спокойно начнёте сдавать оставшиеся экзамены. Если не на что не будете отвлекаться, за месяц вполне успеете.
- Не на что не отвлекаться! Да вы же сами меня работой загрузите – раз я у вас уже числиться буду.
- Не загрузим! Вашей основной и единственной работой как раз и будет сдача оставшихся экзаменов.
- Знаете, вы меня совсем запутали. Я даже не понимаю, что должен делать сейчас.
Его собеседница задумалась, а потом задала встречный вопрос:
- А сколько дней отпуска у вас ещё осталось?
- С учётом присоединённых отгулов – восемь дней.
- Прекрасно! Вполне достаточно для того, чтобы дать вам Оздоровление.