Бартоломью и Ублек - Доктор Сьюз

Викентий Борисов
Доктор Сьюз
         

                БАРТОЛОМЬЮ И УБЛЕК

В королевстве Дидд до сих пор говорят: «Тот самый Год-Когда-Король-Разозлился-На-Небеса». И, конечно же, непременно вспоминают о мальчике-паже по имени Бартоломью Каббинс. Ведь если бы не он, то Король вместе с Небесами наверняка бы полностью разрушили это маленькое королевство.
Бартоломью и до того приходилось видать, как может злиться Король. Но в тот год Его Величество так рычал на Небеса, что Бартоломью Каббинс не знал, что и делать.
И так продолжалось весь год. Старый Король смотрел и смотрел пристально в небо, плевался и бормотал:
– Фу! Опять эти Штучки падают с неба!
Весной, когда с неба падал дождь, Король злился на него…
Летом, когда с неба лился яркий солнечный свет, Король злился на него…
Осенью, когда с неба спускался туман, Король злился на него…
А зимой, когда с неба начал падать снег, Король начал кричать во всю мочь!
– Этот снег! Этот туман! Это солнце! И дождь! ГРРР! Проклятые четыре Штучки, которые падают с МОЕГО неба!
– Но послушайте, Король Дервин, – пытался успокоить его Бартоломью. – Ведь это происходило всегда! Все четыре явления природы!
– В том-то и дело! – взревел Король. – Каждый год одно и то же! Я жутко устал от этого старья и однообразия! Я хочу, чтобы с Небес упало нечто новое!
– Нечто новое?.. – притих от удивления Бартоломью. –  Это невозможно, Ваше Величество. Вы не сумеете добиться этого.
– Мальчишка, как ты смеешь заявлять мне, что я не смогу чего- нибудь добиться?! Не забывайся, Бартоломью, ведь я – твой Король!
– Я знаю, государь, – ответил Бартоломью. – Вы правите всей страной. Вы правите всем народом. Но даже короли не могут править Небесами.
– Не могут, вот как? – Его Величество впал в ужасную ярость. –  Что ж, пожалуй, другие короли и не способны на это. Но, может быть, я – единственный король, который окажется СПОСОБЕН! Запомни мои слова, Бартоломью Каббинс – у меня будет нечто новое, упавшее с неба!
Вот только как это нечто раздобыть?.. Не так-то это просто. День за днём старый Король думал и думал, пытаясь хоть что-нибудь сообразить.
И вот как-то раз поздно ночью, когда все придворные уже крепко спали, Король застёгивал свою ночную сорочку и вдруг замер. Его серо-зелёные глаза лукаво заблестели, и он рассмеялся:
– Ну конечно же! Именно они запросто смогут с этим справиться! Бартоломью Каббинс, свисти в мой секретный свисток! И побыстрее! Зови сюда моих королевских магов!
– Магов, Ваше Величество? –  вздрогнул Бартоломью. – О нет, Ваше Величество! Только не магов!
– Придержи-ка свой язык, Бартоломью Каббинс! И выполняй то, что я приказал. Дуй в секретный свисток!
– Да, государь, – поклонился Бартоломью. – Но думаю, Ваше Величество, что вы ещё пожалеете об этом.
И паж снял секретный свисток Короля с потайного крючка. И дунул в него, и тот издал протяжный и низкий звук, который полетел вниз по тайной королевской лестнице.
И мгновением позже паж услышал шаги магов, спешащих наверх! Из своего затхлого подземелья по пустому туннелю шли они в королевскую спальню, вяло шаркая старческими ногами. И вошли в спальню, причитая:

– Шафл, Дафл, Мазл, Маф,
Фиста, Виста, Миста-Каф,
Стонем и плачем, покинув обитель.
Что пожелаешь сегодня, властитель?
Магия наша – даём обещанье –
Выполнит тут же любое желанье!

– Я хочу, – начал Король, – чтобы вы исполнили вот какое моё желание: пусть с неба упадёт такое, чего никогда не видывали ни в одном королевстве. Что вы умеете? Что вы можете сделать?
На мгновение маги застыли, моргая подслеповатыми глазами. А потом произнесли слово. Всего одно слово – УБЛЕК.
– Ублек? – переспросил Король. – А что это такое?

– Не похож он на снег. Не похож он на дождь.
Не похож на туман. Ни на что не похож.
В мире кто-нибудь знает об этом едва ли.
Ублек мы никогда ещё не создавали.

Поклонившись, они повернули к дверям:

– Мы теперь в Колдовской удаляемся Грот –
Тот, что нас на Горе Зачарованной ждёт.
Нынче целую ночь предстоит нам  трудиться,
Чтобы Ублек сумел поутру появиться!

– Они устроят что-то совершенно безумное! –  прошептал Бартоломью. –  Верните их, Ваше Величество! Остановите их!
– Остановить их? Ни за что, даже за тонну бриллиантов! – расхохотался Король. – И я стану самым могущественным из всех людей! Только подумай о том! Завтра я буду владельцем Ублека!
Долго пытался Бартоломью уговорить взволнованного Короля улечься спать. Но и самому Бартоломью-пажу было не до сна. Всю ночь напролёт простоял он у окна королевской спальни, глядя на Зачарованную  Гору.  Он знал: именно там маги сейчас колдовали над ужасным зельем.
И маги действительно всю ночь трудились, не переставая. Всю ночь они ходили кругами вокруг колдовского костра и бормотали заклинания, прищёлкивая языками: 

– Пора о дожде и тумане забыть!
Пора что-то новое нам сотворить!
Так бросим в огонь бороды волосок,
И шерсти мышиной подмокший клочок,
Засохшую чёрную ветку, и пару
Дырявых носков – пыльных, грязных и старых.
И старое кресло, и ящерки хвостик,
И лук плесневелый в костёр надо бросить.
Как только появится дым колдовской –
Зелёный, горячий, зловонный, густой –
К нему обратим заклинание это,
Успев завершить колдовство до рассвета:
«Магический дым! Поднимайся же ввысь,
И в небе над этой страной соберись,
И Ублек создай, о магический дым,
Над городом каждым, над домом любым,
И Ублек на землю пускай упадёт!
И Ублек тогда к нам ко всем снизойдёт!»

И до самого рассвета Бартоломью стоял и с содроганьем сердца смотрел в окно спальни. И только утром, когда солнце взошло, он смог улыбнуться. Этим глупым магам ничего не удалось!
Но внезапно Бартоломью Каббинс прекратил улыбаться.
Это на самом деле или..? Нет! В небе действительно появилось Нечто странное!
Сначала оно казалось зелёным пятнышком. Затем – облачком зелёного дыма. И вот оно стало медленно спускаться всё ниже и всё ближе к полям, и фермам, и домам спящего королевства.
А затем закружилось вихрем вокруг дворцовых башен. В воздухе замерцали крохотные зелёные капельки. Чудесные крохотные зелёные капельки величиной с виноградную косточку!
Бартоломью протянул руку. Он хотел поймать одну из них. Но вдруг отдёрнул руку обратно. В этих капельках было что-то пугающее. И Бартоломью покрепче закрыл окно.
– Проснитесь, Ваше Величество! – крикнул он. – Ваш Ублек! Падает с неба!
Король мгновенно выпрыгнул из королевских простыней.
– Клянусь моей бородой, так и есть! – воскликнул он. – О, какой прекрасный Ублек! И он – мой! Он принадлежит только мне!
– Не нравится мне вид этих капель, государь, –  сказал Бартоломью. – Теперь они уже стали величиной с орех.
– Чем больше, тем лучше! – рассмеялся Король. – Что за день! Я объявляю его праздничным! Пусть мужчины, женщины, дети покидают свои дома и танцуют под моим великолепным Ублеком!
– Под этим? – переспросил Бартоломью. – Вы действительно думаете, что это безопасно, государь?
– Перестань задавать дурацкие вопросы! – резко оборвал его Король. – Вот что: беги-ка на королевскую башню-колокольню. Разбуди моего королевского звонаря. И пусть он звонит в большой праздничный колокол!
С минуту Бартоломью Каббинс не мог сдвинуться с места.
– Шевелись! – прикрикнул Король. И Бартоломью побежал.
Он пробежал через весь ещё спавший дворец.
Потом – по лестнице на высокую колокольню.
Вскарабкался на самый верх и вошёл в крохотную каморку Звонаря.
– Звони в колокол! – сказал Бартоломью. – Его Величество Король объявил сегодняшний день праздником!
Старый Звонарь неохотно встал с постели и, взяв в руки канат от колокола, спросил:
– А что за праздник, Бартоломью?
– Сам скоро узнаешь! – ответил ему паж.
Звонарь потянул на себя канат. Но не раздалось ни звука.
Он потянул на себя ещё раз. Но опять – никакого звона.
– Эй! Что случилось с колоколом? – проворчал Звонарь. – Надо выглянуть наружу.
И высунул голову в малюсенькое окно.
– Боже милосердный! – обомлел он. – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Весь мой колокол залепила какая-то зелёная патока!
– Не только твой колокол! – воскликнул Бартоломью. – Ты только посмотри на бедную малиновку! Она увязла в своём гнезде! И не может пошевелить даже крылом! Это всё УБЛЕК! Он – вязкий! Да он – липкий, как клей!
– Ай-яй-яй! – Звонарь в отчаянии заломил руки. – Да ведь если эта зелёная штуковина приклеила малиновку, то ведь и с людьми может стрястись то же самое!
– Надо предупредить всех жителей! – крикнул Бартоломью. – Разбудить всех и сказать, чтобы оставались в домах! Я извещу Королевского Трубача! – И мальчик стрелой ринулся по лестнице колокольни вниз.
На башню, где находился Трубач, мчался Бартоломью Каббинс, перепрыгивая через четыре ступеньки.
И пока он бежал, всё время слышал: «Плюх! Плюх!» – это Ублек шлёпался на подоконники. И оставлял на дворцовых стенах пятна размером с большие зелёные кексы!
Ворвавшись в комнату, Бартоломью сдёрнул одеяло со спавшего крепким сном Трубача. Он сунул холодную трубу ему прямо в мягкие со сна руки:
– Просыпайся! Буди людей! Труби тревогу!
– Тревогу? – зевнул трубач. И вдруг увидел  Ублек. – Эти зелёные штучки, Бартоломью! Откуда они взялись?
– Король… – выпалил Бартоломью. – Это работа королевских магов!
– Да как ему не стыдно! – вскочил с постели Королевский Трубач. И высунул в окно трубу. И воскликнул:
– Сейчас я буду так трубить тревогу, как ещё никогда не бывало в королевстве Дидд!
Но всё, что ему удалось выдуть – «БУЛЬК!»
– Моя труба! – задохнулся Трубач. – Эта зелёная штуковина залетела внутрь!
Он попытался выдуть Ублек. Но не смог.
Он попытался вытрясти Ублек. И тоже не смог.
– Я знаю, что делать! – закричал он. – Просто вытащу!
– Нет! – вскрикнул Бартоломью. – Не прикасайся к ней!
Но рука Трубача была уже внутри трубы. Его пальцы крепко впились в Ублек. И тут Трубач почувствовал, как гуща обволакивает его кулак, как будто бы тот завяз в упругой, как резина, картофельной пышке.  Он потянул изо всех сил, и Ублек начал было поддаваться. Но тут же – ХЛЮП! – плюхнулся обратно в трубу. И затянул туда же руку Трубача прямо по локоть.
– Я не могу пошевелить и пальцем! – завопил Трубач. – О, Бартоломью, что же мне теперь делать?
– Не знаю. К сожалению, придётся оставить тебя застрявшим в трубе. Раз ты не можешь предупредить жителей королевства, то мне нужно найти кого-нибудь другого, кто сможет!
Бартоломью выбежал из комнаты и бросился вниз по лестнице.
И вбежал прямо к Капитану – Начальнику стражи, который, мурлыча себе что-то под нос, стоял перед зеркалом, расчёсывая кончики роскошных усов.
– Капитан, нужно что-то предпринять! – завопил Бартоломью.
– Что-то предпринять? А в чём дело? – улыбнулся Начальник стражи.
– В чём дело? Разве вы не видите этот ужасный Ублек? Он падает с неба! Он уже стал размером с зелёный бейсбольный мяч!
– А, эта чепуховина? – рассмеялся Капитан. – И что в этом ужасного, парнишка? Мне, например, он очень симпатичен.
– Капитан! – взмолился Бартоломью. – Он очень опасен!
– Чушь! – фыркнул Капитан. – Парень, никак ты хочешь меня запугать? Капитаны, мой мальчик, не боятся ничего! Этот пустяк совершенно безопасен. И я докажу тебе. Смотри, как я его съем!
– Съедите? – поперхнулся Бартоломью. – Нет, нет!
И не успел Бартоломью остановить Капитана, как тот высунулся из окна и поймал кусочек Ублека кончиком шпаги.
– Нет, Капитан! НЕ НАДО!
Но было уже поздно! И, пока Бартоломью тащил Начальника стражи обратно, Ублек накрепко заклеил рот Капитана. Тот пытался хоть что-то сказать, но безрезультатно. Всё, на что оказался способен теперь доблестный Начальник стражи, –  пускать маленькие, зелёненькие и липкие пузыри изо рта.
– Простите, что я вас оставляю, – сказал Бартоломью. – Но Капитан, переполненный пузырями, никому и ничем не сможет помочь.
Бартоломью помог бедняге лечь и оставил его на полу.
А сам из последних сил побежал по извилистым коридорам дворца. «Я возьму королевского коня! Объеду всю страну! И предупрежу об опасности всех жителей!»
Он распахнул дверь, которая вела в Королевские Конюшни.
И застыл, как вкопанный. Он не мог двинуться с места. Кошмарный Ублек уже вырос до зелёного футбольного мяча!
Предупреждать жителей было уже слишком поздно! Крестьяне в полях прилипли к мотыгам и плугам. А козы прилипли к уткам. А гуси прилипли к коровам.
Кучи Ублека завалили дворец. Огромные зелёные горы лежали на крыше каждого дома.
Бартоломью ничего не мог поделать. Грустно покачав головой, он вернулся во дворец.
А через минуту там стало так же скверно, как и снаружи!
С неистовым воем Ублек изо всех сил обрушился на стены дворца. И бил по ним так, будто кидал колоссальные зелёные ведра, доверху наполненные супом из спаржи!
Как тонущий в море парусник, дворец стал протекать со всех сторон.
Ублек срывал окна с петель.
Он капал с потолка. Он заливал трубы. В общем, он был повсюду – даже в замочных скважинах!
Из каждой спальни дворца слышались крики придворных. Насмерть перепуганные, бежали они в одних ночных сорочках, куда глаза глядят.
– Вернитесь в спальни! Спрячьтесь под одеялами! – кричал Бартоломью, мчавшийся по коридорам.
Но никто не обращал на него ни малейшего внимания. Все во дворце пытались скрыться, где попало.
Королевский Повар бросился на королевскую кухню. И там угодил в ловушку – прилип к трём кастрюлям, заварочному чайнику и коту!
Королевская Прачка метнулась спасать свою стирку. И прилипла к бельевой верёвке рядом с двумя шерстяными носками и лучшей Королевской Воскресной Рубашкой!
А Королевские Скрипачи прилипли к королевским скрипкам!
Куда бы Бартоломью ни бежал, всюду он видел, как кто-то приклеился к чему-то!
Прилипших были десятки! Все болтались и барахтались, безнадёжно увязнув в липком зелёном Ублеке.
И вдруг Бартоломью ошеломлённо застыл: «А Король? Где же Король? Я и забыл о нём!»
Бартоломью нашёл его в тронном зале.
Он сидел там… Старый Король Дервин, гордый и могущественный правитель Королевства Дидд, дрожал и трясся, беспомощный, как младенец.
Королевская корона прилипла к королевской голове. А королевские штаны приклеились к королевскому трону. Ублек капал с его королевских бровей и сочился из его королевских ушей.
– Доставь сюда магов, Бартоломью! – приказал он. – Пусть скажут волшебные слова! Пусть прекратят падение Ублека!
Бартоломью только плечами пожал:
– Я не могу, Ваше Величество. Колдовской Грот на Зачарованной Горе похоронен под толстенным слоем Ублека.
– Тогда я сам должен придумать такие слова! – зарычал Король. – Что они там болтали? Шафл… Дафл…  Мазл…  Маф… Всё, что я помню…  Никакого толку! Этот Ублек стал падать ещё быстрее!
Бартоломью больше не мог сдержаться:
– Конечно, он и дальше будет всё падать и падать, пока не засыплет доверху весь ваш огромный мраморный дворец! Нечего тратить время на дурацкие волшебные слова. Вы должны сказать какие-то совсем простые слова!
– Простые слова..? О чём это ты, мальчуган?
– Это вы во всём виноваты! – заявил Бартоломью. И теперь самое малое, что вы можете сделать – сказать:  «Простите меня».
Так с Королём ещё никто не осмеливался говорить.
– Что? –  завопил Король. – МНЕ… Мне просить прощения?! Короли никогда не извиняются! А я – самый могущественный Король во всём мире!
Бартоломью посмотрел Королю прямо в глаза.
– Возможно,  вы и могущественный король, – сказал он. – Но только сейчас вы по горло сидите в Ублеке. Так же, как и все в вашей стране. Поэтому, если вы не извинитесь, то вы – вообще не король!
А затем повернулся к трону спиной и отправился к дверям.
И вдруг услышал громкие, глубокие рыдания. Старый Король плакал!
– Вернись, Бартоломью Каббинс! Ты совершенно прав! Это –  моя вина! Простите меня! О, Бартоломью! Я очень, очень прошу простить меня!
И, стоило ему произнести это, сразу же…
Наверно, в обычных словах «Простите меня» действительно было что-то волшебное.
Наверно, в обычных словах «Это –  моя вина» действительно было что-то магическое.
Может быть, да, а может быть, и нет. Но, как только Король их вымолвил, солнце тут же ярко засветило и пробило дорогу себе сквозь мрачное небо. И зелёные шары Ублека становились всё меньше и меньше.
И, в конце концов, весь Ублек, что прилип ко всем живым существам королевства, полностью и бесследно испарился.
А потом Бартоломью взял старого Короля за рукав. И повёл его на самую высокую башню дворца, и дал в руки Его Величеству колокольный канат. И Король собственноручно ударил в колокол, и раздался праздничный звон.
А потом Король объявил, что в королевстве учреждается новый праздник – в честь тех Четырёх Прекрасных Вещей, что всегда падают с неба.
Теперь-то Король знал, что все эти старомодные Штуковины –  Дождь, Солнце, Туман и Снег – именно то, что нужно любому королю. И особенно ему – старому Королю Дервину из Королевства под названием Дидд.


            Иллюстрированный вариант будет выложен на сайте Coollib.net