Сценарий капустника 1997 г

Аркадий Кузнецов 2
         МОСКВА - 8 1/2, или НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ
             (по мотивам фильмов Ф.Феллини и Э.Рязанова)
    Посвящается 850-летию Москвы и 10-летию объединения "Искатель".

                Пролог.

   Венеция. Карнавал. Площадь святого Марка. На помосте уличный музыкант играет популярные неаполитанские песни. Через площадь проходит съёмочная группа во главе с режиссёром. Все - в масках м костюмах. Рядом - репортёр.
   Репортёр: Что вы ещё нам готовите?
   Режиссёр: Ещё один фильм без каких-либо надежд. "Москва - восемь с половиной".
   Репортёр: Вы будете снимать в Москве?
   Режиссёр: Я думаю, что все знают, что я готов снимать во всех частях земного шара. Почему в Москве? Дело в том, что в этом году ей - восемь с половиной тысяч лет, кажется...
   Репортёр: Всё ясно, я знаю вашу любовь к этой цифре.
   Прима (режиссёру): Гвидо, но я ещё не знаю своей роли!
   Один из актёров: И вообще, что мы знаем о России?
   Другой: Кремль, Красная площадь...
   Первый: Социализм, коммунизм...
   Второй: Ленин, Сталин...
   Пожилая актриса: Очень холодно и очень бедно!
   Прима: Вообще-то моя прабабушка русского происхождения и владела в Москве сокровищами...Но я так мало знаю об этом!
  (Уходят. Появляются двое искателей кладов)
   Первый: Буонджорно, Антонио! Какими судьбами?
   Второй: Буонджорно, Джузеппе! Искатели кладов не дремлют! Карнавал, карнавал - это место, где завязываются знакомства и обдумываются планы!
   Джузеппе: И ты здесь, дружище! Ещё не разбогател?
   Антонио: Когда я разбогатею, я организую всемирный клуб кладоискателей! И, кажется, это время близко!
   Джузеппе: Да ну?
   Антонио: Только между нами!  Два дня назад я нашёл здесь обрывок страницы какой-то книги! Я понял, что написано по-русски и разобрал слово "Москва". На всякий случай я съездил на родину - тут близко- к единственной знакомой, знающей русский язык.
   Джузеппе: Но кто же это?
   Антонио: Моя школьная библиотекарша. Она была в России ещё в семьдесят четвёртом году в составе профсоюзной делегации и встречалась с этим... ну, лидером, который с ней целовался...
   Джузеппе: А я и не знал, что у твоих знакомых были такие романы!
   Антонио: А ещё тогда там шёл фильм про итальянцев в России. Тоже клад искали...
   Джузеппе: И нашли?
   Антонио: Разве это нам важно? Нам важно другое.Синьора маэстра перевела текст. Там написано: "Москва, восемь с половиной, Юрий, сокровища".
   Джузеппе: Сокровища!
   Антонио: Это шифр! А ключ надо подобрать в Москве! Юрий - это человек, который должен про них знать, а вот что такое восемь с половиной? Время? Расстояние?
   Джузеппе: Разберёмся! Едем в Россию!
   Антонио: А что мы знаем о России?
   Джузеппе: Кремль, Красная площадь...
   Антонио: Социализм, коммунизм, Ленин, Сталин...
   Вместе: Очень холодно и очень бедно!
   Антонио: Ничего, нам не привыкать, коллега! Только лучше всего на всякий случай пристать к организованной группе...
      (Возвращается съёмочная группа)
   Репортёр: Значит, вы скоро едете в Москву? А все ли актёры у вас набраны?
   Режиссёр: Нет, мне ещё нужны... два старичка...
       (Кладоискатели выбегают к режиссёру)
   Антонио: Мы здесь, синьор Гвидо!
   Пожилая актриса: Это... старички?
   Джузеппе: В некотором смысле, синьора, в некотором смысле, мы - матёрые старички.
   Антонио: Если кто-то докажет,что мы - старушки, то пусть от Италии отделится Падания, потонет Венеция и моя жена родит ещё одну девочку!
   Режиссёр: В них что-то есть... Мистические персонажи... Я согласен!
   Кладоискатели: Грацио, синьор Гвидо!
   Антонио: А как будет называться фильм?
   Прима: "Москва - восемь с половиной!"
   Джузеппе: Восемь с половиной!
   Оба: Мама миа! Эта судьба! (Поют)
              Уно, уно, уно, ун моменто,
              Сакраменто, сакраменто!
         В Москву! В Москву!
           (Звучит песня О.Газманова "Москва")
                Основное действие.
      Московская гостиница. В холл выходят кладоискатели.Антонио насвистывает: "Соно итальяно".
    Джузеппе: Ну как, ты освоился?
   Антонио: Как не освоиться! Тут по телевизору всё, как у нас! Шоу, игры, деньги делают...
   Джузеппе: Вчера включил - двойники: Ленин и Сталин. Ну совсем как у нас!
   Антонио: Ну, не совсем как у нас. У нас всюду серп и молот коммунисты на стенах рисуют, а здесь ничего не видно - видимо, некогда рисовать, чем-то заняты.
           (Выходит съёмочная группа)
   Режиссёр: Синьоры, как вам Москва?
   Прима: Очаровательно! Я совсем чувствую себя тут как дома. Если бы ещё знать, где тут мои сокровища...
   Антонио (Джузеппе): Она сказала "сокровища"!
   Режиссёр: Так-то оно так, Клаудия, но у нас отсутствуют проблемные идеи.Но надо снимать. Сегодня ищем площадку. Идём искать!
       (Вся группа направляется на выход)
   Джузеппе: Давай поделимся своим секретом с примой. Меня мама всегда учила говорить правду!
           (Оба идут наперерез приме)
   Антонио: Стойте, синьора! Ун моменто, пройдёмте в сторону!
   Джузеппе: Скажите, что вы знаете о сокровищах в Москве?
   Прима: О сокровищах моей прабабушки? Абсолютно ничего!
   Джузеппе: Если мы найдём сокровища, так уж и быть, поделимся по-джентльменски! Ваша - третья часть!
   Прима: Я, вообще-то, ничего не понимаю, но почему третья?
   Антонио: Вы не ищете эти сокровища! Только не проговоритесь, иначе не получите и этого!
   Джузеппе: А кстати, кто такой Юрий?
   Прима: Я... не знаю никакого Юрия. Шантажисты!
                (Проходит к дверям)
   Антонио: От неё ничего не добьёшься. Придётся нам самим искать Юрия.Надейся на меня - я мозг.
   Джузеппе: О да, ты единственный ребёнок в семье.
   Антонио:  Труппа - в одну сторону, мы - в другую. Пиано, пианиссимо!
                -----
     Кладоискатели идут по одной из центральных улиц Москвы.
   Джузеппе: Какие мощные дома! Какие широкие улицы!
   Антонио: А ты думал, что?
   Джузеппе: Ну прямо Рим! Холмы, церкви...
   Антонио (достаёт из кармана разговорник): Так, так... "Рим возник не в один день" - как это звучит по-русски? "Москва не сразу строилась".
        (К итальянцам подходит рекламный агент)
   Агент: Добрый день! Вам предлагается бесплатная отвёртка от нашей фирмы!
   Джузеппе: Что он говорит?
   Антонио: Предлагает отвёртку! Может быть, это нам поможет?
   Агент: Скажите, вы женаты?
   Антонио: Да.
   Агент: Для вашей жены - также расчёску, набор для завивки, бритву... То есть бритву - для вас...
   Антонио: Спасибо, синьор. Нам нужна только эта... отвёртка...
   Агент: Отвёртка - только со всем набором! Остальное - за полную стоимость.
   Атонио: Сколько это стоит?
   Агент:Пятьсот долларов.
   Джузеппе: Мама миа! Это нам - на всё проживание! (Идут прочь)
   Агент: Господа, я приглашаю вас на презентацию...
   Джузеппе: Как будто нам нечего делать! У нас дела поважнее!
   Антонио: Еле отвязались!
        К итальянцам подходит худенький молодой человек)
   Молодой человек: Здравствуйте! Наша церковь призывает вас достойно приготовиться к концу света! Возьмите нашу молитву...
   Антонио: Он говорит о конце света!
   Джузеппе: Это ещё за что?
   Молодой человек: Покайтесь, приходите к нам в воскресенье в общину...
   Джузеппе (Антонио): Да объясни ты ему, что мы - правоверные католики!
   Антонио: Скажите, а как пройти к католическому храму?
      (Молодой человек мгновенно исчезает. На его место подходит, пошатываясь, невзрачный тип)
   Джузеппе: Этому ещё что надо?
   Тип: Парень, постой, дай мне, сколько можешь, у меня нет денег на дорогу...
   Антонио: Он простит денег! (Достаёт доллар)
   Тип: Тьфу, чёрт, ему говорят - деньги на дорогу, а он вон чего даёт. Козёл! (Уходит)
   Джузеппе: Это, наверное, цыган! Как в Риме...
   Антонио: Что за странные люди эти русские! Один за другим с нами знакомятся непонятно зачем...
   Джузеппе: Широта русской души!
   Антонио: Широта широтой, но мы ведь ищем Юрия!
   Джузеппе: Давай прогуляемся по улицам, посмотрим на объявления и афиши! Вдруг найдём!
   (Идут по Москве. Звучит песня группы "Любэ" "Улочки московские")
                -----
       У входа в гостиницу собирается съёмочная группа.
   Актёр: Синьор Гвидо, что же это такое? Ведь мы вчера нашли такую площадку!
   Прима: Да, с видом на высотное здание!
   Пожилая актриса: Как там за одну ночь могли появиться гаражи?
   Режиссёр: Да, не то, не то. Нет идеи...
   Пожилая актриса: А куда девались наши старички?
   Режиссёр: Да вот же они! Показывает на кладоискателей)
   Антонио: Синьор режиссёр, мы очень просим вас: отпустите нас сегодня в театр!
   Джузеппе: Да,мы хотим повысить своё актёрское мастерство!
   Режиссёр: В московский театр? Ну, идите, идите! Всё равно с фильмом ничего ещё не ясно!
                -----
      Театральная площадь.
   Джузеппе: Антонио, ты точно знаешь, что Юрий - главный режиссёр театра?
   Антонио: Точно! И даже - бывший министр!
   Джузеппе: Сколько он должен знать разных секретов! Главное - бывший!  Почему бы ему не пойти нам навстречу?
                (Входят в Малый театр)
   Антонио: Как бы здесь найти главного?
   Смотритель: Главный - да вот он. У вас к нему дело?
   Джузеппе: Буонасера, маэстро, мы - итальянские  артисты! Мы знаем, что вас зовут Юрий...
   Антонио: Не знаете ли вы про некие сокровища в Москве?
   Главный режиссёр (смутившись) : Как бы им ответить?
                Мне и так
                Своих хлопот довольно. Вот ещё!
   Антонио: Мы хотели поинтересоваться...
   Главный режиссёр: Кто ж вам мешает? Милости прошу.
   Джузеппе: Может быть, вы нам помогли бы немного про них узнать, вы же даже были министром...
   Главный режиссёр: В одном лишь только я не обманусь:
                Когда меж тем, что бело иль черно,
                Избрать я должен - я не обманусь.
                Тут мудрости не нужно, гости, тут
                По совести приходится лишь делать.
   Антонио: Извините, маэстро, мы не хотели вам мешать...
   Главный режиссёр: Ну, так вот.
                От нынешнего дня
                Я буду царь. Советы все и думы
                Я слушать рад, но только слушать их -
                Не слушаться!
                Это я, коллеги, повторяю роль."Царь Фёдор Иоаннович". Скоро начнётся спектакль, извините, я должен готовиться...
   Кладоискатели: Всего вам доброго, ариведерчи!
                -----
      Вновь - вход я гостиницу. К нему сходятся растерянные актёры во главе с режиссёром.
   Пожилая актриса: О мадонна!  Сколько же можно! Подумать только - торговый павильон!
   Антонио(появляется рядом): Какой павильон?
   Актёр: Старички всё гуляют и не знают, как мы тут отдуваемся...
   Другой актёр: Ищем площадку, вчера опять нашли - беллиссимо! С видом на весь центр города и Кремль...
   Пожилая актриса: Сегодня приходим - а там строят...торговый павильон! Там же такой вид... и деревья... и цветочки...
   Режиссёр: Ничего, будем ещё искать. Хотя нет идеи, нет идеи...
   Антонио:  Ищите, а мы пока погуляем!
   Режиссёр: Мне нечего сказать, но я хочу сказать всё равно...
  (Съёмочная группа уходит в одну сторону, кладоискатели - в другую)
   Джузеппе: Знаешь что? Есть ещё Юрий - в цирке.
   Антонио: Я предлагаю продолжить нашу культурную программу!
   Джузеппе:  Итак, вновь час икс...
   Антонио: Восемь с половиной!
                -----
  Звучит цирковой марш. Переливается огнями арена. Парад-алле.
   < Эта сцена осталась недописанной и несыгранной. В разгар подготовки сценария ушёл из жизни Юрий Владимирович Никулин.>
                -----
      Кладоискатели стоят на Тверской.
   Антонио: Попробуем пойти ва-банк! Мы можем обратиться ещё к одному Юрию. Это - главный человек в городе.
   Джузеппе: А примет он нас?
   Антонио: Посмотрим! Видишь красное здание? Нам надо туда.
   Джузеппе: Так выясним, может ли нас принять мэр.
 (Идут к мэрии. Звучит песня "По Тверской и Неглинной". У ворот мэрии итальянцев догоняет автомобиль. Из него выходит мэр. Кладоискатели устремляются навстречу)
   Антонио: Буонасэра, синьор!
   Мэр: А, итальянские туристы! Экспансивная нация! Здравствуйте! Вам нравится Москва?
   Джузеппе: Конечно!
   Мэр: А что больше всего нравится?
   Антонио: О, Кремль...
   Мэр: А правда, что наше здание мэрии красивее, чем Кремль?
   Антонио: Может быть... А вы не знаете ничего о сокровищах? Что-то там восемь с половиной... или в восемь с половиной...
   Мэр: Да, у меня в восемь с половиной - открытие нового пешеходного моста... спешу... А что,сокровища? Какие? Мы можем подарить их Севастополю! Проходите! (Ведёт гостей в здание)
   Джузеппе(сокрушённо): И этот Юрий не знает!
   Антонио: К сожалению, эти сокровища не у нас... Мы не знаем, где они...
   Мэр: А не хотите ли на концерт? Я, к сожалению, не могу вам дать послушать вашего Адриано.
   Джузеппе: О, Челентано!
   Мэр: Но у нас сегодня для сотрудников мэрии поёт наш Адриан. (Садятся в зале)
   Адриан(поёт): Славная моя, грешная моя,
                Зимняя моя, вешняя моя -
                Край родной, земля светлая,
                Чудо ты моё несусветное!
                Вялая моя, шумная моя,
                Глупая моя, умная моя,
                Как же ты меня заворожила,
                Чудо ты моё  невозможное!
                Днём и ночью, утром и вечером
                Сердце полнится песней вечною,
                В стужу лютую, в полудённый зной -
                О моей любви, о стране родной.
                Красная моя, белая моя,
                Правая моя, левая моя -
                Сколько ж нам судьбу перекручивать,
                Чудо ты  моё невезучее!
                Тихая моя, громкая моя,
                Стойкая моя, ломкая моя,
                Мы с тобой судьбой общей связаны,
                Чудо ты родное, прекрасное!
                (Все  аплодируют Адриану)
   Антонио: Большое спасибо, синьор мэр, - у нас тоже свои дела.(Заглядывает в разговорник) Всего наилучшего!
   Мэр: И я передаю наилучшие пожелания гостям из прекрасной Италии, Которых так интересует наша Москва! Ариведерчи.
   Кладоискатели: Ариведерчи.
         (Идут по улице. Звучит песня(стихи А.Фатьянова)
           Над Москвой-рекой звёзды светятся,
           Хорошо с тобой нынче встретиться.
           Я б тебе сказал слово нежное,
           Шли бы площадью мы Манежною.
   Антонио: Здесь уже думают, что нас интересует Москва, а не сокровища!
   Джузеппе: А, может быть, махнём на них рукой? Снимемся в фильме. Всё-таки тоже хорошо.
   Антонио: Размазня! Нельзя терять надежды.
   Джузеппе: А вот,кстати, и наш Гвидо.
      (Появляется съёмочная группа, растерянно бредущая навстречу кладоискателям)
   Старая актриса: Это возмутительно! Найти такое хорошее место - на реке у памятника! О, мадонна!
   Актёр: О да, Пьетро Гранде...
   Антонио: Чао! Что случилось?
   Режиссёр: Нас, вероятно, приняли за террористов и перетряхнули всю нашу экипировку и аппаратуру...
   Актёр: Вот видите, маэстро, у нас по-прежнему ничего не получается с проблемной идеей...
             (Навстречу идёт супруга режиссёра)
   Супруга режиссёра: Возможно ли! Гвидо! Я не вытерпела и прилетела за тобой в Москву. Я волнуюсь за тебя - как ты в незнакомом городе, да ещё с молодой пассией... Я вижу, у тебя ничего не получается.
   Режиссёр: Нет идеи, Луиза... Нет идеи...
   Супруга: Гвидо, брось всё, поедем обратно! Ты успокоишься.
   Режиссёр: Но мне хочется снимать...
   Прима (Джузеппе и Антонио): Ну, как дела у  искателей кладов?
   Джузеппе: Пока никак. Антонио, придумай, где ещё искать! Ты же мозг.
   Антонио: Я узнал, что есть ещё один Юрий... Знаете, такой колдун...
   Джузеппе: Колдун? Колдунов нам ещё не хватало! Намаялись.
   Антонио: Позвоню-ка я в Рим, узнаю, кого родила моя супруга!
   Джузеппе: Это для тебя важнее всего?
   Прима: Не ссорьтесь, синьоры, посмотрите лучше вокруг! Как красиво!
  (Звучит песня С.Никитина "Окликни улицы Москвы)
   Режиссёр: Синьоры, а, может быть, нам лучше просто изучить этот город? Ведь мы так мало ещё о нём узнали! А фильм... да так ли он нужен!
    (Навстречу итальянцам идёт группа ребят из отряда "Искатель" с руководителем)
   Антонио: Смотрите, группа рагацци! Может быть, спросим у синьора маэстро про Кремль? (Обращается к руководителю и ребятам) Добрый день! СКажите, почему Кремль чем-то похож на наши итальянские кастелли? Это интересует всю нашу группу.
   Руководитель: Так вы из Италии? Очень приятно. Всё очень просто...
   Один из ребят: Кремль строили итальянцы... как их зовут...
   Руководитель: Фиораванти и Солярио.
   Антонио: Мама миа! А мы таких и не знаем! (Соотечественникам) Мыслимое ли дело - Кремль строили итальянцы!
   Прима: Спросите, что это за рагацци?
   Руководитель: Рагацци... группо сторико.
   Девочка: Отряд "Искатель".
   Антонио: О, мы тоже искатели! А вы говорите по-итальянски?
   Руководитель: Немного, я был в Италии. Грацио, прего, дестра, синистра, диритто, диритто - тутто капито?
   Итальянцы (смеются): Тутто, тутто!
   Мальчик: А что это за листок у них? По-русски написано.
   Руководитель: Точно! А что это за листок у вас?
   Антонио(смущённо) Мы это нашли у себя. Это - о сокровищах в Москве.
   Руководитель: Дайте, я посмотрю. (Показывает листок ребятам)
   Девочка(читает): Москва, восемь с половиной, Юрий, сокровища...
   Антонио и Джузеппе: Сокровища!
   Руководитель: Да вы знаете, что это такое? (Достаёт из портфеля учебник)Это -  учебник "Москвоведение". Вот эта страница. (Читает)
 "Москва - столица России. История города насчитывает восемь с половиной веков, прошедших с того, как князь Юрий Долгорукий заложил здесь крепость. В Москве сохранились бесценные сокровища - памятники истории  и культуры". У вас ведь обрывок страницы...
   Антонио: Обрывок! Князь Юрий! Памятники!
   Руководитель: Что с вами?
   Антонио: А мы думали -здесь сказано о драгоценностях! Пусть теперь моя жена рожает девочку!
   Джузеппе: Да ты же уже сам отчаялся найти сокровища! КАк-нибудь переживём! Зато мы узнали так много о Москве!
   Руководитель: Да это совсем не много! Хотите экскурсию для вашей группы?
   Антонио: Конечно, хотим! Эскурсиа!
   Прима: Эскурсиа! Бене, бене!
   Режиссёр: Это будет очень хорошо! Беллиссимо!
   Антонио: У нас в Италии есть поговорка: "Тот, кто нашёл друга, тот нашёл клад". Вы и мы - настоящие искатели!
   Режиссёр: Идёмте! И ещё лучше узнаем этот город!
    (Все радостно беседуют, двигаясь к Кремлю)
   Актёр: Оператор! Снимай!
      Застрекотали моторы - и фильм наконец-то пошёл! Звучит финал из фильма "8 1/2". Ребята из "Искателя", режиссёр, его супруга, прима, другие актёры, Джузеппе и Антонио - все танцуют, взявшись за руки.