2. 2. 3. Розенфельд. Пушкин-лицеист

Елена Шувалова
 


   Ершововед Т.П. Савченкова в своей статье, посвящённой Азадовскому и проблеме авторства зачина "Конька-Горбунка"*, пишет в связи с этой фразой исследователя:

  "И как бы в поддержку этого мнения над зачином размещалась литография художника Н.Б. Розенфельда, на которой был изображён поэт с обликом Пушкина-лицеиста, декламирующий стихи персонажам сказки "Конёк-Горбунок" - старику и трём сыновьям."

  Действительно, некто очень похожий на юного Пушкина изображён на рисунке Розенфельда. Он указывает рукой, по-видимому, на Царское Село. (В его изображении нам видятся пушкинские рисунки). Но вот герб над этим Царским Селом - двуглавый орёл - Николаевский, а не Александровский - с буквой "Н" и "Единицей". То есть, это село - зрелого Пушкина, а не Пушкина-лицеиста. Это село - того времени, когда была написана сказка "Конёк-Горбунок". Принадлежность именно к Николаевской России прочитывается и в костюме Поэта: его сюртук не лицейских цветов (синего с красным), а чёрный с синим (голубым) - как и двуглавый орёл с литерой "Н.I". То есть, здесь Поэт - подданный Николая Первого; так не на камер-юнкерство ли намекает этот рисунок Розенфельда?..

 

  Старик и три его сына похожи на аркадских пастушков из Золотого Века. А Пушкин как будто пришёл к ним из чёрного, мрачного, "железного", Николаевского века.


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/06/08/1261
 




Иллюстрация взята из Интернета.
















*Савченкова  Т.П. М.К.  АЗАДОВСКИЙ  ОБ АВТОРСТВЕ ЗАЧИНА СКАЗКИ П. П. ЕРШОВА «КОНЁК - ГОРБУНОК» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 4. с. 77-82.;