Наш славный Грач

Алексей Волосников
  - Прошу минутку внимания! Вчера мы с родительским комитетом решили, что в течение года будем поздравлять именинников. Сегодня 1 октября – День рождения у нашего Вити Четвергова. Витя, выйди к доске. Та – ак, вот тебе подарок. Расти большой! Давайте, всем классом, дружно скажем: «Поздравляем!»
  - По – здрав – ля – ем!!!
  - Вот тебе и здрасте! – Плюшкин повернулся к сидящему за спиной Олегу Грачеву:   - А как же мы? У нас - то Дни рождения прошли.
У тебя - 2 сентября, у меня – 18-го.
  - Конфеты надо в школу приносить, тогда про тебя и не забудут! – важно изрек сосед по парте Санька Кудрявцев.
  - Я приносил. Я три года приносил! Это только в этом году не принес.
  - Всегда, всегда приносить надо! Надо, чтобы не тебе одному хорошо было!
  - А Витька? Витька - то сегодня ничего не принес!
  - Толик, успокойся! Да что ты как маленький, в самом деле! В следующем году поздравят!
  - А хотелось бы в этом.
  - Поздно, батенька, поздно! Поезд ушел. Ничего, вся жизнь впереди! – и Олег похлопал Плюшкина по правому плечу.
Но в следующем году Грачева опять не пришлось поздравлять с Днем Рождения. Его родители получили квартиру в Свердловске, и Олег уехал вместе с ними.

  «И последний вопрос команде «Грязнуль»: прочтите, что здесь написано!» – Олег протянул листочек в клеточку Татьяне Степановой.
«Грязнули» собрались в кружок и начали обсуждение. Их противники – команда «Чистюль» - стояли и довольно ухмылялись. Соревнование КВН заканчивалось. Две команды: мальчики («Чистюли»), одетые в школьную отутюженную форму, и девочки («Грязнули»), облаченные в спортивное трико, с нашитыми на него заплатами, возрождали сегодня традицию недавно закрытой телепередачи «КВН». Две пятерки участников дарили радость всему классу. Толик, конечно же, «болел» за своих друзей. Приветствия, загадки, задания – все придумали сами участники, без участия взрослых. В «Приветствии» «Чистюли» спели переделанную «Тачанку», а «Грязнули» - песню из мультфильма «Бременские музыканты».
Обсуждение закончилось:
  - Мы догадались, что это письмо можно прочитать, глядя в зеркало. К сожалению, у нас нет с собою даже карманного зеркальца. Поэтому мы предлагаем принести ответ завтра. Согласны? – Степанова обратилась к команде соперников.
  - Ну, что, «Чистюли», согласны? – громко спросила классный руководитель Богданович Галина Владимировна.
  - Согласны.
  - Тогда общий счет… - Богданович выдержала паузу: - Победила – дружба!
В классе зааплодировали.
  - Э – эх! – и Плюшкин от досады хлопнул себя кулаком по ладони: - Разве это справедливо? Подсуживают девчонкам! У наших одно только приветствие чего стоило!
  - Да, ладно тебе, Толька, расстраиваться! Это же игра! – попытался успокоить Плюшкина Санька Кудрявцев.
  - Игра, игра, а справедливость где? Галина Павловна такое бы не позволила! За Олега обидно, такое дело предложил, организовал! Такую команду собрал: Женька, Андрей Новосельцев, Юрка Казанцев, Олег Языков – все артисты, таланты! После уроков у него дома собирались, репетировали, готовились. И что? «Победила – дружба!» Тьфу!
  - Кто – то недоволен? – грозно спросила Богданович.
  - Да довольны мы, довольны. Мы всегда всем довольны! – кисло буркнул себе под нос Толик и обиженно отвернулся.

  - Садись, - Новосельцев указал Плюшкину на стоящую возле подъезда скамейку. Друзья шумно плюхнулись на нее, смахнув перед этим опавшие листья клена.
  - Слыхал, что наш Грачик фантастику пишет?
  - Еще бы, об этом весь класс шумит.
  - Вот, дал почитать! – и Андрей достал из портфеля тонкую, но уже изрядно потрепанную тетрадку.
  Плюшкин раскрыл ее:
  - «Фантастическая пьеса. (Пока без названия). Кабина звездолета. За пультом управления сидят Командир   и Помощник. На полу лежат трусы двух девушек». Толик тупо уставился на слово «трусы», поморгал глазами, покачал головой. Никакой ошибки: «трусы двух девушек». Начал читать дальше:
«Командир: - Они погибли от радиации». «Андрюха! Да это же не «трусы», а «трупы» – «трупы двух девушек»! – воскликнул озаренный внезапной догадкой Плюшкин. «Ну и почерк же у нашего Грачика!»  Дальше можно было не читать. Два друга начали кататься по осенней скамейке, держась за животы и надрываясь от хохота. В самом деле, дальше была написана какая – то ерунда: космический корабль прилетел на неизведанную планету, на которой жили люди, похожие на землян, и Командир корабля – Юрик тут же влюбился в местную принцессу Татьяну. Он потерял от любви голову, готов был целовать руки и ноги и даже пить воду, в которой она их мыла. В общем, фантастическая сказка, высмеивающая Юрку Казанцева и его повышенный интерес к Таньке Степановой. Принцесса Татьяна была показана умной красивой женщиной, а Командир Юрик – дурак дураком.
  Плюшкин и Новосельцев оказались последними читателями этого «бессмертного» незаконченного произведения. На следующий день Юрка Казанцев изорвал данную тетрадку на мелкие кусочки, пригрозив набить морду «гениальному» автору. Но Грачева запугать было невозможно. Он принес в школу общую тетрадку (96 листов) и пообещал написать уже не пьесу, а целый роман.

  - Тема сегодняшнего классного часа: «Твои любимые книги». Все принесли? Положите их на парту, чтобы я видела. У кого нет любимых книг? Поднимите руки! Та – ак. Молчание. Ну, что, начнем? Кто первый? – Богданович посмотрела на притихший класс. – Хорошо. Замечательно. Первым отвечает Грязнов. Можно с места.
  - Моя любимая книга «Приключения Васи Куралесова». Написал ее Юрий Коваль. – Грязнов показал свою любимицу всему классу. – В ней рассказывается …
  - Опять начнет про Батона рассказывать: «За что сидишь?» «Да одному лосю рога поотшибал. Он мне на ногу наступил». Сто раз это слышал.
  - Да тише ты! Дай послушать! – шепнула соседка по парте Ленка Подберезова и больно хлопнула Плюшкина линейкой по руке.
Толик обиженно фыркнул и замолчал. Но через пару минут Толик забыл про все на свете: и про обиду, и про свою соседку. Потому что, он вместе со всем классом смеялся, слушая про то, как Вася Куралесов яростно колол дрова, воображая, что это не поленья, а обманувшие его жулики.
  Потом отвечала Танька Степанов. Она рассказала о приключениях девочки из будущего – Алисы Селезневой.
  Третьим выступил Плюшкин. Он прочитал побасенку Сергея Михалкова про находчивого зайца, угодившего в логово волка. «Как стоишь, скотина? Что за кости? Чьи? Отвечай!» – Толик орал на весь класс, в мечтах воображая, что так он разговаривает со своим старшим братом.
  Олежка Языков принес книгу про Карлсона, который живет на крыше, а Андрей Новосельцев про второклассника и второгодника Ивана Семенова.
Но всех удивил Олег Грачев:
  - У меня много любимых книг, но сегодня я принес то, что читаю сейчас – это роман Леонида Платова «Секретный фарватер» - и Олег показал присутствующим книжку в светло-коричневом переплете.
  - А тебе не рано читать такие произведения? – участливо спросила Богданович.
  - Нет. Мне такие книги читать не рано.
И Олег начал рассказывать о секретной немецкой подводной лодке, о советском моряке, волей судьбы побывавшей на ее борту (немцы по ошибке приняли его за сбитого финского летчика). Весь класс замер и слушал Грачева, раскрыв рот. Чего – чего, а рассказывать Олег умел.
  «Волки, зайцы, Васи Куралесовы – как это все по - детски! – грустно подумал Толик: «Надо взрослеть».
  - А Грачев еще сам фантастику пишет, - наябедничала учителю Наташка Фазанова.
  - Да? – удивилась Галина Владимировна: - Может, ты нам что – нибудь свое почитаешь?
  - Как – нибудь,  в другой раз, - уклончиво пообещал Олег, глядя на грозный кулак Юрки Казанцева.
  После урока Плюшкин подошел к Грачеву:
  - Олег, у тебя книга «Машина времени» есть?
  - Герберта Уэллса?
  - Я не знаю автора.
  - Есть. Завтра принесу.
  «Надо, надо взрослеть. Буду, как Грачев читать серьезные книги. Начну, пожалуй, с «Машины времени», - важно подумал Толик Плюшкин. «О, черт, опоздал! Сегодня должны были по телику новую серию «Ну, погоди!» показывать! И все из - за этого классного часа!»

  - Толик, Грачик из Свердловска прилетел.
  - Здорово! Насовсем?
  - Нет, на неделю. К бабушке. Погостить.
  - Жаль.
  - Я предлагаю сфотографироваться на память вчетвером: я, ты, Андрюха и Олег. Встречаемся завтра в 10 утра на нашей скамейке.

  Скамейка находилась недалеко от школы, через дорогу от дома, где жила бабушка Олега Грачева. Первым на встречу в 9-45 прибежал Плюшкин. Последним – в 10-15 Андрей Новосельцев. Женька с Олегом появились одновременно, в 10 часов.
  - Опаздываешь, - покачал головой Женька, обращаясь к подошедшему Андрею.
  - А кому это, интересно знать, пришло в голову назначать встречу в такую рань, когда все порядочные люди еще спят?
  - Раньше встанешь,  раньше ляжешь! – усмехнулся Олег Грачев.
  - Не знаю, как там у вас в Свердловске, а у нас, порядочные люди сначала здороваются. Всем привет, кого не видел! Наше вам с кисточкой! Идти - то куда?
  - Фотография рядом. По Советской. Не далеко от рынка.
Новосельцев присвистнул:
  - Ты бы еще в Энергетики предложил съездить. Ладно, чего сидеть? Пошли.

  - Та – ак, у кого есть расческа? – Грачев осмотрел присутствующих.
Трое его друзей обшарили карманы и грустно покачали головами.
  - Я еще подумал, да вот… - начал было объяснять Грязнов.
  - А – а! Ерунда! Делай как я! – и Грачев руками поправил свою прическу: - Да мы, у нас в Свердловске, на го – род – ском смотре художественной самодеятельности ладошкой расчесывались! Ну, что? Готовы? Заходим!

  - Фильм «Великолепный» с Бельмондо смотрели? – спросил Олег Грачев, когда вся четверка вышла из фотосалона.
  - Да мы хотели сходить всем звеном, да не получилось, - начал было объяснять Плюшкин.
  - У меня музыкальная, - поддержал своего звеньевого Женя Грязнов.
  - А – а, с вами каши не сваришь! – вступил в разговор Андрюша Новосельцев:      - Смотрел. Классный фильм!
  - Помнишь, как там Бельмондо гранату теннисной ракеткой отбил?
  - Здорово!
  «Голова!» - подумал Толик об Олеге Грачеве. «Все знает, все видел, все читал».

  - Толик, вчера письмо от Олега Грачева получил.
  - Что пишет?
  - Он, как и мы, заканчивает   девятый класс. Так же, как и мы, играет в школьном ансамбле. Кстати, заинтересовался твоей песней «О, был ли ты парень на Конго - реке».
  - Это не моя песня. Я ее в книге про пиратов нашел.
  - Ну, ясень пень, что не ты ее придумал. Ты дальше слушай, он к этому стихотворению музыку написал. Собирается с этой песней на городском конкурсе выступить. Представляешь, если победят!
  - А наш городской когда?
  - Через две недели.
  - И вы, конечно же, победите! Потом всесоюзный. Вы с Олегом на нем встречаетесь!
  - Размечтался. Задачи по физике решил? Давай тетрадь! Вчера репетиция поздно закончилась. Некогда было решать, да и не охота!
 
  - Женька, узнаешь фотографию?
  - А – а, это мы после 5 класса. Олег приезжал к бабушке на неделю. Потом еще пару раз был в Кургане. Встречались с ним, письма писали, изредка перезванивались.
  - bГде он сейчас?
  - В Шадринске. Работает.
  - Женька, 10 лет прошло, как мы школу закончили. Вспоминаешь ее, как в калейдоскоп  смотришь – фрагменты нашей жизни состоят из маленьких мелких событий, поступков. Картины складываются – как мозаика. И чуть повернул этот калейдоскоп – и уже другой узор. Каждый день – новый поворот. А вспоминается порой черт те что. Ерунда, какая - то. Вот, к примеру: второй класс, урок чтения. Галина Павловна начала спрашивать заданное на дом стихотворение. Взяла журнал – и по алфавиту! «Володина». Светка ответила. «Следующий …» Олег Грачев не выучил в тот день. Сидит: напрягся, покраснел. «Следующий …» Он аж чуть в парту не вдавился. Ну, Галина Павловна все это, конечно, видит, все понимает и спрашивает следующего, после Грачева. Олежка сразу вздохнул облегченно, распрямился и что – то шепнул своей соседке по парте Светке Володиной на ухо. Класс замер. Всех разбирает любопытство. Галину Павловну тоже. Она: «Света, что он тебе сказал?» «Он сказал: «Фу – у! Пронесло!»
  - «Тебя бы так самого пронесло!» – вспомнил анекдот про Штирлица Грязнов.
  - Я одного не пойму, ну ведь Олег Грачев – это же талантище, самородок! И, вдруг, в Шадринске! Ни в Москве, ни в Ленинграде, ни в Лондоне! В Шадринске! Да когда он к нам в первый класс пришел, он же по уровню развития всех нас на голову, на две головы, был выше! Ты сам сравни: Димка Шаров сидит, пальцем по букварю водит: «Ма – ма мы – ла ра – му!», а Олег в это время сидит на задней парте и в журнале «Искатель» роман Казанцева «Сильнее времени» читает. Ну не для первого класса эта книга! И даже не для четвертого! Вот ты, звездой, всеобщим любимчиком школы, комсомольским вожаком, когда стал? В девятом классе, когда музыкальную школу кончил. А Грачева возьми: в четвертом классе все вокруг него вертелось: КВН, игра в «Штирлица», фантастику первым из нас начал писать. Это же был кипучий котел с фантазией! Миллион идей! Жаль, что он от нас уехал после четвертого класса! Насколько бы интересней была бы жизнь в нашей школе!
  - Ну, у Олега, я думаю, еще все впереди!
  - Я в этом не сомневаюсь.

  А через два месяца Плюшкин зашел к своей бывшей однокласснице Татьяне Степановой, работающей нотариусом, по очень важному делу.
  - Толя, ты слышал: Олег Грачев погиб?
  - Как? Когда?
  - Месяц назад. Я так плакала, когда узнала! Вечером, возвращался после работы. Его сбила машина. С убитого сняли кожаную куртку, забрали деньги, часы, документы. Убийц не нашли.
  - Черт! Черт! Почему? Почему первыми из жизни уходят самые талантливые из нас? Ведь у него все, все должно было быть впереди! Он же был звезда! Он должен был гореть! Сверкать! Он же был талант!
  - У нас у всех: у тебя, у меня, у Женьки, у Андрюхи – все впереди!
  - Ты права, - Толик подошел к открытому окну.
                «Кто - то скупо и четко
                Отсчитал нам часы
                Нашей жизни короткой,
                Как бетон полосы…» -
донесся хриплый магнитофонный голос Высоцкого из раскрытого окна в доме напротив.
Плюшкин проглотил подступивший ком к горлу:
  - Ты права, - снова повторил он: - У нас, у живущих, все впереди!
Он знал, что когда придет домой, то обязательно достанет свой зеленый фотоальбом и будет долго смотреть на тот снимок, где четверо друзей собрались вместе в жаркое июньское утро, чтобы навсегда увековечить свою бескорыстную школьную дружбу.