Биографии
Орлов Д. А. – начальник Нижне-Амурского пароходства
Орлов Дмитрий Архипович (6 февраля 1909 – ?) – начальник Нижне-Амурского пароходства в 1938-1945 гг.
ОРЛОВ Дмитрий Архипович родился 6 февраля 1909 года в станице Нижий Чир (Нижне-Чирская) ныне Суровикинского района Волгоградской области в семье рабочего. Здесь закончил среднюю школу, в 1925 году в школе вступил в комсомол. Летом 1927 года уехал в Симферополь работать на дерево-отделочной фабрике им. С. Халтурина. В 1928-1030 годах служил в армии, сначала в Ленинграде, а затем в Севастополе. Стал членом ВКП (б) в 1930 году.
После демобилизации поступил на морской факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ). В январе 1933 года по партийной мобилизации был направлен учиться на водный факультет Военно-транспортной академии РККА.
Закончив учебу и получив звание военного инженера водных путей сообщения, был назначен помощником начальника Военно-транспортной службы Днепровского и Днепро-Бугского бассейнов в г.Киеве.
В мае 1938 года в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) (от 27.05.1938) был направлен, в числе «тысячников» на транспорт – в Народный комиссариат водного транспорта СССР (Наркомвод) и назначен в возрасте 29 лет на должность начальника Нижне-Амурского управления речного пароходства в город Хабаровск. (При этом оставался в кадрах Военно-Морского флота).
В период Великой Отечественной войны 1941-45 годов пароходство выполняло очень много задач, в том числе военного характера. В 1944 году ему было присвоено воинское звание инженера-полковника. В должности начальника Нижне-Амурского речного пароходства он проработал до марта 1945 года. Во время работы в Хабаровске избирался членом Хабаровского горкома и крайкома ВКП (б).
После этого был назначен начальником Центрального военного отдела Народного комиссариата речного флота СССР. Перед советско-японской войной занимался, в частности, организацией железнодорожной переправы через озеро Байкал.
В июне 1945 по совместительству был назначен заместителем начальника Управления водных путей сообщения ЦУ ПВО СО Красной Армии и Наркомречфлота, которое находилось в Берлине (в ведение этого управления в Германии входили реки Висла, Одер, Шпрее, Эльба и средне-германские каналы).
После войны работал в должности начальника Днепровского речного пароходства, в Министерстве речного флота, в Госплане СССР.
В 1964 году Постановлением Совета Министров СССР был назначен советником по экономическим вопросам Посольства СССР в Сомали. Затем два года работал в Государственном комитете Совмина СССР по внешним экономическим связям, главным специалистом по Сомали, Финляндии и другим скандинавским странам. В 1969 году был назначен советником по экономическим вопросам посольства СССР в Центрально-Африканской республике.
В декабре 1973 года получил персональную пенсию союзного значения. С 1974 по 1986 год работал в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, заведующим Сектором смешанных железнодорожно-водных перевозок. В качестве члена советской делегации неоднократно принимал участие в работе Комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
( Сведения из газеты «Речник Амура»: Орлов Д. А. Расскажу о времени и о себе // Речник Амура. 1989, 15 февраля. С.3 )