Статья о творчестве Ыбырай Алтынсарина

Валерий Орлов-Корф
             Ыбырай Алтынсарин (1841 -1889) – казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель.
Ыбырай Алтынсарин родился 20 октября 1841года в Тургайской области, Российской империи. Он является автором казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автором басен и рассказов, а также переводов Л.Н.Толстого, И.А.Крылова. Ыбырай Алтынсарин создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.
Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия, Балгожи Жанбуршина. В 1850году был определен в школу – интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил ее в 1857 году с золотой медалью. Затем в течении трех лет работал писарем у управляющего узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии. Он также работал переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, где ему было поручено работать учителем русского языка. В 1864 году он открыл первую народную школу. С 1879 года и до конца жизни он являлся инспектором казахских школ в Тургайской области.
Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Он открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян, учительскую школу в Троицке.
Алтынсарину был присвоен чин статского советника. Некоторое время он работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника.
В 1883году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский уезд). Недалеко от города Кустаная, на реке Тобол он построил дом, где жил и работал до самой смерти (17 июля 1889года).
Наряду с общественной работой Алтынсарин много времени уделял литературному труду. Его произведения учат людей быть справедливыми и честными.
Сказке Алтынсарин уделял особое значение. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. В понимании писателя, народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, который, иногда, переходит в реальность. Вот одна из его сказок – «Золотой Чуб», в которой зло наказано, сын находит отца, и все заканчивается счастливо. Это бытовая сказка, построена на материале жизни людей. В сказке «Золотой Чуб» о хане и его двух женах, хан уезжает и спрашивает жен, какой подарок они приготовят ему к его приезду. Старшая жена обещает построить золотой дворец, а младшая – родить мальчика и девочку. Так и произошло, но старшая жена позавидовала младшей и всеми способами старалась погубить детей и оклеветать младшую жену. Вначале ей это удается, но впоследствии справедливость восторжествовала. Вот как об этом пишет Алтынсарин: «Отец и сын, узнав дуг друга, обнялись и заплакали. Когда хан вместе с сыном вернулся в свой аул, он приказал старшую жену и старуху колдунью казнить. Затем велел найти младшую жену, которую когда-то прогнал. Вскоре приехала сестра Золотого Чуба. Когда собрались все вместе, устроили пир, конские скачки, Золотой Чуб стал ханом. И все стали счастливо жить, и желания их исполнялись».
Алтынсарин считал, что задача писателя – разжечь воображение читателя, поведать ему то, чего он сам не узнает и не выдумает, порадовать его своей фантазией.