Идеальный мужчина. Эссе о женском взгляде

Елена Белынцева
     Коллега по писательскому ремеслу давеча подняла интересную тему разницы восприятия литературы у мужчин и женщин. И того, как это можно использовать в творчестве. Разница, действительно есть, потому что есть гендерные отличия в функционале мозга, в биологических и социальных программах. Кому интересно, могут почитать Алана и Барбару Пизов "Язык взаимоотношений: мужчина и женщина", где популярным языком изложены серьезные научные факты, касающиеся разницы функционирования мозга у мужчин и женщин. 

   Многие писатели играют на человеческих нервах и чувствах интуитивно и неосознанно, создавая притягательные характеры, за которые цепляется психика читателей. Давайте попробуем рассмотреть часть механизмов воздействия.
 
Создание идеального героя:

   У женщин есть любопытный фетиш, который можно назвать "Нежный мачо". В жизни конструкция нежизнеспособная, а на уровне фантазий невероятно работающая, что видно по популярности "Сумерек" и "50 оттенков". Если разложить популярный образ по Фрейду получается следующее:

1) на бессознательном уровне превалируют эмоции. Тут живут любовь и секс. Страсть. То есть стихийное, реагирующее на биологические раздражители. Важна передача генов и зачатие сильного, жизнеспособного потомства. Надежность тут никого не волнует. Важна красота, молодость и сила. Этот уровень диктует выбор активного, мужественного и достаточно агрессивного партнера (чтоб мог постоять за себя). Поэтому, Мачо, садисты и антигерои на неосознаваемом уровне всегда сексуальны и желанны. Часто, они же еще и достаточно спонтанны и харизматичны (слабее ограничения уровня Супер-Эго). Получается сильный бессознательный крючок.

2) сознательный уровень: вот тут как раз важен надежный партнер, с которым хорошо совместно вести хозяйство и растить детей. Для этого он должен быть покладистым, идти на компромис и понимать эмоциональное реагирование женщин. Это совершенно другой тип мужчины: более мягкий, неагрессивный, предсказуемый. Полная противоположность Мачо и плохишу. К слову сказать, практические несексуальный образ. Потому что, у большинства женщин ассоциируется с "омегой" в иерархии и "тряпкой". Потомство от такого гражданина легко поработит и убъет кто угодно. Однако он безопаснен и с ними спокойно. Классический пример - Пьер Безухов.

3) уровень Супер-Эго. Регулирует границы между людьми и устанавливает табу и запреты. Он же давит спонтанность и фантазию. Он сбалансированности взаимодействия Супер-Эго и бессознательного зависит харизма человека. Если оно сильно давит - человек становится скучным занудой, который живет только по правилам и боится выйти за рамки. С романтикой и фантазией у такого человека все плохо. От таких мужчин женщины, обычно, спасаются бегством. 
     Другая крайность - человек без "берегов". Тоже не хорошо, поскольку, обычно, такой тип психики обусловлен дефектом функционирования мозга - недостаточным развитием лобных долей. То есть, наследственность у психопатов плохая. Из за плохого контроля и недостаточности тормозных процессов, они часто попадают в неприятные, опасные для жизни ситуации и рискуют умереть молодыми. Не говоря уже о том, что жить с таким человеком самой опасно. В лучшем случае, "безграничный" мужчина непредсказуем и ненадежен. От этого большинство женщин очень устают и предпочитают расстаться. 
      Привлекательным моментом слабого давления Супер-Эго является то, что с таким человеком никогда не скучно, он кажется очень смелым и решительным. Может позволить себе все, что захочет. В отличие от зануд. Однако, цена высока. Типичные примеры "безграничных" психопатов Джокер из историй про Бэтмена и Тайлер Дерден из "Бойцовского клуба".
      В норме, харизматичность обусловлена хорошим балансом и возможностью время от времени раздвигать рамки и границы. Обходить ханжество и стыд там, где это можно сделать, но все боятся. Такой мужчина, действительно, смелый и решительный.

       Что мы получаем в итоге: идеальный мужчина - агрессивный, сильный и смелый, при этом достаточно эмоциональный и чувствительный. Эмоциональность его на первый взгляд не видна, поскольку настоящий мужчина сдерживает свои чувства, но это по нему заметно. Он способен на безумства, изобретателен и романтичен. Способен любить и преклонятся перед прекрасной дамой. Но в то же время, готов за ее честь порвать кого угодно. Настоящий рыцарь, одним словом. Все известные привлекательные герои в литературе и кинематографе подчиняются этому правилу: все Супергерои из комиксов, мистер Грей, Эдвард из "Сумерек", Индиана Джонс, Тарзан, Айвенго и многие другие герои женских романов и приключенческих фильмов. Даже если герой вначале трусливый зануда, по мере повествования он обязан переплавится в идеал (Люк Скайвокер.

А вот, чтобы стать предметом совсем интимных женских фантазий, надо быть еще и негодяем. То есть, весьма вольно обращаться с общественными нормами, что под силу , обычно, только очень влиятельным и смелым. Это сделало Джокера, Дарта Вейдера, Тайлера Дердена, Дракулу (и последовавшей за ним орды сексуальных вампиров), Хана Соло, Анатоля Куракина, Печорина, Дубровского (и многих других) весьма желанными и привлекательными персонами.

     Однако, это только низ айсберга. Над дремучей биологической базой живут социальные надстройки, касающиеся значимости человека для других людей и власти над ними.  При этом значимость мужчины может быть объективной (для всего общества) и субъективной (для конкретной женщины). Это хорошо описано у популярного блогера-психолога Марины Комиссаровой.
     Тут механизм более сложный и запутанный, особенно что касается субъективного взгляда.
С объективным все более-менее понятно: привлекательными для женщин являются мужчины с ресурсами (деньги, имущество), с положением в обществе, имеющие власть, влияние и более уважаемые сородичами. Соответственно, капитан корабля, на первый взгляд, может иметь преимущество перед матросом в деле обращания на себя женского внимания.
    Но! Простой матрос или бедняк, в силу природного обаяния может быть более привлекательным (вспомним героя Ди Каприо из «Титаника») и дать фору богачу и капитану. В данном случае мы возвращаемся к харизме и сбалансированности ядра личности. Человек более устойчивый в психологическом плане из-за хороших границ, устойчивой адекватной самооценки и достаточной спонтанности всегда производит неизгладимое впечатление. Такой мужчина всегда знает, чего хочет и, достаточно стабильно и энергично, идет к своей цели. И всем слабым и шатающимся личностям (какими являются большинство женщин) очень хочется опереться или, хотя бы, побыть рядом с эталоном стабильности. Даже если он нищий и некрасивый. По мере влюбленности нищету и недостатки компенсирует «богатый и прочный внутренний мир». Да и такой человек недолго будет бедным и никому не известным. Хороший пример идеального внутреннего балланса можно увидеть у героя Де Ниро в фильме «Стажер». Его просто невозможно не полюбить, сколько бы ему там не было, что и демонстрируют остальные герои.