Текст о моих бабушке и дедушке-Дети войны

Лилия Фрайзингер
 Моя бабушка:



Моя бабушка Фаина Григорьевна Болотина (Рейнгольд) родилась в декабре 1928 года в городе Рославле Смоленской области. В 1936 году поступила в школу.
Когда она закончила 5 класс, приехала из местечка Хотовичи Могилёвской области её бабушка Сара. Затем бабушка отвезла её к тёте Доре в город Чериков Могилёвской области. 22 июня моя бабушка гуляла с подругами в парке, и услышала объявление о том, что началась война. Подходя к дому тёти, она услышала страшный крик: кричала тётя, у которой в армии было четверо сыновей.
Родители не могли приехать за моей бабушкой так как было объявлено военное положение. Чтобы отправить девочку к родителям, тётя договорилась с шофёром, который вёз бойцов через Рославль. И моя бабушка вместе с солдатами вернулась в свой город.
Через 2 дня была объявлена эвакуация школьников, и её мама с тремя детьми эвакуировалась. Папу не отпустили несмотря на то, что он был не военнообязанным в связи с тяжёлым ранением в гражданской войне. Не успели отъехать и 60-ти километров, как началась бомбёжка. Это был военный аэродром Сеща. Всех выгнали из теплушек в, расположенной недалеко небольшую рощу, где продолжалась бомбёжка и погибло много людей.
Бабушка вспоминает: «Когда закончилась бомбёжка оказалось, что фашисты разбомбили паровоз и два вагона нашего эшелона. Нас вернули в теплушки, присоединили новый паровоз и движение продолжилось. В дальнейшем пути немцы ещё не раз бомбили эшелон, но мы благополучно прибыли на станцию Лысогоры Тамбовской области. Там на подводах нас встретили крестьяне, шёл сильный дождь. Нас отвезли в деревню и поселили в их домах.»
Бабушка продолжает рассказ: «Примерно через месяц нас нашёл папа, которому удалось эвакуироваться только тогда, когда весь Рославль был в огне и через два дня был занят немцами. Ему удалось нас найти, благодаря тому что был пункт в Бугуруслане, где отмечались все прибывшие эвакуированные.
Затем мы переехали в небольшой городок Рассказово, где я продолжала учёбу в 6-том классе, хотя и опоздала на целый месяц. Жили мы на кухне у хозяев дома. Было очень тесно, но мы не обращали на это внимание. Маму мобилизовали работать в мастерскую для пошива белья красноармейцам, а так как у меня был 4-летний братишка вскоре учёбу пришлось прекратить так как его не с кем было оставить. Учёба возобновилась только через три месяца, когда маму освободили от работы. Несмотря на пропуски я закончила с отличием 6-той класс.
 Всё лето мы, ученики работали в колхозе на различных сельхоз работах, школьницы, в том числе и я, шили кисеты для фронта, устраивали концерты для красноармейцев, разгружали раненых. Внимательно следили за действиями наших войск, радовались освобождению городов и сёл. Получали письма с фронта от старшего брата, которого взяли в армию в неполных 18 лет. Всё время думали о том, чтобы вернуться после освобождения в наш город.
В сентябре 1943 года города Рославль и Смоленск были освобождены от немцев, и в марте 1944 года мы вернулись на родину. Ехали в теплушках вместе с нашими земляками. Ехали долго, а когда приехали на вокзал, то мы услышали разрывы снарядов. Фронт находился в сорока километрах.
 Когда мы увидели город, то его совершенно не узнали. Он был совершенно разрушен. Нашего дома уже не было. Мы поселились в сохранившемся доме, где в одной комнате жило четыре семьи. До конца войны оставалось больше года, было тяжело, но мы все жили ожиданием конца войны».
В 9-том классе моя бабушка тяжело заболела воспалением лёгких и затем; малярией. Конец войны бабушка встречала в тяжёлом состоянии, с тяжёлым приступом малярии, с температурой в 40-к градусов. После выздоровления закончила школу в 1946 году и поступила в Смоленский мединститут. Смоленск был разбит до основания, и учёба в институте проходила в тяжёлых условиях.
 В 1951 году бабушка закончила мединститут и была направлена на работу в Свердловскую область. Она работала главным врачом детского дома с детьми, которые перенесли туберкулёз. В 1953 году встретила моего дедушку Бориса Михайловича Рейнгольда, который также приехал по направлению из города Иркутска, закончив горно-металлургический институт. Они полюбили друг друга и поженились. Он работал в городе Кировграде на медеплавильном заводе. Через год они переехали в город Иркутск, где она продолжала работать врачом. Основное место работы; городской тубдиспансер, где моя бабушка проработала врачом и зав-отделением; с 1962 года. Умерла 2 июля 2021 года от ковида в Иркутске.


Мой дедушка:



Мой дедушка Борис Михайлович Рейнгольд родился в Иркутске 29 декабря 1928 года. Его родители Михаил Аронович Рейнгольд и Фризер (Рейнгольд) Мария Зиновьевна затем уехали из Иркутска и работали в Казахстане. Перед войной семья проживала в Воронеже, где дедушка и пошёл в школу.
 В сентябре 1941 года их семья вместе с оборонным заводом, где работали его родители эвакуировалась в Казань.
Дедушка вспоминает: «Ехали в теплушках целый месяц. Моя мама, по профессии врач, стала работать в эвакогоспитале. Его отца призвали на фронт в 1942 году. Приходили от него письма. Он погиб на фронте в марте 1943 года на границе Орловской и Курской областей.
Во время войны мой дедушка работал на различных работах. В 1943 году эвакогоспиталь был переведён в Тулу, где семья и   жила до конца войны.»
 В Воронеже у них не было родных и они после войны  возвратились на свою родину — в Иркутск.
 В 1947 году дедушка после окончания школы без экзаменов поступил в Иркутский горно-металлургический институт, который окончил в 1952 году, получив квалификацию инженера-металлурга. Был направлен на работу на Урал на Кировградский медеплавильный завод. Там он встретил Болотину Фаину Григорьевну и они поженились. Затем они возвратились в Иркутск. С 1956 года дедушка стал работать в Иргиредмете.
В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию.  Он умер 24 июня 2018 года.
В 2013 году мои бабушка и дедушка отпраздновали брильянтовую свадьбу и по-прежнему всегда были вместе, заботились друг о друге. Они замечательные люди: очень добрые, чуткие, заботливые: я их очень люблю и уважаю до сих пор, всегда старалась им помочь.  Храню добрую память о них. У бабушки с дедушкой двое детей, трое внуков и шестеро правнуков.

Лилия Фрайзингер, журналист