Ольга Княгиня киевская

Александр Захваткин
История становления Руси настолько опутана мифами, что порой трудно понять, где описывается реальное событие, а где уже излагается миф об этом событии. В значительной мере это относится и к Великой княгине Ольге, особенно в отношении её происхождения и влияния на политическую жизнь Киевской Руси 10 века.

«Повесть временных лет» представляет её читателям как псковитянку с юных лет вынужденной работать перевозчицей на большой реке. И это вызывает недоумение.
Великий князь, а фактически на то время хан, каган, могущий держать ни один гарем (как его внук Владимир), вдруг проявляет не свойственную правящему классу целомудрие и берет в жены единственную жену из простолюдин. И это при условии, что он в это время практически всё ещё находится в статусе опекаемого. Не возможно себе представить, что Олег, фактически узурпировавший власть Великого князя, позволил бы ему связать свою судьбу с простой перевозчицей. Но легенда эта красива, в духе христианской слащавости, поэтому она и кочует по научным и около научным изданиям, превращая тем самым нелепую сказку в исторический факт. И сегодня уже мало кто сомневается, что именно так все и происходило.

А между тем вновь открывающиеся факты позволяют утверждать, что Ольга никогда не была псковитянкой, и уж тем более простолюдинкой, а была весьма знатного происхождения, что позволило ей стать активной участницей политической жизни Руси десятого века.

В 1888 г. архимандрит Леонид (Кавелин) ввел в научный обиход неизвестную ранее рукопись из собрания А.С. Уварова - так называемый Краткий Владимирский летописец (конец XV в.), где в частности говорится:
«Игоря же Олег жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бе мудра вельми» (Леонид (Кавелин), архимандрит. Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга? // Русская старина. 1888, № 7. С. 217.)
Кроме этого существует сообщение летописца 1606 г. из Погодинского сборника: «…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь Тмутаркана, князя половецкого».

И так, уже в 15 - 17 веках существовала иная версия происхождения Ольги, которая указывает на её болгарские и таманские корни.
Проблема интерпретации этих сведений заключается в том, что половцы в 9 веке ещё находились в приаральских степях, а Таманский полуостров занимал в то время Хазарский каганат.
К этому следует добавить, что, и болгарские источники указывают на болгарское происхождение Ольги.

Таким образом, если сложить все имеющиеся на сегодня сведения можно резюмировать, что Ольга была болгарской княжной с хазарскими корнями.

Наиболее вероятным можно считать, что Ольга, являлась дочерью болгарского правителя Симеона I (864 – 930) и его первой жены хазарки Куберы (в болгарских источниках её называют половчанкой, что является ошибкой).

Симеон I третий сын Бориса Святого, отец Петра I. Пришёл к власти после того, как Борис I сверг своего царствующего сына Владимира Расате, возглавившего языческую реакцию.
Поскольку престол предназначался его старшему брату Владимиру, Симеона готовили стать главой болгарской церкви. Он получил блестящее образование в Магнаурской школе в Константинополе. Около 888 Симеон возвратился в Болгарию и ушёл в Преславский монастырь. Родовое имя будущего царя болгар неизвестно, Симеоном он стал при принятии послушничества.
Продолжительность обучения в Магнаурской школе была три года, т.е. Симеон поступил в неё в 885 г., в год рождения Ольги, но поскольку Ольга была младше своего брата Михаила, как минимум на год, то можно предположить что брак Симеона и Куберы был заключен в 882 году, когда ему было 18 лет, что вполне согласуется с традициями того времени. Поскольку Симеон был сыном правителя Болгарии, то его жена должна была соответствовать его статусу, следовательно, Кубера, вероятней всего, то же была очень знатного происхождения.
Данные о пребывании Симеона в Константинополе расходятся, по некоторым источникам он был отправлен на обучение в Византию в возрасте 14 лет. Но брак с Куберой был заключен до его ухода в Преславский монастырь в 889 году, сразу после окончания обучения в Магнаурской школе. Трудно себе представить, что обучаясь в Византийском университете, Симеон решился бы на брак с хазарянкой. Да и Борис вряд ли бы стал так осложнять свои отношения с Византией.
После окончания пострига в монастыре (очевидно в 893 году) Симеон берет в жены армянскую княжну Мариам Сурсувул, от которой  у него рождается сын Петр, будущий правитель Болгарии.
В 893 году Борис, недовольный конфессионной политикой своего старшего сына Владимира, возродившего преследование христиан, созвал общеболгарский собор, на котором отстранил Владимира от власти и передал правление страной Симеону, а также перенёс столицу из разрушенной Плиски в Великую Преславу.
Следовательно, сообщения о том, что Ольга родом из Плиски, вполне соответствует реалиям того времени. Симеон уезжая в Константинополь, скорее всего, оставил семью дома в Плиске, где и родилась Ольга.
По инициативе Симеона в 917 (или 918) был созван церковный собор, провозгласивший самостоятельность Болгарской церкви, а новоизбранный патриарх совершил освящение Симеонова титула «Симеон, волею Христа Бога самодержец всех болгар и ромеев». Но его притязание на равенство с Византийскими басилевсами Константинополем не признавалось.
Симеон добился от Византии признания себя царем в августе 913 года, но уже в феврале 914 года Зоя Карбонопсина, мать Константина VII, упразднила регентский совет и захватила власть в Византии. Она сразу отреклась от признания императорского титула Симеона и отказалась от возможного брака между своим сыном и дочерью Симеона. (Возможно имеется ввиду его дочь Анна от Мариан Сурвусул)
Лишь 28 октября 927 г. второй сын Симеона болгарский царь Петр (правление 927 - 969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому он был признан царем, а глава Церкви - архиепископ Доростольский Дамиан - Патриархом.
Таким образом, начиная с 927 г. Ольга становилась родной (по отцу) сестрой болгарского царя признанного Византией. Игорь об этом не мог даже мечтать.

О матери Ольги княгине Куберы сведений нет, кроме указания на то, что она родом с Таманского полуострова. Анализ русско-хазарских отношений, а так же отношений Ольги с Византией позволяет с определенной долей уверенности говорить о том, что отцом Куберы был хазарский правитель Вениамин, а матерью княжна из черных болгар, кочевавших в то время по Таманскому полуострову.
Вениамин (правление 880-е – 900-е) — правитель Хазарского каганата, иудей. Не являлся каганом, а принадлежал к династии царей-заместителей. Десятый по счёту представитель. Упомянут в письме царя Иосифа (правление 930 – 970)
Вениамин приходит к власти после принятия Хазарией иудаизма. По вновь установившейся традиции правитель приходивший в то время к власти принимал какое либо еврейское имя. Вениамин в этом выборе проявил незаурядный политический талант, так как имя, которым он воспользовался, восходит к одному из почитаемых израильских колен.
Выбор совершенно очевидно не случаен, так как Хазария находилась в постоянном контакте с Византией, которая очень отрицательно относилась к иудезации Хазарии. И для того, чтобы наладить мирный диалог с Византией, Вениамин связывает себя с христианством через Вениаминово колено, так как в Послании Филипийцам апостол Павел говорит о себе: «…(я) из рода Израиля, колена Вениамина, еврей из евреев, согласно закону – фарисей.» В результате отношения Византии с Хазарией были наилучшими за все время их совместного существования.

Происхождение матери Куберы можно рассматривать лишь предположительно исходя из того, что Борис вряд ли бы решился на свадьбу сына с чистой хазарянкой, так как это противоречило бы его амбициям сравняться с византийскими басилевсами. Брак этот очевидно был связан с какими-то стратегическими целями Бориса на юго-восточных границах Византии. И то, что мать Куберы была княжной из черных болгар, делало её в какой-то мере соплеменницей Бориса.
Можно предположить, что именно происхождение Куберы удержало её от принятия христианства. Возможно, именно поэтому Симеон лишил своего старшего сына Михаила от брака с Куберой наследовать престол.

Итак, по материнской линии Ольга являлась внучкой одного из правителей Хазарии и наследной княжной черных болгар, что тоже в значительной мере поднимало её статус по сравнению со статусом Игоря. Благодаря этим сложным родственным связям Ольга принесла в Киев как свои христианские, так и иудейские корни.

Предложение о браке Ольги с Игорем, очевидно, поступило от Симеона в 902 году, когда венгры поддержанные византийцами предприняли реванш за поражение в 896 году. Симеон лихорадочно искал союзников и его взор обратился на русов. Это решение соответствовало интересам Олега, который тоже искал союзников в борьбе с Византией, поэтому уже через год Ольга оказалась в Киеве. Ни русские, ни болгарские источники не говорят, о том, участвовал ли Олег в противостоянии Симеона с венграми, но скорее всего войска русов помогали болгарам отразить это нападение.
Симеон использовал поражение венгров в своих интересах и заключил в 904 году с Византией мирный договор, по которому болгарам предоставлялось исключительное право торговли в Константинополе, после чего русам запретили торговать в Византии. Это вызвало раздражение Олега, и он, пользуясь родственными связями, договорился с Симеоном о проходе русских войск в Константинополь в 907 году через болгарские земли, когда Олег в знак славной победы прибил свой щит на вратах Константинополя.
Следует обратить внимание, что гнев Олега был направлен исключительно на византийцев, хотя для него не было секрета в их побудительном мотиве, тем не менее, он не идет войной на Болгарию, которая фактически стремилась перекрыть поставки янтаря и пушнины по Днепру, перенаправив этот торговый поток западнее по Дунаю.

Итак, уже спустя всего четыре года династический брак Игоря и Ольги стал приносить ощутимые политические результаты.

С 890 по 910 годы Олег как минимум четыре раза предпринимал поход в Персию, но каждый раз хазары не пропускали его через свои земли. В 912 году Олег умирает и в 913 г. Игорь вновь отправляется в Персию, но на этот раз с Хазарским правителем установлен тесный контакт и он идет на сотрудничество с русами, но не бескорыстно, проход стоил половины награбленного в Персии. Сам поход прошел как никогда успешно, но в самой Хазарии, высшая знать была недовольна нарушением договоренностей Хазарии, не пропускать русов через свои земли в Персию, и на обратном пути русская рать была практически полностью разгромлена. Но прежде чем элитные хазарские войска напали на русов правитель Хазарии их предупредил и дал возможность, оставив награбленное живыми вернуться домой, но Игорь принял иное решение.
Достоверно не известно, кто в это время был правителем Хазарии Вениамин или Аэрон II. Но исходя из поступка правителя, предупредившего Игоря о нападении, с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что это был дед Ольги Вениамин. Не смотря на плачевный результат этого похода, он сопровождался явным покровительством русов со стороны хазарского правителя. Поскольку приблизительно в это время власть в Хазарии перешла к Аэрону II, ни Игорь, ни Ольга больше походов в Персию не предпринимали.

В 930 году умирает отец Ольги Симеон I. И сразу же начинаются активные действия со стороны его прямых наследников в борьбе за его престол.
Его старший сын, родной брат Ольги, Михаил в это время находился в монастыре. Бежав от туда, он поднимает восстание против своего младшего сводного брата Петра, которое последним было жестоко подавлено, при этом Михаил умер в это время при не выясненных обстоятельствах.
Далее происходит просто мистическое совпадение: в один год рождаются сразу три наследника болгарского престола.
В 931 году у Михаила от Феодоры рождается Симеон, дальнейшая судьба которого неизвестна.
В этом же году у Петра I и княгини Ирины рождается Борис, правил в период с 969 по 977 годы.
И в этом же году у Игоря и Ольги рождается Святослав, неудачный завоеватель Болгарии.
Совпадение это настолько странное, что если учесть возраст Ольги в это время -  46 лет, то невольно приходишь к выводу, что появление Святослава было предопределено борьбой за болгарский престол.
Судя по всему, у Ольги рождались одни девочки и наследника киевского престола не предвиделось. Ольгу это мало беспокоило, пока не появилась реальная возможность занять болгарский престол. Поэтому так неожиданно после ярилиных праздников появляется Святослав, при чем, очень вовремя, вместе с двумя другими претендентами на престол.

То, что Ольга и не помышляла династически закрепиться на Киевском престоле говорит тот факт, что она воспитывала Святослав с мыслью стать правителем не только Руси, но и Болгарии. Причем Болгарии в первую очередь, с переносом столицы объединенного государства на Дунай. В 969 году, спустя два года после начала болгарского похода Святослав говорил Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Еще за долго до болгарского похода Святослава, Ольга стала готовить свой проект, заручившись поддержкой Византии, в случае успешного его закрепления в Болгарии, приняв христианство.
В 957 году Ольга отправляется в Константинополь, где принимает крещение по христианскому обычаю из рук патриарха византийского Полиевкта (956 – 970). Крестным отцом был сам Константин VII Багрянородный. Так же на церемонии присутствовал сын Константина Роман II Младший со своей женой Феофано (Анастасо).
Феофано (Анастасо) была матерью византийской принцессы Анны, ставшей женой Владимира Святославовича, после чего он крестил Русь. Анастасио происходила из семьи константинопольского шинкаря (торговец спиртным), в заведении которого работала проституткой.

Все попытки Ольги обратить в христианство Святослава оставались тщетными. Он готов был взойти на болгарский престол, но со славянским пантеоном, который почитался как на Руси, так и в дохристианской Болгарии. Именно на сторонников веры предков опирался Святослав в своём болгарском походе. И его успехи на первых этапах, говорят о его широкой поддержке со стороны различных слоёв болгарского общества.

За два года до болгарского похода Святослава, который начался в 967 году, Ольга направляет Святослава в Хазарию. Основная цель этого похода завоевание Таманского полуострова, что Святослав с успехом и выполнил, присоединив к Руси Тмутараканское княжество. Косвенно этот поход подтверждает версию хазарского происхождения Ольги, которая стремилась в конце жизни объединить все земли своего происхождения под одной рукой своего наследника.

Подводя итог исследованию исторической личности Ольги Княгини киевской, следует отметить, что она полностью оправдала свое происхождение и не её вина, в том, что её план возрождения и расширения Великой Болгарии не удался. По крайней мере, она сделала все, что от неё зависело в тех исторических условиях, в которых она находилась, чтобы этот утопический проект воплотился в жизнь.
История не знает сослагательных наклонений, все произошло так, как произошло, но если бы проект Ольги удался, то Руси как самостоятельного государства вероятней всего могло бы и не быть, по крайней мере, на рубеже 10 – 12 веков.