Кукла

Тамара Бунто
    
    В это вряд ли кто сегодня поверит, но в детстве у меня не было игрушек. Были  велосипед, санки, лыжи, чтобы на них кататься, были мяч, скакалка, самодельная  «битка», чтобы прыгать в классики, были разноцветные стёклышки, красивые пуговицы, пёрышки, сломанные мамины брошки, «золотые» и «серебряные» конфетные фантики, чтобы делать в земле «секретики», - одним словом, всё то, с чем можно играть на улице.  От старших сестры и брата мне постоянно доставались наполовину исписанные карандаши, испачканные чернилами линейки, недописанные тетрадки, где ещё было много чистых листов, чтобы рисовать... Света часто приносила из библиотеки тоненькие книжечки с рисунками – я любила их разглядывать, а немного позже, в школе, уже и читать. Вот это всё и занимало моё свободное время.

     Но мне хотелось иметь игрушки – целый ящик, целую комнату,  чтобы рассадить их на стульях, на полках, на шкафу, чтобы расставить в углу, на полу, кукольную мебель и поселить там целую кукольную семью. Такое я увидела у одной одноклассницы, когда однажды побывала у неё в гостях.

     Но родители не понимали моих желаний. Для них, простых тружеников, игрушки были глупостью, пустой забавой.

     – Такая большая девочка, такая умная, а просишь игрушки! – смеялись они. – Лучше книжки читай или помоги бабушке посуду мыть!

     Правда, я могла бы отказаться от  ящика игрушек ради одной большой куклы – с длинными волосами, с закрывающимися глазками и в красивом платье. Такие уже стали появляться у моих подружек. Но стоили они очень дорого.

     – Ого, – говорил отец, – за эти деньги вам всем троим обувь на зиму можно купить!

     Моей подружке Гале на день рождения родители подарили очень красивую заграничную куклу. До её платья – длинного, пышного, белого, как у невесты на свадьбе, - было страшно дотронуться. Вот Галина мама и запретила дочке дотрагиваться до куклы. Её сажали на застеленную кровать между двух подушек с накидками – для красоты (там она и просидела всё Галино детство, пока её, «постаревшую» и больше не нужную, Галя не пересадила пылиться на шкаф). Но я согласна была и на такую куклу, до которой даже нельзя пальцем дотрагиваться, пусть бы только она у меня была и сидела на моей кровати, а я издалека любовалась бы ею.

     Недалеко от нашего дома находился магазин, построенный на лугу. Его так и звали все – магазин-на-лугу. В магазине-на лугу были три отдела: Одежда», «Обувь» и «Культтовары». В «Культтоварах» продавали тетрадки, книжки, радиолы, грампластинки, а главное – там целая стена была увешена полками с расставленными на них игрушками. Я ещё в школу не ходила, а уже знала, кем буду работать, когда вырасту: буду продавщицей в отделе игрушек! О, если бы я стала тут работать сейчас, то целый день играла бы с игрушками и никогда бы не закрывала магазин на обеденный перерыв!

     Моё девятилетие пришлось как раз на воскресенье. Родители пригласили в гости родственников – впервые решили отметить мой день рождения и впервые у меня спросили: «Что тебе подарить?» Раньше мне просто покупали к этому дню новые сандалии или ситцевый халатик на лето.

     – Куклу! – обрадовалась я.
     – Глупости! – рассердился папа. – Ты уже в школу ходишь, а всё игрушки просишь! Лучше купить кофту или новое платье!

     Но я заупрямилась: хочу на день рождения куклу и больше ничего! В конце концов мама согласилась: «Её день рождения – что ребёнок хочет, то и подарим». У меня сердце зашлось от счастья: наконец-то свершится моя мечта и у меня будет большая кукла!

     Со всех ног я понеслась в магазин-на-лугу, чтобы посмотреть, какие есть в продаже куклы. Их там, на полке, было две – обе большие, красивые, с закрывающимися глазками, с волосами, которые можно расчёсывать гребешком, заплетать в косы или укладывать в разные причёски. «15 рублей», – было написано на ценнике у каждой. Какую из них мне подарят? Может, эту, с косой, одетую в настоящее пальто? Вот, если бы её!

     Была там ещё и третья большая кукла, в ситцевом платьице. Но она была… немножко ненастоящая большая кукла, потому что всю её – и ручки, и ножки, и волосы, и глазки, и реснички – отлили из пластмассы. Глазки не закрывались, волосы не расчёсывались, а ручки-ножки были на резинке. «Кукла Катюша, 3 рубля 40 копеек», – прочитала я.
 
     «Только бы мне не купили эту Катюшу!» – подумалось мне.

     И вот пришёл день моего рождения. Я проснулась рано-рано. Долго ждала, когда откроются двери, в комнату войдут мама, папа, сестра и брат и внесут большую-большую, прекрасную-распрекрасную куклу.

     Наконец, двери открылись, вошли мама, папа, папа, сестра и брат и внесли… Катюшу. Сердце моё сжалось, слёзы подступили к глазам. Но я видела искреннюю радость на лицах моих родных. «Только бы они не догадались, что подарок мне не понравился! – подумала я. – Только бы не заплакать!» Чтобы сдержать слёзы, я прижала куклу к себе, а потом стала целовать её пластмассовые щёчки, глазки, лоб.

     И тут заплакала мама.

     – «Не надо зря день тратить! Не надо зря деньги тратить!» – сказала она отцу с упрёком. – Если ребёнок так радуется дешёвой кукле, как бы она обрадовалось той, более дорогой!..

     Отец только крякнул и промолчал. Я поняла, что он тоже чувствует себя неловко. Мне стала жаль их обоих, и я поспешила заверить:

     – Как раз такую куклу я и хотела!

     И я действительно полюбила Катюшу. Всё своё детство я играла с ней и больше никогда не просила у родителей другую. Я понимала, что рядом с «настоящей» куклой  моя Катюша будет чувствовать себя бедной, несчастной Золушкой. Я жалела её, мою любимую «дочку».

     …Как-то несколько лет назад в одном дворе в центре города, возле мусорного бака, я увидела точно такую Катюшу, какая была в моём детстве. Резинки у куклы порвались, поэтому её голова, туловище, руки и ноги валялись по отдельности. Когда-то и с моей Катюшей случилась такая же беда, и я, уже взрослая, бездумно позволила родителям выкинуть её. И вот теперь можно было подобрать эту Катюшу, отремонтировать, перешить ей резинки, сшить красивое платье и вернуть себе любимую куклу детства. Но вокруг были люди, и я стыдливо прошла мимо. Как теперь об этом жалею!..
(Перевод с белорусского языка автора).

Рассказ опубликован в книге "Дзяўчынка з Вішнёвага завулка", издательство "Мастацкая літаратура", Минск, 2016.
Фото из Интернета.