Мое знакомство с Грузией

Леонид Ейльман
Мне предстояла командировка в Грузию, в Кутаиси на кутаиский автомобильный завод. Что я знал об этой стране и о грузинах? Ничего! Страна мандаринов, мимозы и очень жизнерадостных и предприимчивых торговцев этими дарами природы, торгующих ими на улицах и базарах Москвы. Мое знакомство с грузинами началось во время поездки на микроавтобусе от аэродрома им. Шота Руставели до старого центра Тбилиси. Водитель микроавтобуса собрал с пассажиров деньги, но билетов за проезд не выдал. Билет мне был нужен для финансового отчета за командировку Я обратился к водителю с просьбой выдать мне проездной билет. Ведь расстояние между аэропортом и городом около 17 километров и проезд не дешев.
- Генацвале, бери всю катушку билетов! Шофер раздраженно бросил в меня рулон билетов.
Я оторвал от катушки свой билет и подумал:-” Билеты есть отчетный документ; сколько их потрачено столько денег водитель должен отдать бухгалтерии. В Грузии, как в Одессе говорят проклятие: “чтоб ты жил на одну зарплату!” Народ приспособился к всякого рода ограничениям  свободы экономической деятельности: кустарные мастерские, торговля фруктами, цветами сделали Грузию цветущей курортной зоной страны”.
Мы приехали в Тбилиси остановились на проспекте Шота Руставели. Я вышел из микроавтобуса, прошелся вдоль просторного современного проспекта и попал на какую то площадь, где заметил магазин продажи соков и воды. Я зашел в него и увидел высокие стекляные конуса доверху заполненные соками разного цвета. Кроваво красный холодный томатный сок быстро утолил мою жажду и настроение стало курортным:
          “Лазурный небосвод
          Сияет над тобой
          Тбилиси мой родной”.
Теперь надо что то покушать. В гастрономе я обратил внимание на московскую колбасу твердого копчения. Я подумал о том, что снабжение города продуктами не хуже чем в Москве. Я купил немного этой колбасы. Увы! Есть ее было нельзя: мелкие кости, чья то шерсть оказалась под копченной шкуркой.
- Что невкусно и нам все, что называется Москвой не нравится,- заявил продавец колбасы. Как то сразу пропало желание познакомиться с городом: посмотреть знаменитые серные бани, парк на горе Мтацминда, оригинальной архитектуры домишки по берегам Куры и небосвод показался пыльным.
 Я сел на поезд и поехал в Кутаиси.Поезд шел на Запад, oстанавливаясь в Мцхете, Гори, Боржоми. Наконец, я приехал в Кутаиси и вышел обширную пустую привокзальную площадь. Цель моей командировки была помочь работе штамповочного цеха  кутаиского автомобильного завода. К сожалению, все мои попытки как то улучшить работу этого цеха провались. Представьте себе огромный механический пресс, штампующий стальные балки заднего моста грузового автомобиля. На этом прессе устанавливаются многотонные штампы с помощью мостового крана. Мостовой кран поднимает такой штамп, а штамповщик Гиви лезет под этот штамп и проверяет верхний ли штамп или нижний по отверстиям для выталкивателя. Нарушение всех норм техники безопасности! Долго ли до беды: лопнет трос и из Гиви будет лепешка. Я написал несмываемой краской на штампах: какой верхний, а какой нижний, Не помогло. Гиви попрежнему совал свою голову под висящий многотонный штамп. Я сел с ним в столовой с тарелкой супа харчо. Он тоже взял харчо и высыпал в свой суп еще три ложки перца.
- Что ты делаешь? Ведь сожжешь кишки!
- Знаю, но мы так привыкли. Убеждать нас бесполезно!
- Пожалуй ты прав.Я заметил, что стенд обкатки автомобилей не работает. Автомашины сразу покидают цех сборки.
- Конечно, у автомашины много работы в городе и селе. Вот обкатчики и зарабатывают себе деньги, а стенд они ломают. Пусть в Америке проверяют качество сборки на стенде, а у нас в реальных условиях работы!
Однажды секретарь начальника цеха девушка Кекела пригласила меня на вечер, устраиваемый в честь выполнения месячного плана цехом. Во дворе завода установили столы и уставили их бутылками вина и чачи. Закуска- хинкали: нечто вроде пельменей. Заиграла восточная музыка. Зазвучала песня Вахтанга Кикабидзе:
          “Я хочу, чтобы песни звучали,
          Чтоб вином наполнялся бокал,
          Чтоб друг другу мы пожелали
          То, что я Вам пожелал!”
Пошли тосты. Один из них мне запомнился оригинальностью,-”Я желаю всем, чтобы в Вашем доме всегда был беспорядок!”
Я сел рядом с Кекелой.
- Что означает этот тост?
- Это пожелание иметь много детей. Они творят беспорядок.
Вы скоро уедете в Москву, а я останусь здесь. Как я хочу в Москву!
- А чем Вам здесь плохо? Грузины очень страстные мужчины.
-Я- Кекела, что означает красивая, но должна носить только черное платье с фотографией какого то умершего родственника целый год, а старых родственников у меня полно! Я хочу надеть свое красное платье, босоножки. Нельзя! Ну выдадут меня замуж. Надо будет весь день лепить хинкали, печь хачапури с сыром. Муж приведет
друзей. Корми и мой посуду!
 - Не пой при мне ты песен Грузии печальной!- не поэтому ли А. С. Пушкин считал жизнь в Грузии печальной?
Бесправна ли грузинская женщина? Я наблюдал на кутаиском рынке забавную картину. Два милиционера пытались затолкнуть в легковую автомашину двухметрового парня. Вдруг они отпустили его. Какая то старушка начала избивать парня авоськой.
“Почему Вы отпустили парня?”- спросил я у милиционеров.
- Это пришла его мать. Она накажет его строже милиции! 
Я поспешил на рынок. На рынке было уже мало народа. Какой то парень растопырил свою руки между рядами с фруктами и зазывал покупателей купить груши, видимо, у его отца. Я подошел к прилавку с грушами и поинтересовался их ценой.
- Почему так дорого?
- Дорого? Бери все бесплатно!- разозлился хозяин груш. Он сxватил корзинку с грушами и начал совать ее мне. Ну и взрывной темперамент у грузин!
Шли однообразные дни работы. Как-то Кекела предложила мне поехать в экскурсию в Гори.
Автобус двигался по серпантину вьющейся дороге. Экскурсовод пытался развеселить публику: "сейчас будет поворот под названием обними соседку слева, а теперь поворот для соседки справа."
-Не пугайте нас, лучше отвлеките от дороги анекдотом,- попросила одна из пожилых пассажирок. На внимание мужчин ей не приходилось рассчитывать.
-Англичанин любит жену и имеет любовницу. Француз любит любовницу и имеет жену. Русский имеет жену, а любит водку. Теперь угадайте, кого любит еврей?
-Маму,- в  один голос подсказали пассажиры. Я подумал, что подмеченно верно: еврейская мать! Нет тебя преданней своему дитя на свете!  И муки никаких святых не сравнятся с теми, что ты приняла во время резни, погромов, лагерей смерти, беспомощно наблюдая гибель своих детей.
    А экскурсовод старался отвлечь пассажиров от крутой дороги: - "В самолёте над Кавказом летели армянин, грузин и русский. Пролетая над Ереваном, армянин бросил вниз золото: Это Вам, юные армяночки! Вы любите дорогие украшения. Грузин, пролетая над Тбилиси, швырнул вниз деньги: наши женщины любят, когда в кошельках звенят деньги! Пролетая над Краснодаром, русский, брат кавказских народов, вытолкнул из самолёта армянина и грузина. Это Вам, русские красавицы! Вы ведь любите страстных мужчин."
  Тем временем автобус остановился около развалин древнего монастыря. Экскурсанты вышли из автобуса. Экскурсовод пояснил:-"Этот монастырь помнит набеги хазар. У него двойной купол крыши, и в потолке скрытый лаз. Напротив монастыря отвесная скала. В ней выдолблены пещеры на недосягаемой высоте. Здесь хозяйничали хазары в 5 и 6 веках, пока не стали торговой нацией под влиянием евреев. Здесь бывал наш Шота Руставели! Армяне зовут его Ашот и считают армянином, но на грузинском- Шота означает:- “Огонь”. Царицу Тамар (Тамрико), его возлюбленную, надо считать еврейкой. Ведь “тамар” на иврите- финик, финиковая пальма!"
-Скажите,  а почему Шота бежал в Иерусалим?
-Кто-то был против его сближения с Тамарой. Интриги, интриги!
- А где похоронена царица Тамар?
- Это великая загадка истории нашего народа. Ранее думали, что её могила в построенном ею пещерном городе, но теперь полагают, что она хотела лежать рядом с Шота. Мы не знаем свою прародину. Может, зов предков их звал в Палестину.
Но вот и Гори. Видите памятник Сталину, а неподалеку от него хибарка, где он жил с отчимом осетином- пьяницей Бесо Джугашвили.
Бесо запил, когда понял то, что его жена ему изменяет с купцом Эгнатошвили. Этот купец помогал семье Бесо и был крестным отцом двух первенцов этой семьи, которые умерли в детстве.Мы считаем, что биологическим отцом Сталина и был богатый купец Эгнатошвили. На это предположение указывает и то, что Сталин доверял только своему брату по отцу Александру Эгнатошвили. Он пригласил его в Москву, сделал заместителем начальника охраны и поручил работу по проверке качества продуктов питания.  Войдите в музей и присмотритесь к портрету вождя. Обратите внимание на лицо и оспины. Его жестокость и подозрительность обусловлена была тяжелым детством. Он никогда не знал ласки и познал обман самого близкого человека: матери!
Один грузин приехал из Москвы и рассказывает:"Положили нашего дорого Сосо в мавзолей. Лежит. Смотрю, не один лежит. Подхожу, рассматриваю, не могу понять, кто рядом лежит. Всматриваюсь: так это же его орден Ленина в натуральную величину!"