Трепет и благоговение

Рыжов Александр Геннадьевич
(натолкнулся сейчас на свою статью о страхе Божьем, которую написал в феврале 2015 года в нашу местную молодежную газету; тут ее, скорее всего, не выкладывал, поэтому публикую)

«И услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:4)

Иисус Христос для нас образец во всем. Бог не требует от нас чего-то, чего нет в Иисусе. Иисус совершенно благоговеет перед Своим Отцом, "хотя Он и Сын". Иисус не думал, что раз Он Сын Божий, то поэтому Отец Его наверняка услышит. Хотя Он и Сын, Он благоговел перед Отцом, и поэтому Отец Его услышал. Нам не надо думать, что Отец Небесный услышит нас только потому, что мы Его дети. Если мы будем благоговеть перед Ним, вот тогда Он точно услышит нас.
В книге Екклесиаста сказано так: "Недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом" (Еккл. 8:13). Благоговение, трепет, страх Божий - это все смежные понятия. Человек, который не имеет этих свойств, не продержится на христианском пути, а потом очень страшно ему будет, когда он предстанет перед Богом.
Фактически, в Библии нет ни одного упоминания о непосредственной личной встрече с Богом, в которой человек не был бы потрясен Его величием. Когда Бог является Моисею в пылающем терновнике, тот закрывает свое лицо и трепещет (Исх.3:6). А Исайя, увидев Господа в Его славе и величии, восклицает: "Горе мне, погиб я" (Ис.6:5). Когда воскресший Христос появляется перед преследующим христиан Савлом на дороге в Дамаск, тот в трепете и ужасе падает на землю (Деян.9:3-6). Бог - велик. Само слово «величие» подразумевает то, что субъект величия производит в нас благоговение. Слово «благоговение» означает глубокое сосредоточенное преклонение человеческой души пред Богом при созерцании верою Его величия, Его могущества, святости и любви к человеку. Оно сопровождается особым смирением, сокрушением и трепетом перед Богом.
Я думаю, что у страха Божьего есть два уровня, и трепет с благоговением относятся скорее ко второму уровню. Первый уровень страха Божьего связан с страхом наказания, когда человек боится Бога, потому что знает, что за грехи будет наказан. Это лучше, чем ничего, и это то, что должно быть у каждого здорового христианина. Но есть еще второй уровень страха Божьего, когда человек боится и слушается Бога не только и не столько из страха наказания, но из сознания величия Божьего, от восхищения Его совершенством и красотой. Приведу иллюстрацию этой мысли. Представим себе человека, который не имеет никакой любви к живописи и вообще несведущ в вопросах искусства. Его обязали пройти экскурсию в музее, он идет по залам с праздным любопытством, но вид прекрасных картин его нисколько не впечатляет, и увидев, скажем, "Мону Лизу", он равнодушно пройдет мимо. Теперь представим себе второго человека, который очень горячо любит живопись, постоянно читает соответствующую литературу, собирает репродукции, копит деньги на посещение музеев и вот наконец однажды он входит в зал, где висит знаменитая "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. У него потеют ладони, дрожат коленки, учащается пульс и проявляются прочие признаки глубокого душевного волнения, ведь сбылась мечта его жизни. Он подходит к картине с великим трепетом и в восхищенном молчании проводит перед ней много часов. Теперь у меня один простой вопрос: оба описанных мной посетителя музея не нарушали в нем порядка, не хватали картины и не бросали их на пол, но по каким причинам? Первый - исключительно из страха наказания и штрафа за непочтительное отношение к великим произведениям искусства. Второй - из глубокого благоговения перед этими картинами. Повторюсь, эта иллюстрация показывает различие между двумя уровнями страха Божьего - страхом наказания и трепетом перед величием Бога. Один человек старается не грешить и вести христианский образ жизни только из страха наказания, а второй - по той причине, что по сравнению с ценностью Христа все другие ценности не кажутся ему таковыми.
Один раввин так объяснил различие между страхом (которое он сопоставил с уважением) и любовью. "В то время как любовь должна быть главным мотивом нашей жизни, вместе с тем нам необходима изрядная толика уважения. Разница между любовью и уважением заключается в том, что когда человек любит, он поглощен своими чувствами по отношению к другому человеку, но когда он испытывает уважение, он фокусируется на другом, а не на самом себе. Любовь - это желание человека сблизиться с объектом своей страсти. Уважение - это признание индивидуальности другого и его права быть собой. Когда вы любите кого-то, но не уважаете его, вы зацикливаетесь только на самом себе. Другой человек - всего лишь объект вашей любви; его мнение не воспринимается всерьез, и он сам не воспринимается как личность. Тот, кто любит своего супруга, но не испытывает уважения, попросту не оставляет ему места для существования. Если вы любите своих родителей, но не уважаете их, значит, у вас есть не родители, а просто пара хороших приятелей. Друг, которого вы не уважаете по-настоящему, - есть не более чем удобный аксессуар для общения, когда у вас есть к тому настроение. Уважение означает признание реальности и важности другого человека, заслуживающего почета и внимания. Это означает осознание того, что вы должны принять некоторые особенности этого человека вне зависимости от того, нравятся они вам, или нет. Попросту говоря, уважение означает серьезное отношение к другому. Итак, мы должны любить Бога, чувствовать близость с Ним, но в то же время мы должны уважать то, что Он - Бог, реальное Существо с определенными ожиданиями и требованиями. Он - наш отец, которого мы любим, но Он также наш царь, которому мы должны подчиняться. И именно это уважение и трепет не дает нам воспринимать Бога лишь как продолжение нашего эго, как нечто легко подгоняемое под наши представления о том, каким Он должен быть".
Когда-то я выписал из толковых словарей несколько определений по рассматриваемой нами теме, сейчас я приведу их. "Благоговение - глубокое уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо". "Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств". "Трепет - сильное волнение, физическая или внутренняя дрожь от какого-либо переживания; напряжённость чувств". Из этих определений видно, что благоговение и трепет перед Богом связаны с "напряженностью чувств". Т.е. внутренняя расслабленность и расхлябанность противоположна благоговению, приводит к его утрате. Когда Моисей, Давид, Павел и другие встречались с Богом, они внутренне напрягались, становились собранными, они очень внимательно относились к каждой детали, в центре их внимания полностью оказывался Бог - это и есть благоговение.
Одно из основных мест, где должно проявляться наше благоговение - это Дом молитвы, а также всякое место, где происходит молитва и чтение Слова Божьего. Родившийся в 329 году в Кесарии Василий Великий, будучи учителем церкви, говорил так: «Всякая тварь - и безмолвная, и вещающая, и надмирная, и земная - славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе свои грехи, не трепещут суда, но с улыбкой делают Дом молитвы местом длинных частных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует, что в храме Божьем всякий возносит славу (Пс. 28:9)».
Когда строился храм Соломона, при этом соблюдалась благоговейная тишина, которая без слов говорила, что здесь строится дом для молитвы (3 Цар. 6:7). Если человек зайдет к начальнику, решится ли он поговорить с ним, держа руки в карманах, будучи вызывающе и соблазнительно одетым, осмелится ли он сесть к нему на стол, не вынимая жвачки из рта? А Господь - начальник и господин нашей жизни, и мы открыты перед Ним как на ладони в каждый момент нашей жизни.
Благоговение проявляется не только на богослужении, но и в повседневной жизни. В Библии сказано, что Ной строил ковчег с благоговением. А это значит, что он с благоговением заготавливал материал, строил планы, собирал отдельные элементы, давал поручения помощникам, если они у него были, и т.п. Хорошо, чтобы благоговение и трепет так же проникали во все наши повседневные занятия.

Февраль 2015