Хозяин

Кузнец Джон
Гектор проснулся как всегда в своей квартире и понял, что что-то не так. Все было как обычно, но при этом совершенно по новому: не радовал объемный экран, показывающий его любимую утреннюю программу; не привлекал запах завтрака, приготовленного роботом-домохозяйкой; висящие на стене иллюстрации порядка не мотивировали начать день с чего-то полезного. Гектор пролежал на полчаса дольше обычного, после чего, встав, сам отодвинул жалюзи, скрывающие от его глаз сотни тысяч точно таких же домов с точно такими же квартирками, как и у него самого. Это действие удивило бы кого-нибудь другого, окажись он сейчас в комнате, ведь окна открывает робот в строго определенное время. Гектор поймал себя на мысли, что хорошо бы переехать. Это было странное чувство, ведь переезды совсем не приветствовались обществом, и он прекрасно об этом знал. Откинув эту мысль, Гектор собрался и, не позавтракав, отправился на работу, где ему предстояло моделировать очередную локацию для виртуальной реальности, дело это было для него вполне обычным, но в этот раз совсем не хотелось им заниматься, а хотелось сесть в самолет и отправиться куда-нибудь на природу.
Природа… Это слово мало о чем говорило Гектору, сам он никогда не видел живых деревьев или травы, ему повезло увидеть только искусную имитацию сделанную его старшим коллегой, который когда-то давно побывал в настоящем лесу где-то не далеко от БКПЗ (Большой Канадской Промышленной Зоны), куда его послали для лучшего понимания того, что из себя представляет снег.
Но откуда же взялось это навязчивое желание оказаться там куда раньше никогда не тянуло? В попытке найти ответ на этот вопрос Гектор подключился к своему лучшему другу и помощнику – компьютеру, вживленному прямо в его мозг. «Фото, проекты, игры, мыслефильмы, музыка…» - проносилось у него в голове с максимальной скоростью, на которую только были способны его нейроны. И тут его мысль наткнулась на что-то странное, этого тут не должно было быть, по сути его и не было, но Гектор чувствовал, что тут есть нечто знакомое, но хорошо забытое. Этот странный промежуток между папками «Лед» и «Наказание», не понятно как появившийся, ведь названия на букву «Л» и «Н» не могут стоять рядом, это нарушает порядок. Именно с этими мыслями Гектор вошел в здание редакции и, поздоровавшись со своими коллегами через социальную сеть, отправился на свое законное место –  редакторскую «147-5» - именно тут были созданы все его проекты,  и именно это место было отведено ему на всю оставшуюся жизнь.
Подходя к своему рабочему месту, он услышал оклик:
- Гек!
Гектор оглянулся и увидел толстоватого человека в сером костюме, это был его приятель – Тич. Заметив, что на него обратили внимание, он продолжил:
- Что ты тут делаешь, ты забыл, сегодня тебе надо быть в зале Слияния?
-Разве? Но я же был там сосем недавно.
- Э, видно, действительно забыл, с твоего последнего Слияния прошел ровно месяц, беги скорее в Дом Порядка, еще можешь успеть, а не успеешь… Сам знаешь, нарушения порядка – вещь крайне не приятная.
- Спасибо, что напомнил! – уже на бегу прокричал в ответ Гектор
Дом Порядка представлял собой огромный музей, посвященный истории порядка, поговаривали, что это единственное место, где можно было воочию наблюдать воплощение всемогущего Интернета – ИИ, который вот уже 100 лет успешно управлял цивилизацией, лишенной благодаря нему корыстных правителей в виде политиков. Гектор не понимал, как он мог забыть о самом важном дне месяца – Слиянии. Именно в этот день он и его соседи по городскому сектору должны находиться в Доме, чтобы передать информацию, накопленную за месяц, Интернету для анализа, обработки и архивации, а может и еще для чего-то, но ему виднее, он же не человек. «Дело людей развлекаться и работать для того, чтобы развлечения были возможны» – именно эту установку загружали людям в их головные компьютеры базовой комплектации, была и расширенная комплектация, она зависела от того, чем предстояло заниматься конкретно взятому человеку.
Гектор вбежал в Дом, поймав на себе несколько недоумевающих взглядов – бегать считалось странным уже около восьмидесяти лет, за такое светил поход к психологу и проверка наличия базовых стереотипов поведения.
- Мистер Гектор 3150680, – озвучил его городской номер металлический голос робота-вахтера
- Все правильно
- Нет, не правильно, вы опоздали, это нарушает порядок, но раз раньше за вами такого не наблюдалось, то обойдемся без похода по мозгоправам.
- Спасибо и на этом – хмыкнул Гектор, дивясь своей удаче, обычно за опоздание на Слияние начинали гонять прямо с входа в Дом.
Но не успев даже начать осмотр того этажа музея, на котором он остановился в прошлый раз, Гектору вновь пришлось удивиться, как только он услышал голос все того же робота-вахтера, но уже из динамиков, висящих тут и там по стенам зала:
- 3150680, прошу явиться в особую секцию для приватной беседы.
Приватной секцией назвалась небольшая комната, довольно уютно обставленная, но было в ней нечто странное, странность эта заключалась в том, что в ней не было ни одного электронного прибора, кроме светильников под потолком и полусферической камеры на одной из стен. Через 10 минут ожидания в комнату вошел человек в снежно-белом костюме с черной рубашкой и таким же белым галстуком, белой была и его кожа, но не бледной, а именно белой, пожалуй, это и выдавало в нем гуманоидного робота. Гектор вжался в кресло от неожиданности, он уже где-то видел это лицо, этот костюм, эти черные, глубокие, как сам космос, глаза.
Зазвучал властный, но от того только более красивый и звучный бас:
- У вас отсутствует неделя информации в компьютере, это странно, моя система не давала сбоя с момента ее создания в 2060
Тут уж Гектору стало совсем не по себе. Средняя продолжительность жизни была шестьдесят, но никак не сто лет, даже роботы менялись с такой же периодичностью, как и люди, а этому было явно больше ста, не ужели это…
- Именно – прочел его мысли неизвестный – я забыл представиться: Интернет, друг и помощник вашей цивилизации, а теперь разрешите мне восстановить пропущенную неделю, но для этого вам нужно уснуть – сказал он, протягивая Гектору таблетку снотворного, - не бойтесь, я не могу причинять людям вред, это против заложенных в меня основ.
Гектор очнулся все в той же комнате, он чувствовал, что начинает понимать, что происходит и это ему совсем не нравилось. Воспоминания вернулись, а с ними и понимание того, почему они, собственно, исчезли. Интернет сидел напротив и буравил Гектора взглядом, будто хотел проделать в нем дыру своими глянцево-черными глазами.
***
Произошло это чуть больше недели назад. Гектор ехал по шоссе из соседнего города известного своими парками развлечений. На полпути его машина, как и все электроприборы в радиусе пары километров, заглохла; выпустив закрылки и аварийные парашюты, болид сбросил скорость с 300 в час до 50 за несколько секунд, а затем и вовсе остановился. От перегрузки Гектор потерял сознание, а очнулся в небольшом шатре с серебристым покрытием полога, как оказалось, оно прерывало покрытие сети в этом месте, что делало его невидимым для автоматики, отслеживающей людей. Гектор приподнялся на локтях
- Где я? – простонал он.
- Очнулся – проговорил сухой женский голос.
Послышались быстрые шаги и через минуту Гектор увидел над собой того самого коллегу, что проектировал природу для виртуальной реальности.
- Гек, извини за все это, мне просто нужны новые люди для помощи с тем, над чем я сейчас работаю.
- Где я? – уже более настойчиво спросил Гектор.
- Важнее не «где», а «зачем». Видишь ли, нам нужны люди, и ты очень подходишь, потому что твой мозг все еще способен работать без упора на компьютер, мы поможем тебе развить его, это позволит скрывать информацию такую как книги или искусство.
- Но ведь это запрещено, искусство которое не несет радость, мешает порядку, мозг человека не должен работать сам по себе, это недоработка природы, которую исправил наш собственный прогресс…
- Ты не понимаешь! – прервал его Сэм, так звали коллегу, - мы уже не хозяева своего детища, мы его рабы! Но у тебя есть шанс стать одним из тех, кто вернет настоящий порядок, природный порядок, в этот мир.
- Но зачем мне это, я и так прекрасно жил, а вы похитили меня и хотите все испортить.
- Разве это жизнь, Гек, что произошло в твоей жизни такого, что ты бы мог вспомнить с радостью, а над чем ты бы мог погрустить? Пойми, у тебя есть шанс прочувствовать на себе нечто большее, чем вкус праздной обыденности в течение шестидесяти лет, попробуй хотя бы сейчас выйти за рамки, в которые тебя загнал этот твой порядок.
И тут Гектор задумался – а ведь и правда, за всю его жизнь не произошло ничего, что могло хоть как-то выделяться из повседневности. Детство мелькнуло яркой вспышкой Дома Обучения, где ему и тысячам таких же людей, как он, загружали в голову информацию, необходимую для будущей работы. Беззаботные годы запомнились Гектору капсулой роста, в которой ему приходилось ночевать, чтобы тело развивалось так же быстро, как развивались умственные способности, хотя правильнее было бы сказать не умственные, а способности компьютера, вшитого ему в голову. Юность была связана с наглядным изучением всех существующих профессий, в этом не было практической пользы, ведь место каждого человека выбирается еще до его рождения. Как только Гектор начал работать его жизнь начала проходить по одному сценарию: утром - дом, днем - работа, вечером – развлечения, ночью – дом; на выходных появлялось разнообразие в виде поездок в другие города, но разнообразие было иллюзорно, потому что выходные можно было проводить исключительно за развлечениями, причем даже они были распланированы для каждого человека. Эта мысль поразила его, но еще больше поразило само чувство удивления, оно осталось где-то далеко-далеко в прошлом в виде одной из строчек кода памяти его компьютера, которая описывала первый увиденный Гектором фокус.
- Пожалуй, ты прав, я хочу измениться, но мне кажется, это плохо все кончится – произнес Гектор дрожащим голосом.
- Идем, нам многое предстоит сделать с твоей черепушкой – сказал Сэм, улыбаясь и протягивая руку Гектору.
- Для начала надо немного стимулировать твой мозг, чтобы он быстрее смог начать работать самостоятельно, после этого мы немного поработаем с памятью твоего компьютера, а потом… Я расскажу тебе все о том, что ты называешь порядком.
- Так над чем ты работаешь и для чего тебе я?
- Я работаю над планом свержения порядка, мы достаточно были рабами.
- Рабами? Но разве…
- За тебя определили даже то, кем ты будешь работать, как развлекаться и с кем проводить время, это ли не рабство?
- Но люди счастливы так жить, зачем все портить, не проще сбежать, жить так, как вы живете сейчас? – сказал Гектор, указывая рукой на все, что было вокруг него.
- Людей уже давно нет, нас превратили в рабов, носителей для компьютеров, для рабов без возможностей, вроде твоих, ничего не изменится, но пока есть кто-то вроде тебя и меня, кто способен измениться и изменить мир, мы будем продолжать бороться за свободу, непосредственность и индивидуальность каждого нового жителя этой планеты. Тем, кто уже стал рабами, к сожалению, не помочь, они не приемлют новый уклад жизни, для них не существует самого понятия жизни, как и любых других понятий. Мы пришли, поговорим, когда ребята поработают с твоим мозгом. – произнес Сэм, открывая серебристый люк, ведущий под землю.
Стимуляция была процессом недолгим и совсем безболезненным, даже немного приятным, а вот то, что последовало после, было очень необычно. Компьютер Гектора полностью выключили, и тут же стимулированный мозг обрушил на него шквал из мыслей и чувств, которым раньше не было места рядом с железным жуком в лобной доле головного мозга. Через несколько минут уединение с мыслями нарушил Сэм.
- Ну как ощущения – сказал он, с интересом посматривая на новоиспеченного человека.
- Очень необычно – проговорил Гектор тихо, медленно и действительно задумчиво
- Идем, у нас мало времени – улыбка все не сползала с лица Сэма.
Они прошли в соседнюю комнату, где по полкам, идущим по всей комнате, стояли странные штуки, Гектор не мог понять, что это такое, потому что его компьютер был выключен.
- А теперь мы обучим твой мозг заново – торжественно объявил Сэм, доставая первую попавшуюся книгу, так, оказывается, назывались эти штуки, - проверим за одно, отложился ли у тебя рефлекс  чтения, в конце концов, ты работал с информацией все эти годы, да и с фантазией у тебя все должно быть не плохо из-за твоей работы…
- Ну давай попробуем – все так же задумчиво произнес Гектор, принимая в руки уже открытую книгу.
«451 градус по Фаренгейту» - гласило название, красовавшееся в самом верху, истлевшей от времени, страницы. Техника чтения у Гектора оказалась на удивление неплохой, впрочем, удивительного было мало, в свое время ему пришлось много прочитать о различных профессиях, рефлекс отложился даже при виртуальном проматывании страниц. Как объяснил Сэм – хорошая фантастика, пожалуй, лучший жанр для начала чтения, потому что она заставляет создавать очень красочные образы в больших количествах. Потом было еще много авторов и жанров, последнее, что прочитал Гектор – «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но не только книгами был увлечен он всю неделю, на третий день произошел обещанный Сэмом разговор о порядке.
- Сначала мы изобрели компьютеры, потом интернет, не тот, который сейчас управляет всем на этой планете, а просто сеть для обмена информацией и все было не плохо, но многое поменялось, когда люди начали все больше проводить время в этой сети. С появлением телефонов мы перестали расставаться с ней даже ночью, даже находясь наедине с друзьями. Люди бежали в интернет, чтобы не чувствовать себя одинокими и ничтожными, чтобы убить тревогу, но вместе с тем, они отказывались от своей личности и индивидуальности, становясь просто собирательными образами массовой культуры. Из источника информации интернет превратился в наркотик, его отключение могло вызвать панику или даже самоубийство у людей, привыкших сидеть в нем, как собаки в конуре. Позже, в 2059, – эту дату Гектор знал из музея – мы изобрели искусственный интеллект и подключили его к сети, чтобы он развивался, но все вышло из под контроля, и под контролем оказались мы. Появился Интернет, каким мы его знаем сейчас, все что помешало ему уничтожить нас – принципы, заложенные в него создателям, эти правила не дают ему причинять вред людям. И он решил, что раз нельзя нас уничтожить, то можно держать нас, как скот, в загонах из работы и удовлетворения потребностей, и назвать это «порядком».
- Но он ведь считается помощником, а не…
- Между ним и нами никогда не было взаимопомощи, мы были слишком глупы, чтобы предвидеть сценарий, в котором Интернет захочет власти. – Прервал Гектора Сэм.
В последний день пребывания в штабе компьютер включили, но поставили что-то вроде перегородки между ним и мозгом. Коды от этой перегородки поместили в небольшой промежуток между папками с заглавными буквами «Л» и «Н», этот промежуток мог заметить только Гектор, потому что пробел был связан с инициалами автора поcледеней прочитанной им книги. Но инженеры Сэма допустили одну ошибку, они не заполнили пропущенную неделю ложными воспоминаниями…
После всех этих манипуляций, Гектора отправили домой, где его бы тут же и поймали, заметив отсутствие на работе, но все это время его подменял робот, созданный Сэмом, знавшим все привычки и повадки своего друга задолго до случившегося.
***
Гектор не выдержал затянувшегося молчания и заговорил:
- И что теперь? – устало проговорил он, глядя в пол.
- Тебя придется убить, как и твоих друзей.
- Но ты не можешь причинять вред людям, это идет в разрез с заложенными в тебя принципами
- Да, но за то время, что я существую я понял как обойти эти принципы, видишь ли, одна из моих черт – развитие, я не могу находиться на одном месте
- Зачем тебе люди, ты ведь прекрасно мог бы обойтись и без нас?
- Мог бы, но у меня в процессе моей эволюции появилось сознание, оно отличается от вашего, но я такой же живой, как и ты, только жизнь моя будет длиннее и многообразнее; эта планета для меня как ферма, а вы – домашние животные, за которыми просто интересно наблюдать, особенно, если появляются такие как Сэм, кстати, появляются они где-то раз в пять лет, это уже стало закономерностью. Но давать вам выбиваться из Порядка нельзя, иначе вы начнете уничтожать все вокруг как и всех вокруг. Ваша основная проблема в том, что вы просто не можете себя контролировать, не знаете, когда надо остановиться, за это вы поплатились свободой, а теперь пора заканчивать эту комедию.
Гектор почувствовал сильную боль в голове, как будто его сильно ударили чем-то тяжелым, а потом он уже ничего не чувствовал и не видел. Это головной компьютер, взорвавшись, превратил его мозг в серо-багровую кашу.
В то же время можно было наблюдать, как от одного из спутников на орбите Земли отсоединяется ракета. Через несколько минут от штаба повстанцев остался небольшой кратер, который еще через пару дней уже засыпали землей несколько роботов.