23. Интуиция и логика

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Давайте сразу договоримся, что логика – это абстрактное понятие, а не общее; слово «логика» не требует определения, оно само определяет все «логические» термины. Через видовые понятия, которые за ними стоят, только и можно говорить о «логике», логике вообще. В человеческом мышлении можно выделить три вида логики: каузальная (причинно-следственная), ассоциативная (восхождение от частного к общему) и дискурсивная (восхождение от абстрактного к конкретному).
Каузальная логика – это логика первичного процесса, в котором формируется условный рефлекс: раздражение – реакция – подкрепление. Она коррелируется образно-действенным мышлением, закрепленным в Первом (0-6 лет) Возрасте, а мы сейчас переходим ко Второму, в котором формируется теоретическое мышление с его двойственной ассоциативной и дискурсивной логикой.
    Ассоциативная логика коррелируется (на психическом уровне) прецедентным, «женским» мышлением на основе «аналогичных случаев»; альтернативой является принципиальное, «мужское» мышление на основе жизненных установок, где доминирует дискурсивная логика. В общем случае (и на самом деле) любая мысль – синтез двух логик; соединение конкретных установок и общих навыков, принципов и привычек. Две логических цепочки, которые ищут друг друга. Это иллюстрируется (в публикации «8. Стратегии» и «20. Куколка») на примере синтеза решений. Логическим коррелятом такого синтеза является логический ассонанс: отождествление «конкретного» (как элемента дискурсивной логики) и «общего» (элемента ассоциативной логики).

    Самым существенным в том, что сказано выше, является отсутствие семантических понятий: «слово», «язык» и т.д. Логика не нуждается в языке; зато каждый язык необходимо обладает внутренней логикой – он тоже видовая форма логики, но очень, очень конкретная. («Logos» – значит «слово».) Языков много: национальные, программные, абстрактно-математические… Логика раскрывается в них связями и отношениями между словами языка (семантическими знаками). Структура речи дублирует двойственную структуру мышления; это единство абстрактной (эмоциональной) информации и знаковой (формальной). Семантический знак – слово – это совсем не то, что психический знак, образ. Язык дает новое измерение отношений между абстрактным и конкретным. Сложные грамматические формы языка лишь частично передают эмоциональное содержание мысли, да, – но, все-таки, передают. Весь идиоматический, фразеологический аппарат языка базируется на архетипах событий.  По своей форме идиома, например, может трактовать проблемы макарова стада или морковную диету, но суть ее совсем в другой стороне.

    Такое семантическое дублирование охватывает лишь поверхностные слои мышления, непосредственно примыкающие к каналам связи с окружающей средой («вводу» и «выводу» ИС). Словесно-логический уровень мышления – лишь завершающий участок нейроинформационного потока орбразов. Это можно проследить и количественно: лишь ничтожную долю своих действий мы сопровождает «проговариванием про себя». И это касается не только элементарных действий, (собственно, движений), но и сложных форм мышления. По-настоящему творческое мышление обходится без слов; творчество – это создание чего-то нового, чему еще нет названия. Любая творческая задача решается интуитивно. Семантический аспект нужен для того, чтобы воплотить в жизнь полученное решение. В том числе – посредством общения.
    Математик Ж. Адамар: «Слова появляются, когда я закончу или заброшу исследование». Творческий процесс заканчивается, когда дальнейшая работа становится «делом техники», то есть, допускает применение слов – они препятствуют творческому процессу! Физик А. Эйнштейн: «Слова, написанные или высказанные, не играют, повидимому, никакой роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются какие-то более или менее отчетливые знаки или образы, которые могут быть при желании воспроизведены… в словах или знаках другого типа, с помощью которых эту мысль можно передать другим людям». Поэт И. Бродский: «Сны человеку снятся, и мыслит он – мыслями. Язык становится реальностью, только когда решаешь этими  вещами с  кем-то  поделиться».

    Недаром этот глубинный – лишенный слов – уровень психики называют «интуитивным». Интуиция – одна из основных (наряду с вкусом и совестью) перцептивных субструктур Дао. Своеобразный орган чувства: как зрение или слух; но – чувства абстрактного, т.е. понимания. В данном случае – понимания материальных форм внешнего мира, «первой природы». Мы не ищем «истину», она дается нам непосредственным восприятием через аппарат Дао. Мы ищем слова для ее выражения на встречных курсах абстрактного и ассоциативного мышления. Именно это имели в виду Протагор, утверждавший, что «любое представление истинно», и Тютчев, предупреждавший: «Мысль изреченная есть ложь».