Продажный свободный человек – это худший раб.
Д. Гаррик
Покровский Арсений Маркович приехал в Москву на двухмесячные курсы повышения квалификации. До этого в столице бывал несколько раз, но только проездом.
Дорожные хлопоты, багаж, переезд с одного вокзала на другой, отстоять очередь в кассу за билетами, перекусить…
Что можно посмотреть в столице за несколько часов до поезда?
Но вот случай, появилась реальная возможность изучить главный город страны.
Любознательный провинциал первым делом купил туристическую схему столицы, отметил главные достопримечательности, составил очерёдность посещения культурных и исторических мест.
Список получился большой и содержательный: музеи и выставки, дворцы и театры, памятники и скульптурные композиции, и, конечно, ресторан «Арагви».
Зима, январь 1989 года.
Наш родной социализм заметно просел, успехов - всё меньше, очередей - больше. Но ничего, понимаем, терпим временные трудности, живём, и не только, хлеб жуём...
Сегодня по плану познавательная экскурсия: посещение Новодевичиего кладбища и музея «Новодевичиего монастыря».
Погода безоблачная, на улице - минус пять.
Перед входом в монастырь, высокая стройная женщина, средних лет, с приятным лицом, продаёт сувениры. На переносном столе, аккуратно разложены гравюры с изображениями музея, его отдельных построек. Каждое изделие стоит двадцать пять рублей.
Арсений Маркович останавливается и с любопытством начинает рассматривать походную экспозицию, интересуется у продавца технологией изготовления таких художественных работ.
Та откровенно скучает, охотно начинает рассказывать об этом виде графического искусства.
- Литография - не что иное, как оттиск рисунка с плоской поверхности камня или доски на бумагу. С одного произведения можно сделать несколько изделий.
Неспешно подошли два пожилых гражданина. Стали внимательно рассматривать работы, поочерёдно брать в руки отдельные поделки, обсуждать. Поинтересовались ценой. По их произношению стало понятно, - гости из-за рубежа. Получили ответ: "Каждая вещь стоит пять рублей".
На этот момент Покровский тактично отошёл чуть в сторону, и сильно удивился неожиданному ответу: «Хм! Как же так! Мне только что сказала: «двадцать пять…», - им - в пять раз дешевле. Они, что в пять раз меня беднее или я в пять раз их богаче?»
Иностранцы долго препирались на английском языке, никак не могли решить, что купить, наконец, закончили оживлённый спор, остановив свой выбор на одной вещице.
«Какие, однако, господа-то жадные, - всего пять рублей, а столько полемики, суеты… - размышляет мужчина. - Вылететь за рубеж - легко, деньги нашлись, а пять рублей - проблема, и купили только один предмет на двоих».
Когда привередливые покупатели ушли, приверженец старины вновь занял место у центра стола.
- Как же так, вы мне только что сказали, что любой рисунок стоит двадцать пять рублей, а этим господам продали за пятёрку?
Москвичке такой вопрос настолько не понравился, что она моментально изменилась в лице. Куда исчезли: вежливость, интеллигентность, столичный лоск? Сейчас перед жителем глубинки стояла не художница, а базарная баба с искажённым от злобы лицом, только что без шелухи от семечек на мокрых губах.
- Вали отсюда, голодранец!
Турист собрался было ответить в той же манере, но заметил поодаль рослого детину, который неожиданно вырос, словно из-под земли, - благоразумно направился в музей…
На территории монастыря было просторно, широкие дороги, тщательно очищены снегоуборочной техникой. Главные здания - Смоленский собор, трапезная, колокольня выстроены в одну линию, образуют панораму. Вся территория ограждена, довольно высокими, кирпичными стенами с красивыми узорчатыми вершинами.
Посетителей музея были единицы.
Издалека появилась небольшая группа самодеятельных экскурсантов из пяти человек, они уже закончили осмотр, направились к выходу.
Идут в два ряда.
Первый - трое, в центре невысокая женщина, около пятидесяти лет, слева и справа от неё - мужчины, один - её возраста, другой - явный старик.
За ними, хорошо, даже изысканно, одетый, молодой человек и высокий подросток с широким лицом, который лихорадочно мечется зигзагами по дороге - то в одну, то в другую сторону…
Он занят интересным делом, перевозбуждён, раскраснелся, вспотел.
По его понятиям, - сейчас они играют с партнёром в русские снежки.
Побывать в России зимой и не поиграть в снежки – нонсенс!
Только вот игра у них необычная.
При уборке территории от снега техникой, на обочинах дорог появляются валки. Снег в них слёживается в плотные куски, которые вскоре покрываются коркой. Временами отвал трактора поддевает верхний слой земли и смешивает песок со снегом, комья становятся тяжёлыми и грязными.
Увидит отрок крупный ком, схватит двумя руками и бежит за противником, чтобы с разбега метнуть «снежок» ему в лицо.
Мужчина внимательно следит за действиями жизнерадостного юнца по весёлой забаве, готов к его очередному броску - ком летит мимо цели…
После очередного промаха, снаряд подбирается бОльших размеров, дистанция для метания сокращается.
Молодой человек в этой семье помимо функций гувернёра, видимо, ещё исполняет обязанности охранника.
Выдержка, хладнокровие и реакция у него на высоком уровне, - видна спортивная подготовка. Но возникает вопрос, до каких пор его будут спасать эти профессиональные качества?
Обледенелым снежным комом, смешанным с землёй и гравием, можно поранить лицо, травмировать глаза, лишить человека зрения.
Вальяжно шествующая троица, - по всей вероятности, мама, папа и дедушка, - не обращает внимания на потешную забаву наследника. А тому очень весело, огорчает одно, что он до сих пор так ни разу и не попал «снежком» в воспитателя.
А что модный красавец?
А он не воспитатель, - это живая мишень - человек для битья, ему при любых обстоятельствах надлежит быть: тактичным, мягким, молчаливым, покорно сносить любые издевательства.
Именно такой он и есть.
Даже простейшая амёба реагирует на каплю серной кислоты, введённую в раствор, - резво, - с максимальной для неё скоростью, - «сваливает» в сторону от опасности.
Одетая по последней европейской моде, крупная "амёба", - этого сделать не в состоянии, не имеет права.
Родители всё видят и слышат, они привыкли к подобным «играм» своего чада.
Когда Арсений Маркович поравнялся с группой, услышал иностранную речь. Негромкая дискуссия велась размеренно, лениво, равнодушно.
Подходя к участникам зимней потехи, мужчина даже забыл, что перед ним иностранцы, - невольно сделал строгое замечание несовершеннолетнему «отморозку».
Тот на мгновение остановился, с поднятой над правым плечом глыбой, выкатил красные глаза, - лицо его в этот момент было вполне идиотским, - затем развернулся и с силой запустил «спортивный снаряд» в наставника, но, к счастью, вновь промахнулся.
Как отреагировал щёголь?
Безмолвный крик души в его глазах моментально сменился таким свирепым, лютым, волчьим взглядом, что по спине Покровского пробежали мурашки. Злобное послание гласило: «Я страдаю, но это мой выбор, моя судьба. Не суй нос в чужую жизнь!»
В ту же секунду Покровского пронзила мысль, - ему не жалко этого биологического предмета, который ещё не встал в один ряд с людьми. Его цинично включили в сумму затрат, как оценивают расходы на содержание: автомобиля, любовницы, породистой собаки или экзотического животного.
Закон предметного мира: одни платят, другие расплачиваются, как могут и чем могут, в том числе – честью и достоинством.
1989