Седьмое доказательство

Михаил Кедровский
       Третья глава «Мастера и Маргариты» называется «Седьмое доказательство». Простодушный читатель предполагает, что Михаил Афанасьевич Булгаков в ней с необычайной легкостью добился того, чего не сумели сделать величайшие умы человечества, то есть как дважды два доказал существование Бога в текущем мире.

       В текущем мире Господь не проявляет себя («Царство Мое не от мира сего, говорит Иисус Христос» – Иоанн: глава 18, стих 36). Поэтому просить у Всевышнего карьерного успеха, низвержения соперника и тому подобного – занятие бессмысленное.

       Тем более – отрезать голову несчастному Берлиозу... Не Божье это дело, но дьявольское. Черт силен в бытовых вопросах, особенно в квартирном. Перед смертью М.А. жил в трехкомнатной квартире и уже написал заявление на четырехкомнатную.

       Булгаков надеялся опубликовать роман «Мастер и Маргарита» как новое слово в антирелигиозной пропаганде. В это трудно поверить с позиций сегодняшнего дня, но тогда, когда большинству образованных людей была досконально известна история про Христа и сатану, не вызывало сомнений, что роман направлен против Бога и возвеличивает Его антагониста, который выступает за прогресс и заступается за элиту.

       Сатана и ныне печется об элите, а на нас – простых смертных – ему глубоко наплевать, чего мы воочию и наблюдаем в окружающем людей текущем мироустройстве.

       Но как же так? «Князь мира сего осужден», говорится в Евангелии от Иоанна (16:11). В Евангелии от Луки (10:18) Иисус заявляет: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». В Новом завете не единожды дается понять, что Спаситель победил архангела тьмы и в этом заключалась одна из задач Его первого пришествия на землю.

       Дьявол побежден в духовном бытии, а в материальном властвует до сих пор. Не всякий может это вместить и почувствовать. В плане земных благ граф Лев Николаевич Толстой добился максимума возможного: он стал знаменитейшим и богатейшим человеком, но страдал мучительнейшим образом. Кончил бегством из семьи, бродяжничеством и тяжелой смертью на захолустной железнодорожной станции Астапово.

       Серафим Саровский прожил сознательную жизнь в монастыре (55 лет), «томил плоть свою», ничем не владел, ограничивал себя во всех земных удовольствиях, не стремился к известности, многое перетерпел. Но стяжал жизнерадостный дух, от старца исходили благодать и покой. Люди стекались к нему со всей России, чтобы увидеть чудо своими глазами, приобщиться хотя бы на миг к высшему миропорядку.

       Сейчас появилось много «ученых», которые нам доказывают существование Бога. Но делают они это ради собственного успеха, себялюбия и хвастовства. По этим признакам узнаете их. Доказать существование Творца нельзя. Иначе Его Творение, основанное на свободной воле и свободе выбора, превратится в прах и лишится смысла.

07.06.2017