В мире людей. Наблюдения. Эпизод 2. Дети

Юлия Шмуклеревич
В мире людей. Наблюдения.
Эпизод 2. Дети.

Вчера провели вечер с близкими. Тема воспитания детей, основанного на опыте и советах старшего поколения, настолько избита, что я ее едва коснусь в своих размышлениях.
Двое наших детей – дочь 3 лет и племянник, которому скоро будет 4. Вчера они встретились после нескольких месяцев разлуки на территории московских заведений общепита. Они бурно демонстрируют свою радость, да и вообще весьма эмоционально проявляются сейчас.
Я не одергиваю свою дочь в людных местах фразами «молчи», «веди себя прилично», «тише» и прочее. Если сдержанного поведения требуют особенные обстоятельства как то: присутствие больных или спящих людей, пребывание в специфическом заведении (больница, религиозное заведение, библиотека и т д) – то я развернуто объясняю Верочке, почему здесь и сейчас от нее требуется тихое (не «приличное»!) поведение.
Я допускаю, что вокруг есть люди, которым неприятен детский смех и крики. Я могу иногда им посочувствовать, как аллергикам или любым другим имеющим негативную реакцию на неотъемлемую часть социума или окружающей среды. Однако я считаю нелепым воспитывать (а скорее ломать) своего ребенка в угоду нескольким посторонним людям.
Мой ребенок – не проблема. По крайней мере, для меня. Восприятие взрослым ребенка как раздражителя – это его проблема. В моих силах объяснить дочери правила безопасности в социуме и научить использовать вежливость по жизни в контакте с любыми представителями окружающей среды.
Верочка с удовольствием повторяет вслед за мной «добрый день», а «пока-пока» она говорит и живому, и неживому – поезда в метро почти всегда сопровождаются взмахом руки и фирменным «пока-пока»))))
Однако, я не считаю необходимым требовать от ребенка скромности, которую как добродетель внушают со всех сторон представители старшего поколения. Я считаю их коварными манипуляторами, которые хотят выпестовать удобных для себя, ненавязчивых, робких и непритязательных потомков. Я не хочу в результате получить забитое, мычащее в углу существо, не способное просто подойти и попросить то, что нужно. И вот в данном случае – мне безразличны оценки и ярлыки, которые будут даваться моему ребенку чужими, ничего не значащими для меня людьми.
А еще вот какая мысль: допустим, вы хотите выяснить способность вашего чада к музыке. Куда вы пойдете: к соседке по этажу бабе Тане (лифтер с 40-летним стажем) или же к педагогу по вокалу/игре на фортепьяно (ну или какой там нужен инструмент)? Я – пойду к специалисту в области музыки. И выслушаю его мнение. Так почему же в части воспитания детей и качества привитых им манер я должна руководствоваться оценками таких же дилетантов, как может быть я сама? Когда, например, вашего ребенка кто-то одергивает  в метро – КТО ЭТО? Что за специалист считает нужным научить вас и вашего малыша, КАК правильно здесь себя вести? А ну как у этого профи и детей-то нет, а еще куда как чаще – свои оболтусы с приводами и судимостями.
В общем, мой посыл прост: детей надо любить.  Второе: вежливость – не угода всем и каждому. Вежливость – это улыбка и слова-ключи, это отсутствие хамства. Третье: прививать «добродетели» моему ребенку без моего ведома я не позволю. Четвертое: очень важно научить ребенка ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ сказанное чужими людьми – это избавит от комплексов при попытке унизить ярлыками и едкими комментариями, это позволит принимать решения самостоятельно и осознавать ответственность за них. Наши дети рождаются не для кого-то. Наши дети рождаются, чтобы прожить свои жизни. А вот насколько эти жизни будут СВОИ – это надо постараться заложить как фундамент.