Иуда, земля Акелдама и тридцать сребреников

Андрей Дубин
Деян. 1

"И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому,
что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой".

Что в действительности написано в Псалме?

Пс. 108

"Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его"

Написанное никоим образом не относится к Иуде. Нам ничего не известно о его жене, детях и имении. Да и настолько ли он был "нечестив"? Многие исследователи согласны с тем, что "предательство" Иисуса было спланировано самим Иисусом, и Иуда, на самом деле был самым преданным его учеником. Поведение Иуды не логично для предателя. После того, как Иисус сказал ему "что делаешь, делай скорее" (Ин. 13:27), он тотчас вышел и пошел его "предавать". Однако, любой нормальный человек, после того, как его "раскусили", по меньшей мере попытался бы сменить тактику, либо же вообще отказался от своих планов. Иуда же продолжал следовать программе, которая была спланирована заранее.

Что это за деньги - "тридцать сребреников"? "Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские динарии или квинарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами или тетрадрахмами". В любом случае, это не могли быть тридцать священных шекелей, которые использовались для Храмового сбора.

Какова судьба этих денег? Мнение Матфея и автора Деяний расходятся. Лука, передавая речь Петра, утверждает, что Иуда на эти деньги самостоятельно приобрел участок земли в Иерусалиме, и на этой же территории скончался. Его показательная кончина "стала известна всем жителям Иерусалима", так, что они прозвали ту землю "Акелдама" (арам. "поле крови"). Иуда, по ходу, был супер-известной личностью в Иерусалиме, раз его смерть оказала столь мощное влияние на иерусалимцев!.. smile На самом деле, вряд ли его гибель вообще кто-либо заметил (возможно, всего несколько человек). Народ праздновал Песах, а ближайшее окружение Иисуса было поглощено распятием своего лидера.

Что же говорит Матфей?

Матф. 27

"Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та « землею крови » до сего дня.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь".

- Иуда "бросил сребреники в Храме". Он не мог этого сделать, поскольку языческие деньги в Храм проносить было запрещено.

- Иуда удавился (повесился), в отличии от сообщения Петра о том, что: "расселось чрево его, и выпали все внутренности его".

- О сребрениках пророчествовал Захария, а не Иеремия!

- Что еще за "церковное хранилище"? Речь о сокровищнице Храма.

- Землю покупает не сам Иуда, а "первосвященники" (умиляет постоянное употребление в НЗ слова "первосвященник" во множ. числе, хотя известно, что Первосвященник был только один, а остальные являлись просто священниками).

- В еврейском переводе пророчества не упоминается никакой "горшечник". В оригинале на иврите, Зах. 11:13, два раза использовано словосочетание "эль-а-йоцэр". Синодальные переводчики перевели это идентичное выражение в первом случае как "в церковное хранилище", а во-втором случае как "для горшечника". ???...

О чем на самом деле повествует пророк Захария?

Зах. 11

"И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа.
И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников.
И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника".

Еврейский перевод Зах. 11:13 "И сказал мне Г-сподь: брось ее в сокровищницу, дорогую цену, в которую они оценили меня. И взял я тридцать серебряных (шэкэлей) этих и бросил их в сокровищницу дома Г-сподня".

О каких же "тридцати сребрениках" речь? Замечу, что пророчество - это образы духовные, символические, метафизические, а не буквальные. Поэтому, безусловно, пророк не говорил о реальных деньгах! Высшие материи не оцениваются в денежном эквиваленте.

Рав Овадья Климовский поясняет: "Захария иносказательно говорит о том, как Всевышний призывает еврейский народ позаботиться о своих заслугах перед Ним, что даст Ему возможность сохранить второй Храм и защитить народ от врагов. Однако, замечает пророк, если они не желают этого (образно — «платить»), что ж, останутся только с тем, что в каждом поколении в еврейском народе будет не менее 30 праведников. А у нас известно, что заслуги праведников оберегают весь народ, хотя, конечно, не в той степени, как могли бы уберечь заслуги всех поголовно…"

Прозвище Иуды - Искариотес, вполне вероятно, восходит к "сикарий", являясь греческим вариантом произношения этого латинского слова. Немецкий библеист Оскар Кульман в своей книге "Иисус и Цезарь" обосновывает принадлежность к зелотам трех апостолов — Петра, его брата Андрея и Иуды. Симон в НЗ напрямую назван зелотом, и он носил меч, что весьма характерно для человека, принадлежащего к данной группировке.

Иисус избирал себе в ученики людей, которые являлись "зелотами" (греч. "ревнитель, приверженец"), известными также как "сикарии" (лат. "кинжальщики"). Это евреи, которые были вынуждены применять радикальные меры для того, чтобы очистить Святую Землю от языческого ига.

Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это тем, что Израилем может управлять только Мессия — потомок Давида. Поэтому, вполне логично, что именно такие люди последовали за Иисусом, доверившись его претензиям на мессианство. Иуда, вполне возможно, до последнего верил, что Иисус свергнет римское владычество. Человек, который всей душой ненавидел римлян и желал освободить от них свою землю, никогда бы не предал еврея, своего учителя, да еще и того, кого он считал мессией - римлянам на позорную смерть! Когда он понял, что их план (имеет место быть гипотеза К. Коликова) не удался, он покончил с собой, зафиксировавшись в истории как "предатель Христа", хотя на деле он, скорее всего, был просто "неудавшимся революционером", впрочем, как и сам Иисус.


Автор:"Галилеянка".