Из истории слободы Малый Узень. 1900 - 1917

Маргарита Бирюкова
Много интересного можно узнать о жизни наших селений, листая старинные газеты и журналы. Так, на страницах "Самарских Епархиальных Ведомостей" удалось найти несколько весьма примечательных заметок и очерков о культурной жизни слободы Малый Узень, Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Питерского района Саратовской области), откуда родом мои предки - Бурлины. Своими находками решила поделиться с читателями.


ПОСЕЩЕНИЕ МАЛОГО УЗЕНЯ ЕПИСКОПОМ САМАРСКИМ И СТАВРОПОЛЬСКИМ ГУРИЕМ (БУРТАСОВСКИМ)
в 1902 году

«Владыка [Преосвященный Гурий, епископ Самарский и Ставропольский] в 7 часов вечера [23 сентября 1902 г.] отбыл из Александрова Гая на вокзал ж. д. для следования в Малый Узень, где им в прошлом году в половине сентября освящено было место под храм. Храм этот был теперь - через год, готов к освящению. В Малый Узень Владыка прибыл утром [24 сентября] и проследовал прямо в храм. При входе в храм он был встречен строительной комиссией во главе с местным земским начальником г. Довятом с хлебом-солью.
По освящении храма во имя Св. Троицы в конце литургии Владыка сказал слово о значении храма для православных христиан, в котором похвалил ревность Малоузенцев и их любовь к благолепию. Кроме освященного деревянного, обложенного камнем храма, Малоузенцы строят еще более обширный каменный храм и устроили домовую церковь при министерской двухклассной школе. Правда, эта ревность к устройству храмов вызвана особыми обстоятельствами, - страшным несчастьем: в 1900 году в Малом Узене обрушился старый храм и задавил много народу, тем не менее ревность их достойна похвалы. По выходе из храма, Владыка посетил домовую церковь при министерском двухклассном училище, где собраны были ученики всех школ. Осмотрев эту небольшую, новенькую благолепную церковь, Владыка сказал слово к учащимся о страхе Божием и выразил присутствующим здесь инспектору народных училищ К.В. Рылову и родителям благодарность за заботы их о христианском воспитании детей. По окончании слова благословив детей, Владыка направился на место погребения убитых при разрушении храма, где устрояется большой каменный храм. Здесь Владыка совершил краткую литию по убиенным и по местном недавно скончавшемся настоятеле о. Алексее Серебрякове, более 40 лет подвизавшемся в приходе.
Из Малого Узеня Владыка отбыл в деревню Ахмат, где, при пособии из средств училищного Совета при Св. Синоде, была устроена обширная церковь-школа...».
 
(Обозрение епархии Его Преосвященством (Николаевский и Новоузенский уезды)// Самарские Епархиальные Ведомости.1902. Часть неофиц. № 22 (15 ноября). С. 1062 - 1063. Извлечение).



ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ В МАЛОМ УЗЕНЕ. 1904 год

«В слободе Малом Узене обширное и вполне приличное помещение сельского правления 21 ноября с.г. в 6 чалов вечера оживилось многолюдным собранием. Глаза поражало разнообразие лиц и костюмов; в сдержанном говоре что-то было необыкновенно светлое, праздничное, бодрящее. Все ожидали начала духовного концерта. Последний дан был хором любителей под управлением диакона Цареградского, в пользу раненых воинов на Дальнем Востоке. Денежный сбор концерта достиг 127 рублей. Когда все посетители сельского правления были на своих местах, и среди них водворилась тишина, любители исполнили одно за другим целый ряд церковных песнопений известных композиторов: Ламакина, Смирнова, Архангельского, свящ. Старорусского, Васильева, Львова, Давыдова, Бортнянского, Чайковского и Гинсбурга. Прекрасное впечатление производило на слушателей пение хора. Концерт был разделен на три отделения. После второго из них священник о. Михаил Терновский, пользуясь возвышенным настроением собравшихся, произнёс одушевлённую речь, в которой выяснил необходимость помощи страдающим братьям».

(Самарские Епархиальные Ведомости. 1904. № 24 (15 дек.). С. 1164 – 1165).



ПОСЕЩЕНИЕ ПИТЕРКИ и МАЛОГО УЗЕНЯ ЕПИСКОПОМ САМАРСКИМ И СТАВРОПОЛЬСКИМ КОНСТАНТИНОМ в 1909 году

«...В 11 часов Владыка [епископ Самарский и Ставропольский Константин]прибыл снова на ст. Красный Кут в свой вагон, чтобы следовать далее в с. Питерку.
Группа сёл: Питерка, Мироновка и Морша представляют из себя как бы духовный оазис... Величественные, беспримерно благоукрашенные храмы с новыми иконостасами, чудная живопись, блеск золота - всё это приковывало внимание и останавливало взоры.
Нельзя невольно не остановиться мыслью на обстановке, при которой был встречен Владыка в селе Питерке. Каждое семейство выносило стол, покрытый белою скатертью, на котором лежали хлеб-соль, стояла икона и свеча, и вся семья, от мала до велика, около стола, стояла на коленях и принимала архиерейское благословение. Эта священная простота и детское доверие тронули Владыку, и он в селе Питерке благодарил попечителей и церковного старосту за заботы по благоговению церковному, посетил их дома, благословил их семьи и по просьбе попечителей, своей рукой сделал надписи на фотографических карточках с него, имеющихся в их домах. Здесь всё дышало довольством. Не то было в следующем селе - Малом Узене - можно сказать метрополии сектантства. Храм еще не отстроен, и 7-8 тысячное население довольствуется одним храмом, относительно тесным и душным. Есть в селе еще домовая церковь при министерском училище, но церковь небольшая. Здесь, по маршруту, нужно было служить всенощную и литургию. Пел местный хор, а некоторые песнопения пелись всеми молящимися: мужчинами и женщинами. Были и сектанты, интересуясь архиерейским, ни разу ими не виданным, Богослужением. За литургией, после Евангелия, Владыка начал свое слово так: «Спасайтесь, братие!. Как много значения в этих немногих словах!..». Объяснив значение этих слов, Владыка говорил о заблуждениях сектантов.
После литургии Владыка посетил почетных прихожан, членов причта и принял трапезу в доме одного крестьянина. Здесь он имел продолжительную беседу с местными священниками по делам миссии и прихода и относительно постановки преподавания Закона Божия и нравственного влияния на учащихся в средних учебных заведениях (в селе есть реальное училище и женская гимназия), говорил с заведующим этими школами и с г. инспектором 1-го района Новоузенского уезда по вопросу о преподавании уроков Закона Божия. В 3 часа дня Владыка выехал из сл. Малого Узеня в с. Куриловку.
Не доезжая с. Куриловки, Владыка осмотрел церковь с. Дмитриевки, отслужил молебен и, сказав соответствующее слово, осмотрел церковь и село Крепость Узень. В 8 ч. вечера трезвон на колокольне Куриловского храма возвестил собравшимся в большом количестве жителям этого большого и с немалым баптистским и молоканским населением села, что едет Владыка. Встреченный представителями общества при входе в храм, а в самом храме священниками местными и о. благочинным Розалиевым, Владыка проследовал в храм и выслушал краткую литию и многолетие. Потом сказал слово на текст «Покайтеся, приблизилось царство небесное», направляя слово на заблуждения молоканские.
Благословив народ, Владыка принял ночлег в доме священника Ливанова, а на другой день, выслушав литургию, отбыл из Куриловки в Орлов Гай, где должно было быть служение всенощного бдения и литургии.
Как Малый Узень, так Куриловка и Орлов Гай - степные городки с населением от 7 до 10 тысяч душ. В Орловом  Гае 3 храма и около 1000 домов сектантов - молокан и баптистов.
Всенощное бдение было с литией, пелись стихиры престольного праздника св. Троицы. Лития совершалась вне храма также, как и в г. Новоузевске и Малом Узене. Пел хор монахинь из женского монастыря г. Новоузенска. Храм был переполнен молящимися. Было немало и сектантов…».

(Обозрение Его Преосвященством церквей Новоузенского уезда //Самарские Епархиальные Ведомости. 1909. Неофиц. часть.)



ЛЕКЦИЯ В С. МАЛОМ УЗЕНЕ. 1910 год.

«С благословения Его Преосвященства, Преосвященейшего Константина, Епископа Самарского и Ставропольского, 24 января с.г.  (1910) в с. Малом Узене, Новоузенского уезда, священник о. Михаил Терновский специально для образованного класса населения предложил лекцию в научно-философском духе на тему: «Нравственный смысл жизни»... Лекция была в здании министерского двухклассного училища, где для этого предоставлено было помещения двух смежных классов посредством удаления ширмообразной перегородки. Лекцию почтили своим посещением учебная корпорация местных реального училища и женской гимназии, корпорация учащих министерского двухклассного училища и г.г. учителя и учительницы всех слободских начальных земских школ. Были представители медицинского персонала местной земской больницы во главе с врачом Г.Я. С-м. Были также представители служебного элемента волостного и сельского правлений и волостного банка и др. В начале перерыва и конце лекции соединёнными весьма богатыми силами обоих местных церковных хоров под искусным управлением г. заведывающего Мало-узенским министерским двухклассным училищем Е.И. Атландерова было художественно исполнено несколько церковных песнопений из всенощного бдения и литургии. Мощно и грандиозно носились и трепетали также звуки национального гимна: «Боже Царя Храни», исполнявшегося с особенным воодушевлением, после положенной молитвы пред началом.
Лектор в первой своей части разобрал некоторые теории, имеющие такое или иное отношение к вопросу о смысле жизни: пессимизм, эстетический культ и проповедь охранительного смирения или житейского квиэтизма. Пессимисты подразделены были на два класса: несерьёзных и серьёзных. Под несерьёзными отрицателями жизненного смысла лектор разумел тех, которые смысл жизни отвергают посредством одних только рассуждений и целых мнимо-философских систем, не обязывающих их ни к каким жизненным поступкам, ни к какому практическому осуществлению. Эти люди на словах говорят, что жизнь есть зло и страдание, а на деле пользуются злом жизни, как если бы оно было благом. Несостоятельность их учения очевидна. К серьёзным пессимистам о. Терновский отнёс тех, которые своё отрицание смысла жизни завершают делом - самоубийством, имея в виду самоубийц сознательных, владеющих собою к кончающих жизнь из разочарования и отчаяния, как например Ромео (из Шекспира). Камнем преткновения подобных лиц служит то, что они противоречие между действительностью и личным страстным эгоистическим желанием считают за выражение какой-то слепой судьбы - бессмыслицы, вопреки общей правде жизни. Очевидно, что смысл жизни не может совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчисленных особей человеческого рода, и вследствие этого отрицание жизненного смысла практичеческими пессимистами не имеет под собою серьёзных оснований. Ницшеанский культ красоты, величия и силы - культ, служение которому в нынешнее время многие считают самым главным содержанием жизни, т.е.  её смыслом - получил осуждение в словах лектора на том основании, что конец всякой здешней силы - бессилие, всякой здешней красоты - безобразие. Эту мысль о. Терновский демонстрировал примерами из истории современной литературы и повседневного быта. Попутно опроверг общий взгляд Ницше, который в первоначальной проповеди христианства видит проповедь социального возмущения, указанием на то, что главная сила христианства заключалась не в этом, а в том, что оно основано было Первенцем, воскресшим из мертвых и обеспечившим вечное спасение всем своим последователям. И в спасении нуждаются все, как рабы, так и патриции... Эстетическому культу Ницше, сила, красота и величие которого призрачны и не идут далее пределов земной жизни, лектор противупоставил христианские понятия об истинной силе, истинной красоте и истинном величии, основа которых в Боге и которые по этому самому вечно пребывают и действительно освобождают своих носителей от власти смерти и тления. Вслед за этим о. Терновский разобрал и опроверг теорию житейского квиэтизма.
Затем объявлен был перерыв на несколько минут.
После перерыва во второй части лекции о. Терновский рассмотрел теорию морального аморфизма или доктрину бесформенности и безначалия, затем эту последнюю сопоставил с про-поведью житейского квиэтизма и, наконец, изложил положительный взгляд на вопрос о смысле жизни. Согласно учению морального аморфизма смысл жизни заключается в наших душевных состояниях и тех нравственных действиях и отношениях, которые проистекают отсюда прямо и непосредственно. Во имя такого смысла жизни отрицается государство, суд, войско, церковь и культура вообще. Моральный аморфизм оказывается несостоятельным прежде всего потому, что он позабывает о смерти, а вне решения вопроса о смерти в положительном смысле невозможно в чём-либо указать смысл жизни. Вопрос о смерти вполне удовлетворительно решается только христианством, его учением о всеобщем воскресении и вечной жизни. Учение, которое отрицает форму в принципе - моральный аморфизм - всю историю человечества должно признать бессмыслицей, потому, что вся эта история всецело состоит в созидании всё более совершеннейших форм жизни. Наконец, принцип бесформенности этого учения, последовательно проведённый, должен придти к отрицанию и всего органического мира и даже всякого бытия, так как вполне бесформенно может существовать только «ничто». Нравственный смысл жизни заключается в Боге, в стремлении к совершенному единению с Ним. С Богом связано всякое бытие и всякая жизнь. Всё, что существует, и что может существовать, исчерпывается тремя категориями нравственного достоинства: то, что выше нас - Бог и святые, то, что равно нам - все люди, и то, что ниже нас - материальная природа, Эти три категории обязывают нас к тройственной разумной и волевой деятельности. Начало нравственного  совершенствования заключается в трёх чувствах, свойственных природе человека: в чувстве стыда, охраняющем наше высокое внутреннее достоинство по отношению к захвату низших чувственных влечений, в чувстве жалости, внутренне уравнивающем нас с другими людьми, и, наконец, в религиозном чувстве, в котором сказывается наше признание Божества. Сумма этих трёх чувств составляют добрую природу. Добросовестный разум, обобщая побуждения доброй природы, возводит их в нравственный закон. Нравственный закон в отношении к материальной природе предписывает нам господствовать над чувственными влечениями; в отношении к другим людям предписывает не делать им того, чего не желаем себе; в отношении к Божеству нравственный закон является выражением его законодательной воли и требует её безусловного признания. Полнота Божественной воли выражается вследствие собственного внутреннего её действия в душе человека. И когда люди достигают такого чистого признания Божественной воли, то нравственность формальная или рациональная переходит в область нравственности абсолютной, и добро разумного закона наполняется добром божественной благодати.
Так как понятие истинного совершенства не соответствует понятию человека, разобщённого со всеми, поэтому процесс совершенствования, составляющий нравственный смысл нашей жизни, не может ограничиться одною индивидуальностью, а необходимо должен происходить в собирательном человеке: в семье, народе и человечестве. Совершенствуется семья, имея свой личный смысл прошедшего в нравственной связи с предками, личный смысл настоящего в истинном браке и личный смысл будущего в воспитании новых поколений. Совершенствуется народ в области нравственных взаимоотношений с другими народами. Совершенствуется всё человечество, создавая такие формы всеобщей жизни, которые всё более и более соответствуют окончательной цели - приготовить всех к безусловному нравственному порядку, т.е. Царству Божию. «Да приидет Царствие Твое!». Совершенство в области материальной природы состоит в одухотворении вещества. Человеческий гений широко утилизировал природные богатства: пар, электричество и т.п., и широко раздвинул границы области изумительной техники. Будущее в этом отношении должно дать ещё более блестящее результаты.
Итак, центром всей жизни является Бог, в Котором всё имеет свой нравственный смысл. «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец», - говорит Господь (Откр. 1, 8 ).
Вот краткое содержание всей лекции.
О. Терновский всё время говорил изустно, совершенно свободно, без помощи какого-либо конспекта или тетради.
Пением «Достойно» всё закончилось».

(Самарские Епархиальные Ведомости. 1910. Неоф. часть.№ 4 (15 февр.). С. 177 - 181).



РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ В МАЛОМ УЗЕНЕ. 1911 год.

"С надлежащего разрешения в сл. Малом Узене, Новоузенского уезда, при церковно-приходской школе заведующим последнею священником о. Михаилом Терновским текущей зимой организованы религиозно-нравственные чтения, по два раза в неделю, по вечерам, для учеников, их родителей и вообще для взрослых.
Это в духе «пастырских вечеров» («Кормчий» 1911 г. № 4). На чтении сначала вниманию присутствующих предлагается передача дневного евангелия с объяснением в противосектантском смысле. Затем, читаются различные статьи духовного содержания из журналов «Кормчий», «Благовест» и «Русский Паломник», а также из книг житий святых и «Училище благочестия». В промежутках между  чтениями рассказов и статей дети-школьники читают стихотворения религиозно-нравственного, преимущественно библейского содержания из тех же, вышеупомянутых, духовных журналов. Наряду с этим идёт проповедь противоалкогольная тоже в виде чтений особых подобранных для этого рассказов и соответствующих выяснений о вреде пьянства. Чтения статей и стихотворений чередуется с общенародным пением церковных песнопений и кантов из сборника «Лепта» издания Томского Епархиального братства, одобренного Училищным Советом при Св. Синоде для церковно-приходских школ.
Народным хором управляет под наблюдением и руководством священника о. Терновского местный псаломщик Иаков Элпидовский. Чтения проходят с большим успехом.
Предлагаемый народу и детям-школьникам и юношеству евангельские чтения, рассказы религиозно-нравственного характера, противоалкогольные статьи и чтение детьми стихотворений всеми выслушиваются с захватывающим интересом.
Чрезвычайно любят также и петь. В звуках народного хора слышится что-то живое, мощное, пробуждающееся и вызывающее то благоговейный страх, то слёзы умиления...
Дай Бог успеха благим начинаниям".

(Самарские Епархиальные Ведомости. 1911. № 6 (15 марта). С. 398 – 399).




ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ II и ПРАЗДНЕСТВО 19 ФЕВРАЛЯ (1911 года) В СЛОБОДЕ МАЛЫЙ УЗЕНЬ, Новоузенского уезда.

"19 февраля сего 1911 года в слоб. Малом Узене, на Покровской площади, состоялось необычайное торжество открытия памятника ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ II, сооруженного обществами Малоузенской волости в память пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Памятник представляет из себя бюст прекрасной работы, утверждённый на весьма высоком и красивом пьедестале. Лицо Императора, полное силы, могущества и власти и вместе с тем возвышенных и благородных чувств, устремлено на восток, так что красота утренней зари как бы предносится его умственному взору... На четырёх сторонах пьедестала положены следующие многознаменательные надписи: «ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ» (восток), «незабвенному своими благодеяниями для русского народа Монарху» (север), «ЦАРЮ Просветителю, законодателю и Мученику» (запад), «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (юг). Памятник окружает очень изящная железная бронзированная оградка. После торжественной литургии девятнадцатого числа при торжественном колокольном звоне из обеих церквей крестные ходы в сопровождении множества народа направились к месту сооружения памятника. Духовенство в числе трёх священников: о. В. Быстрова, о. М. Терновского и о. К. Воловского и одного диакона о. Г. Разумовского (нарочито приглашённого из с. Питерки за отсутствием своего) в блестящих золотых ризах заняло приготовленную эстраду. На торжестве открытия памятника кроме большого числа народа присутствовали местный земский начальник В.Я. Добрянский, пристав Н.И. Сидоров, весь составь волостного правления и сельских правлений волости, учащие и учащиеся всех школ слободы. Пред молебном о. Быстров сказал речь, в которой указал на некоторые черты из воспитания, жизни и царствования АЛЕКСАНДРА II-го. В конце молебна при пении «Спаси Господи люди Твоя» покрывало с памятника было снято, и всему народу открылось дивное зрелище: красота царственного лика... Памятник был окроплён св. водой. В этот главный момент о. Терновский произнёс весьма воодушевлённую речь, с сильным подъёмом патриотического энтузиазма, во время которой многие плакали в восторге умиления... Последние слова оратора после провозглашения диаконом в установленном на этот день порядка многолетия и вечной памяти покрыли торжественные и могучие звуки церковного хора «Многая лета» и «Вечная память», разносившиеся грандиозными и радостными волнами по всей площади и многотысячной толпе.
По окончании молебна, земский начальник г. Добрянский, взойдя на эстраду, обратился к народу с речью, по окончании которой хор исполнил «Боже, Царя Храни»... Звуки народного гимна новой радостью наполнили сердца всех присутствовавших...
Вечером 19 февраля, священник о. Михаил Терновский по просьбе г. земского начальника В.Я. Добрянского, от имени комиссии по устройству празднества 19 февраля в обширном помещении Министерскаго училища при многочисленном стечении народа и интеллигенции во главе с зем. начальником произнёс весьма обширную речь, посвящённую памяти ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II. Эта речь антрактом разделена была на две части. В начале собрания пропет был народный гимн «Боже Царя Храни». После первой половины речи прочитано было детьми-школьниками несколько стихотворений патриотического содержания, и хором под управлением Е.И. Атландерова исполнены были патриотические пьесы. В антракте в учительской комнате от комиссии по устройству празднества был предложен чай и десерт для некоторой части публики...".

(Самарские Епархиальные Ведомости. 1911. Часть неофиц. № 6 (15 марта). С. 399 – 401).