Шаги Просвещения

Про Главное
Недавно, просматривая ролики на youtube, наткнулся на видео (https://www.youtube.com/watch?v=HSfxdE-YId8), в котором православный священник отвечает на вопрос прихожанки о том, сколько раз следует осенять себя крестным знамением во время чтения Символа Веры. Та чётко следует церковному уставу, согласно которому надо креститься только один раз – в начале молитвы. Но её сильно смущает диакон, который во время чтения Символа Веры крестится три или четыре раза.

Окончательный ответ священника, несмотря на сумятицу промежуточно высказанных суждений, таков – креститесь и кланяйтесь сколько и когда хотите, если тем самым вы хотите выразить свою любовь и благодарность Богу. Ничто не возбраняется.


***
Когда человеку ХОЧЕТСЯ перекреститься и рука САМА поднимается вверх для крестного знамения, а тело САМО сгибается в поклоне – это значит, что Сам Бог, пребывающий в человеке, хочет этого и даёт человеку возможность проявить благодарность к своему Спасителю. Чтобы мысль эта была более естественной для человека, ему следует внимательнее относиться к тем молитвам, которые он произносит, а чаще всего, которые просто прослушивает во время службы, когда священник произносит их слова: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

Осознанно предавая себя Богу, которому мы и так БЕЗРАЗДЕЛЬНО принадлежим, мы соглашаемся на более явную помощь Бога в наших делах: «Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем». Воистину, все дела наши творятся рукой Божией. Без воли Бога не то, что рука наша, но ни язык, и никакая мысль не шевельнётся в нас.

Возмущённый читатель спросит: как же так, выходит это Бог поднимает руку гнусного убийцы на беззащитную невинную жертву? Бог даёт человеку возможность выбора и реализует в движениях тела сделанный им выбор, каков бы ни был этот выбор. Ответственность несёт человек, принявший решение. В этом и состоит смысл слов молитвы «вси дела руку твоею». Святые, оставившие нам эти молитвы, знали их глубинный смысл по своему личному опыту, а не из книжек и он именно таков. Молитвы, ставшие для многих такими привычными и однообразными, в силу их монотонного и автоматического проговаривания, несут в себе много самых прямых указаний святых молитвенников на то, каково есть истинное положение дел – кто есть человек и какова роль Бога в его жизни.

Сказанное выше имеет самое прямое отношение к тому, сколько раз человеку креститься во время той или иной молитвы или во время церковной службы, или вообще вне храма.

Каждый православный знает молитву «Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Это тропарь Кресту и молитва за отечество. Вот только пребывающими в заблуждении «толкователями» молитва эта трактуется весьма однобоко. Под сопротивными толкователи сплошь и рядом имеют в виду внешних врагов христиан – иноверцев, под жительством – жилище, общество, государство, Церковь.

Механический перевод молитв – дело чрезвычайно опасное – и для толкователей, и для тех, кто из духовной лени подменил первоисточник услужливо пережёванным толкованием. А именно так – «переводом» и называют свои толкования эти мудрецы, неважно что на них надето – ряса священника или блестящий пиджачок университетского профессора богословия. Православные молитвы с русского на русский переводить НЕ НАДО. Получаются глупости, тиражируемые массовыми автоматическими перепечатками, ради «наполнения контентом». Контент появляется, а смысл исчезает.

Сопротивные – это не какие-то нехристи, враги христианского люда и не просто внешние враги, которыми часто выступают такие же христиане, поднявшие меч на братьев своих во Христе. Сопротивные – это все те душетленные страсти и греховные побуждения, которые выступают искушением и влекут человека к погибели души его. И не надо далеко ходить, чтобы в этом убедиться – нужно хотя бы просто внимательно читать молитвы:

«Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.» (Последование ко Святому Причащению, Молитва святого Иоанна Дамаскина, 4-я).

Возражение сопротивных «переводится» толкователями повсеместно как «отогнание врагов». Но даже рассматривая молитву Иоанна Дамаскина с логической точки зрения, очевидно, что святой, упоминая сопротивных в череде душевных взлетов и падений, говорит о врагах ДУШИ, а не тела – о страстях, а не о людях.

Жительство же в тропаре Кресту – это прежде всего не общество, не страна, не отечество, не государство и даже не Церковь, а каждый отдельно взятый человек, в котором изначально с его сотворения пребывает Бог, ЖИВУЩИЙ в нём. Человек – это постоянное место жительства Бога. Нет человека, в котором нет Бога. Будь то иноверец, язычник, сатанист или атеист – Бог пребывает в каждом. Бог животворит любую плоть и «всякое дыхание да славит Господа».

Посему Бог, сотворивший человека, животворящий его в каждый момент времени своим неотступным пребыванием в нём, даже после смерти физического тела, при земной жизни человека и после неё является Владыкой его души и тела, независимо от его вероисповедания. В любой момент времени Бог может дать человеку помысл совершить то или иное действие души и тела, в любом случае направленное ко спасению его души, а дело человека – принять его к исполнению или отклонить.

Так во время молитвы в храме или дома, или в любом другом месте у человека порой появляется необъяснимое желание перекреститься или встать на колени перед Творцом. Или с его уст как бы сами собой срываются шёпотом слова раскаяния, иногда не сразу даже понятно в чём именно. Так Бог, живущий в человеке, даёт ему шанс сделать шаг навстречу своему Создателю. Не нужно противиться этому и сверять свои действия с уставами. Ибо это воля Бога. Поначалу она проявляется именно так – Господь проявляет её в движениях тела. Творцу человеков оно подчиняется абсолютно. Но Бог чтит право человека на выбор – и потому Его воля звучит как лёгкий намёк на предложение.

Не потому ли прихожанку, о которой говорит в видеоролике священник, что крестится по богослужебному уставу всего один раз в начале чтения Символа Веры, а не следует за диаконом, уже два года мучает совесть?.. Совесть – это голос Бога в человеке.

Подчинившись воле Бога, не противясь желанию поднять руку в крестном знамении, поклониться или встать на колени перед Творцом во время службы, когда казалось бы, по уставу и не положено вовсе, можно сделать этот самый важный шаг к Богу. И Бог даст ещё один шанс. И ещё... Это именно то, о чём говорили святые в молитвах: «Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою...»

А потом Бог, научив языку тела, научит общению с Ним мыслью.

***
Эта статья с иллюстрациями опубликована здесь:
http://bio-mehanik.livejournal.com/3960.html