Кукушкины слёзки

Лилия Вейнер
" К У К У Ш К И Н Ы С Л Ё З К И " р а с с к а з
Этот рассказ я посвятила моему отцу Рамазанову  Анафи  Рамазановичу.

За ужином папа сообщил:
- Профком организует поездку в лес по грибы. Я записался и могу ещё взять вас, ребята.
Нам очень хотелось поехать в лес.
- Ну, тогда собирайтесь. Завтра, в четыре часа утра мы должны быть у проходной завода.
Это был первый наш поход с братом в лес по грибы. Нам достали резиновые сапожки, куртки, корзинки. Мама собрала еду в дорогу. Зазвенел будильник, папа будит:
- Не передумали?
- Нет, нет, - отвечаем в один голос.

Было воскресное, августовское утро. Чуть-чуть рассветало; город только начал просыпаться; то - там, то- тут зажигались огоньки в окнах домов. Было тихо, шаги наши эхом раздавались по асфальту. Улицы - безлюдны; где- то вдалеке громыхнул пустой трамвай. Город окутан лёгким туманом.
У ворот завода - грузовик, крытый брезентом и группа, разговаривающих между собой, людей. Шофёр дал команду:
- Поехали.
Папа, подхватив нас, посадил на скамейку, прикреплённую к бортам кузова машины. Мы сидели по обе стороны от него и , ёжившись от утренней прохлады, прятались в его шинель- там было тепло. Взрослые сначала разговаривали о предстоящей дороге, погоде, грибах. Затем постепенно разговоры стихли: кто- то заснул, кто-то рядом посапывал. Город остался далеко позади, началась просёлочная, ухабистая дорога, значит: скоро - лес.

И, вот он - утренний, необыкновенно красивый и таинственный, под покрывалом лёгкого тумана, лес! Сквозь листву деревьев и мохнатых ветвей елей пробираются лучики утреннего солнца. Туман постепенно рассеивается. Лес пробуждается, наполняясь птичьими голосами. Паутинки, словно вытканные из тончайших шёлковых ниточек, висят на ветках деревьев. Всюду - листочки деревьев, кустарников, трава осыпаны капельками росы, похожими на жемчужный бисер. Кажется, что дотронешься до них и они, падая вниз , зазвенят сразу вместе множеством маленьких, хрустальных колокольчиков.
Лес меня заворожил. От его сказочной красоты я забыла , зачем я здесь. Папа, как - будто поняв моё состояние, сказал:
- Ну, что, грибники пора браться за дело. Все уже давно разбрелись по лесу, соберут все грибы и наши - тоже. Валера, ты пойдёшь справа от меня, а Лиля-слева. Далеко не уходите. Кто найдёт первый гриб, покажет его.
Первый гриб нашёл брат. Это был красноголовый красавец-подосиновик. Потом нашёл папа белый гриб. Мне же грибы не попадались; зато я нашла целую полянку красивых цветов - кукушкиных слёзок. Название их я узнала от девочек из прошлогоднего пионерского лагеря. Нарвав этих нежно-сиреневых в крапинку цветов, решила подарить их маме.

Постепенно наши корзинки заполнялись грибами. Мы всё дальше уходили от остальных грибников.
- Привал - сказал папа - Снимайте сапоги, куртки. Дочка, расстилай " скатерть-самобранку", будем обедать.
С каким удовольствием мы ели картошку в "мундире" с огурцами и помидорами, варёные яйца, пили простую воду из папиной фронтовой фляжки! Как всё было вкусно !
- Отдыхаем час. Мы далеко ушли от машины, назад к ней уже не вернёмся, поэтому пойдём к железнодорожной станции.
Валера, свернувшись калачиком, быстро заснул. Папа разбирал грибы, а я разглядывая букетик цветов.
- Почему их назвали "кукушкины слёзки" ?- спросила я.
- Кукушка откладывает свои яйца в чужие птичьи гнёзды ,не высиживает и не кормит своих птенцов, гнездо не вьёт. Её птенцов выкармливают другие птицы, поэтому кукушка забот не знает,- ответил папа.
- Понятно, кукушка-мать расплачивается за это. Она - несчастна, потому что у неё нет семьи, нет детей, она - одна, даже, когда ей плохо. Вот , она и роняет свои слёзки на цветы, траву,- рассуждала я. А, среди людей тоже есть матери-кукушки?
- Конечно, есть. Родит детей такая мать, а воспитывать не хочет и отдаёт их в детский дом. Да, дочка ты всё правильно поняла. Вот я тебе скажу: моя мама умерла, когда мне было четыре года. Отец женился; у них родились ещё двое детей. Семья тогда была большая - восемь человек, но меня не выбросили из "гнезда".
Прошло больше двух часов отдыха; солнышко садилось за лес. Папа наклонился к безмятежно спящему сыну:
- Сынок, просыпайся, как - бы нам не пришлось ночевать в лесу, до станции идти далеко.
 
На железной дороге мы были вечером, пригородные поезда все уже прошли; стоял товарный состав. Папа подошёл к машинисту паровоза  с  просьбой взять  нас до города. Радость переполняла нас: мы ехали вместе с машинистом , его помощником и кочегаром, бросавшим уголь в топку. Брат был особенно рад - ему разрешили "дать свисток".
Поход по грибы закончился удачно. Правда,  мама, увидев нас испачканных в саже, ахнула. Грибов набрали немного. Часть папиных грибов, которые он принял за шампиньоны, оказались поганками и мама их выбросила.
- Папа не виноват, что собрал их,- улыбаясь сказала мама. Он ведь не знал , что шампиньоны не растут в наших лесах, как в его родных местах Крыма. А, грибы- не главное,- когда я протянула ей букетик "кукушкиных слёзок".

Эта поездка осталась в моей памяти на всю жизнь: сказочно красивый лес, паровоз, разговор с папой о кукушке. Прошло много лет... Отцу, как участнику войны, дали путёвку в Ялтинский санаторий. Там он посетил своё высокогорное селение, где родился, откуда ушёл на фронт в 1941 году. Тогда он не мог знать, что дорога к его родному " гнезду" будет длиной в 40 лет, что его народ переживёт страшную трагедию-выселение крымских татар с родины. Что испытал он, подойдя к своему, давно уже не родному "гнезду", занятому переселенцами , и стоявшему старому ,с растрескавшимися ветвями , до боли родному и посаженному его дедом грецкому ореху? Эта тема была закрыта в нашей семье: слишком большая боль была для отца. Он был добрым, любящим жизнь человеком, тоже же пытался вместе с мамой посеять и в нас, троих детей. А, ещё - любить свой дом и Родину. Спустя много лет,  я поняла: как в жизни всё имеет своё значение - " гнездо"- дом, кукушка - страна, птенцы-народ ,кукушкины слёзки-слёзы...