Главное уметь учиться

Лина Гаврилова
Бывший главный редактор «Огонька», которого многие считают одним из виновников развала СССР, пришел в эфир Радио «Комсомольская правда», чтобы рассказать всю правду
Виталий Алексеевич Коротич (укр. Віталій Олексійович Коротич; род. 1936) — советский поэт и прозаик, публицист, журналист, сценарист. Общественный деятель.

На месте Горбачева должен был быть человек типа Де Голля, Черчилля, может быть – Сталина. С таким замахом, но без сталинских людоедских черт.
- Были ли возможности при Горбачеве сохранить Союз?

- Были. Мне Горбачев рассказывал, что Ельцин ему сказал: я поеду в Беловежскую Пущу и отговорю Кравчука от самостийности, ладно?

Когда Горбачев вернулся из Фороса, сходил по трапу в курточке не лидер страны, отпускник. Я говорил: Михаил Сергеевич, а нельзя было выйти с прямой спиной, сказать, мол, спасибо Борис Николаевич, вы хорошо все провернули, а теперь - все по местам! И Кантемировскую дивизию на один день – патрулировать Москву.

- Вы были за ГКЧП?

- Нет. Я был за Горбачева. И нельзя было сдавать страну после ГКЧП. Надо было ему приехать и показать, что в лавке есть хозяин.

- Но показал Ельцин?

- Как он показал? Он не знал, что делать.

- Ельцин Горбачеву сказал: теперь подписываю указ о роспуске КПСС.

- Борис Николаевич многое говорил... Он так же распускал 4-е Управление Минздрава, с привилегиями боролся. Но потом сделал их еще больше. Это - одна из причин, почему я согласился поехать преподавать в США…

- Сбежали с тонущего корабля?

- Он не был тонущим. На корабле сменился капитан. Корабль развалился в декабре 1991 года.
«Возвращаться и поддакивать Ельцину не хотел»

Я понимал, что все рушится, и Бориса Николаевича знал хорошо - я был в Региональной группе депутатов. Ельцин мне говорил: мы, Белоруссия, Казахстан, Украина и Россия, возьмем - и всех нахлебников сбросим! И будет у нас такая страна!

А дальше как? Нельзя сильно пьющим людям становиться лидерами государства.
 У Горбачева был серьезный недостаток. Он не любил людей, которые умнее и интереснее, чем он. Когда-то я взял интервью у Рональда Рейгана. В конце беседы я сказал: господин президент, вы в течение жизни стали лидером США, звездой, богатым человеком. Вы осуществили все американские мечты. Вы счастливы?

Он подумал и ответил: я никогда не ломал себя. Все, чего я достиг - я делал, оставаясь самим собой.

Горбачев постоянно ломал себя. Когда я ему сказал: приехали бы, вывели после ГКЧП на два дня патрули на улицы, навели порядок. И уже после ГКЧП дальше шли бы с новыми людьми. Он: ты что! Знаешь, какая кровь могла пролиться!

Он был хороший человек, хороший семьянин. Но не того масштаба, который нужен был для перестройки такого размаха.

Мы не отработали способы. Китайцы – да. Мы нетерпеливы. Китайцы живут масштабами истории, тысячелетий. А нам нужно все сегодня к вечеру. Ну ничего, уроки мы приобрели. И все, что мы ломали в себе, то, что мы сокрушали вокруг себя, так или иначе учит и нас, и наших детей.

Главное – уметь учиться.

- Можно ли вернуть СССР?

- Ни в коем случае. Необходимо содружество наций. России надо спокойно отнестись к тому, что она стала одной из стран Европы и Азии. Осевой страной. Нужна конфедерация, в которой все страны ощутят, что их уважают... 2017 0706