Ч. 10 Тайна подводной лодки К-129

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/06/08/32

Когда захваты с подводной лодкой подтянули примерно до 60 метров от днища корабля, для их обследования отправили водолазов. У них было с собой оборудование для резки, чтобы убрать куски металла, которые могут препятствовать втягиванию подводной лодки внутрь корабля.

6-го августа советский буксир СБ-10 подошёл к «Glomar Explorer» почти вплотную, на расстояние 60 метров. С американского корабля просигналили, требуя отойти дальше. В это время, как раз происходил процесс ввода подводной лодки во внутренний док корабля.

В 09.17 в журнал операций по подъёму К-219 внесли запись с восклицательным знаком, что подводная лодка находится внутри корабля. Буксир СБ-10 снова подошёл на прежнее расстояние и снова с «Glomar Explorer» потребовали отойти подальше. Тогда советское судно дало три  долгих прощальных гудка и направилось в Петропавловск.

В 10.30 буксир исчез с экрана радара. Так завершилась слежка советских судов за «Glomar Explorer».

 9-го августа операция по подъёму была окончательно завершена. В тот день президент Никсон, не дожидаясь импичмента, подал в отставку, и его сменил президент Джеральд Форд.

На следующий день госсекретарь Киссинджер и министр обороны Шлезингер проинформировали нового президента о проекте  «Azorian». Форд распорядился продолжить по ней работы.

Операция по подъёму была крайне рискованной. Главный инженер проекта Чарли Джонсон опасался, что в случае потери всего груза, корабль подбросит вверх, он переломится, и «Glomar Explorer» ляжет на дно рядом с подводной лодкой.

Из внутреннего дока, в котором теперь находилась подводная лодка, в течение 15 часов откачали всю воду. Немедленно туда вошли специалисты в специальных защитных серебристых костюмах с респираторами и первым делом деревянными креплениями исключили движение подводной лодки при качке.

Американцам достались две торпеды с ядерными боеголовками. Приборы сразу показали присутствие радиации. Посчитали, что заряды подрыва сработали, но ядерного взрыва не произошло.

Увидели, что послужило причиной разлома подводной лодки при подъёме: захваты №4 и №5 были сломаны наполовину, а у захвата №6 оторван гидравлический цилиндр. Обломки подводной лодки мало напоминали корабль, но даже сохранившиеся одиннадцать с половиной метров подлодки внутри «Glomar Explorer» производили неизгладимое впечатление.

Всё снаружи, что находилось на лёгком корпусе, было сорвано со своих мест и спрессовано чудовищным давлением воды. Однако внутри прочного корпуса картина казалась лучше. Но первое, что встретило там специалистов, были ужасающий вид и запах изуродованных тел.

 Похоже, что подводники погибли мгновенно. Один из них, видимо, лежал в тот момент на койке и читал техническое описание.

Одно тело оказалось относительно нетронутым. Неполные останки других тел обнаружили в груде обломков. При высоком давлении и очень низкой температуре тела сохранялись, но при подъёме на поверхность и соприкосновении с атмосферным воздухом стали быстро разлагаться.

Как написал один из участников операции: «Мы испытали чувство глубокого уважения и печали, потому что они были так молоды… в основном, очень молодые люди, и мы знали, что их семьи скорбят о них».

Останки тщательно осмотрели медики. Удалось идентифицировать тела торпедиста  матроса Владимира Михайловича Костюшко, старшего гидроакустика матроса Виктора Александровича Лохова и старшего торпедиста матроса Валерия Георгиевича Носачева. Все  в возрасте 20 лет, неженатые.

Тела шестерых обнаруженных советских моряков похоронили по морскому обычаю. Им отдали все положенные почести. Построили почётный караул из шести добровольцев. Каждое тело поместили в отдельный стальной ящик, и каждый из ящиков был накрыт советским военно-морским флагом.

На церемонии присутствовали 75 человек из состава экспедиции. Оркестр исполнил гимны Соединённых Штатов и Советского Союза. Прочитали молитву и под звуки гимна ВМС США, тела соскользнули в океан. Всю печальную процедуру сняли на киноплёнку и перевели на русский язык.

Я пишу эти строки и думаю, как бы на месте американцев поступило наше командование? И не прихожу ни к какому выводу. Знаю только, что семьям моряков пришлось помыкаться, пока они получили пенсии и пособия от государства. А до этого, чтобы им помочь, была пущена шапка по кругу.

Каждый предмет, найденный на подводной лодке, клали на стол, очищали, тщательно изучали, фотографировали, заносили в журнал и помещали в предварительную упаковку. Если предмет не представлял интереса, то его готовили для утилизации.

Все документы, бумаги, несколько найденных инструкций и описаний поместили в специальные ванны с составом, сохраняющим бумагу. Весь экипаж и всех участников экспедиции очень жёстко предупредили, что категорически запрещается брать в качестве сувениров всё, что связано с подводной лодкой.

Дело в том, что обнаружили исчезновение матросской бляхи и значка с изображением подводной лодки. Старший представитель ЦРУ объявил, что пока эти два предмета не найдутся, ни один человек не сойдёт с корабля, независимо от занимаемой им должности.

 На следующий день оба предмета «нашлись». Тем не менее, считают, что несколько маленьких кусочков корпуса подлодки «исчезли».

Тем временем разворачивалась вторая стадия операции прикрытия: судно, якобы для продолжения ремонта, переводили к северо-западной части Гавайских островов. Там на корабль прибыла специальная команда – экипаж «В», «чистильщики».

«Glomar Explorer» отошёл на 500 миль к северо-востоку от острова Оаху и дрейфовал.

В это время ещё раз просматривались, описывались и взвешивались все собранные материалы, после чего их отправляли в секретное хранилище.

16 августа корабль стал на якорь в Лахейна Роудз. Команду и других участников, которые пробыли два месяца в море, отпустили по домам. Они вылетели с Гавайских островов специальными рейсами.

Сменивший их экипаж «В» повёл корабль в Лонг Бич.

Во время встречи в 1993 году главы ЦРУ Роберта Гейтса и президента  Бориса Николаевича Ельцина американский разведчик передал российскому президенту фильм о похоронах советских моряков с подводной лодки К-129. Это было за два года до того, как «Красная Звезда» опубликовала список погибших на К-129.

В 1998 году по ходатайству министра обороны Игоря Дмитриевича Сергеева, который сам окончил Высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова в Севастополе, Указом президента Российской Федерации от 20 октября 1998 г. № 1285, каждого члена экипажа ракетной подводной лодки К-129 посмертно наградили орденом Мужества.
 
В «Независимом военном обозрении» прочитал: «После подписания Указа президента РФ N 1285 прошел почти год, но награды погибших подводников вручены только восьми семьям из 98. Видимо, кадровым органам Минобороны, ВМФ и областным военным комиссарам надо ускорить этот процесс, пока еще живы матери старшин и матросов К-129».

Но кого у нас этим удивишь?

Торжественная церемония захоронения советских военных моряков американцами, конечно, беспрецедентна для 45 лет холодной войны.

 30 августа 1993 года посол США Малколм Тун передал российскому правительству корабельный колокол (рынду) с подводной лодки К-129 и найденную на подводной лодке фотографию неопознанного матроса. Меня поражает, что этот матрос до сих пор считается неизвестным.
 
Все материалы с подводной лодки были доставлены на берег и увезены в неизвестном направлении. Ходили слухи, что их доставили в Неваду, туда, где находятся правительственные сооружения, связанные с деятельностью по неопознанным летающим объектам (UFO).

На фотографии, переснятой мною из американских печатных источников: неопознанный матрос, чья фотография была найдена внутри подводной лодки К-129
            
Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/10/25