Амурский пароход Академик Крылов

Паршин Владимир Гаврилович
Амурский пароход «Академик Крылов»

Из записок Паршина Владимира Гавриловича

    Грузо-пассажирский пароход «Академик Крылов»,  на котором я проработал более 4 лет, четыре с лишним навигации, для меня  особо памятен и дорог. Это было в 1949-1953 годах, когда мне было 20-24 года. Уже в 20 лет  я был назначен 3-им штурманом этого большого парохода, став самым молодым штурманом  парохода  в Свободном.  Возможно, моложе меня не было штурманов таких  пассажирских пароходов и в Благовещенске.
      В трудовой книжке моя работа на пароходе «Академик Крылов» значится так:
-10 мая 1949 года принят рулевым на пароход «Академик Крылов»
-15 августа 1949 года – переведен на должность 3-го штурмана
-1 мая 1952 года – назначен 2-м штурманом парохода «Академик Крылов»
20 июня 1953 года  моя работа на этом пароходе официально  завершилась, я был  назначен 2-м штурманом на другое судно – пароход «Аргунец».

                Из истории парохода «Академик Крылов»:
    Построен он был в 1907 году в городе Муроме и доставлен  по железной дороге в  город Сретенск. Спущен был на воду в апреле 1908 года.  Пароход получил название «Генерал Кондратенко» - по имени  участника русско-японской войны (1904-1905 гг.) героя обороны Порт-Артура –  генерал-майора Романа Кондратенко (1857-1904, погиб в Порт-Артуре).
    Десять лет, по 1918 год  пароход ходил  по Амуру и его притокам, а также заходил  в Сунгари (Китай),  до Харбина.
      В 1918 году частный владелец парохода продал его в Харбине китайскому судовладельцу. Пароход после этого стал китайским под названием «Куан-чи» (возможно передаю окончания названия парохода и не совсем точно)
     После советско-японской войны, в сентябре 1945 года этот пароход был возвращен в СССР и передан  Верхне-Амурскому управлению речного пароходства. В Советском Союзе ему дали новое имя «Академик Крылов», в  память и честь знаменитого кораблестроителя Алексея Крылов, который  ушел из жизни в октябре 1945 года.
     На реке Зея и Амуре он проходил   до 1953 года, пока в навигацию этого года не был  отправлен в затон, в Благовещенск.  В декабре 1954 года он был разобран  в Лензатоне города Благовещенска на металлолом.
     Так завершилась  почти полувековая история  парохода «Академик Крылов».
                ***
     КРЫЛОВ Алексей Николаевич (15 августа 1863 – 26 октября 1945, г. Ленинград) – знаменитый кораблестроитель, ученый, академик, генерал, Герой Социалистического Труда (1943)…

       На фото: пароход «Академик Крылов» в г. Свободном
                (сохранился только такой снимок)

В.Г.Паршин. 10 мая 1999 года.