Каменный гость любовь требует жертв!

Мари Козлова
Материал был написан для Интернет-издания "Театральная критика" и опубликован на его сайте http://tkritika.org/
"Каменный гость": любовь требует жертв!
Концертное исполнение оперы Даргомыжского "Каменный гость". 6 июня, Концертный зал Мариинского театра.
Символично в день рождения А.С.Пушкина побывать на опере, либретто для которой стала пьеса поэта. История Дон Жуана, удивительного романтического сердцееда, чьи любовные подвиги уже несколько столетий не оставляют равнодушными поэтов, писателей, композиторов, режиссеров, драматургов. Когда некоторые пытаются низвести этот противоречивый и обаятельный персонаж до уровня обыкновенного «бабника» и обманщика, хочется спросить, почему же мужчина-ходок,  лгун-обольститель не вызывает у женщин радужных эмоций, а перед Дон Жуаном не могут устоять даже добродетельные дамы, вроде Донны Анны? И весь секрет как раз в том, что Дон Жуан каждый раз влюбляется в объект своего интереса. Он искренен в своем утверждении, что прежде он не любил, а теперь полюбил по-настоящему. А что тут странного? Прошедшая любовь не идет ни в какое сравнение с разгорающейся новой страстью! И чего только люди ни делают, чтобы ее реализовать! А Дон Жуан обольщает женщину словами, поступками, не прибегая к силовым или подлым приемам, что для века, в котором он действовал, было бы вполне обычным явлением! Этим он и симпатичен, поэтому его фигура так притягательна и для читателей, и для зрителей, и для создателей произведений искусства.
Именно такой романтический персонаж и явил нам исполнитель партии Дон Жуана Илья Селиванов. Взволнованный, прямодушный, бесстрашный, немного бесшабашный и одержимый любовными победами над волнующими его женщинами! Певец очень порадовал красивым выразительным голосом, легким, с хорошей полетностью, как иногда говорят, «сладким» тенором! Очень интересно было слушать, как артист вокально прорисовывает характер, переживания  и поступки своего героя. Этому помогала и хорошая дикция исполнителя, позволяющая различать каждое слово. Бахвальство, властность по отношению к Лепорелло, игривость, нежность, бравада и, наконец, настоящий страх – все это можно было услышать в голосе Ильи Селиванова и представить себе даже в концертном варианте оперы –  без костюмов, декораций и полноценной актерской игры в мизансценах. Обращает на себя внимание и академическая манера исполнения певца, что также «работает» на приятное впечатление от воплощенного персонажа.
Не менее впечатляюще прозвучала партия Донны Анны, спетая Марией Баянкиной, обладательницей прекрасного сочного сопрано. Созданный ею образ добродетельной вдовы Командора, смиренной затворницы, в которой дремлют еще не реализованные страсти, тоже понятен и притягателен. И когда Дон Жуан пробуждает в ней желание познать неизвестные ей земные радости, она уже не хочет терять открывающиеся возможности, хотя и ощущает грозящие ей опасности. И это совершенно очевидно слышно в пении, видно в манере поведения исполнительницы. Точные интонации, хорошая музыкальная фразировка, эмоциональность, умелые модуляции, сила и мягкость, а также выразительность звучания голоса, который при этом (как и голос Ильи Селиванова) легко перекрывал оркестр, который не отличался особой деликатностью по отношению к певцам, – все это несомненные исполнительские достоинства Марии Баянкиной в роли Донны Анны..
В отличие от этих двух – вполне романтических – героев, другие персонажи оперы весьма циничны и рационалистичны. Партии у них небольшие и хорошо исполненные. Лепорелло (Вадим Кравец), слуга Дон Жуана – мОлодец себе на уме и не храброго десятка. Вокально он был достойным партнером своему барину. Актриса Лаура (Регина Рустамова), Дон Карлос (Ярослав Петряник), гости (Заур Алиев, Дмитрий Лебамба) приятно проводят время на вечеринке у Лауры. Та развлекает собравшихся пением. Хорошо прозвучали у Регины Рустамовой  песни, отмеченные испанским колоритом, «Оделась туманом Гренада» и «Я здесь, Инезилья», а также ариозо «Как небо тихо». Порадовал и Заур Алиев – еще один обнадеживающий тенор. Как обычно в последнее время, звучный баритон Ярослава Петряника нарисовал образ задиристого и ревнивого молодого избранника Лауры. Этот персонаж спровоцировал ссору с Дон Жуаном, настоял на поединке, в котором и был неизбежно убит. Все в традициях времени. И герои относятся к ситуации без каких-либо сантиментов, главная их задача, куда-то деть труп. «О, времена, о, нравы!». Совсем маленькие партии Командора (Денис Беганский) и Монаха (Динар Джусоев) были достойно исполнены и украсили спектакль.
Оркестр под управлением Зурбека Гугкаева временами звучал слишком громко, что в концертном зале Мариинки с его мощной акустикой, лишает музыку оперы многих нюансов и оттенков. Хотя в целом, «Каменный гость» был исполнен очень впечатляюще! Бурная овация после спектакля была тому подтверждением! Постоянно убеждаюсь, что публика, как правило,  очень точно и единодушно выделяет наиболее понравившихся исполнителей, одаривая их бурными аплодисментами и криками «Браво!». Сегодня значительная их часть досталась Марии Баянкиной и Илье Селиванову! И цветов артистам было подарено немало! Все это радует! Вот мы и отметили достойно день рождения нашего гениального поэта! 218-й!