Живые книги

Саша Самойленко
  Есть события, которые врезаются в память и заставляют иначе посмотреть на жизнь. Еще утром я не знал, что попаду на это мероприятие, а днем уже стоял возле стендов с мелко исписанными листами, в окружении пёстрой разношерстной толпы.
Весь антураж словно переносил в далекие 90-е, когда субкультуры ютились в укромных уголках города, подальше от простых обывательских глаз. Ко всему, что окружало, подходило емкое понятие «Hand made». Это и надрывно скрипящая, стальная дверь в таких же старых стальных воротах, расписанных граффити. Это и крохотный дворик, отделявший вход в здание от улицы, где могли уместиться только пару человек, затягиваясь табачным дымом в окружении валяющегося мусора. Это и само здание, по всей видимости, бывшее при СССР промышленным предприятием, сейчас больше напоминавшее коммуналку: с надписями на стенах, с указателями-стрелками, написанным от руки, с ободранной штукатуркой и старыми грязными окнами.
Поднимаясь по ступенькам, тебя не покидает чувство, что вот сейчас ты попадаешь в какой-то неведомый, но очень интересный мир. Так и происходило! Из полумрака коридора сначала ты попадал в такую же слабо освещенную комнату, увешанную неимоверным количеством одежды молодежных дизайнеров, а уж потом, словно глоток свежего воздуха – просторное светлое помещение «Живой библиотеки». О самом проекте – «Живой библиотеке» – я  узнал только здесь, на месте. То, что сейчас происходит что-то необычное, можно было понять из самой необычности обстановки и появляющегося чувства волнительного предвкушения чего-то интересного, что вот-вот должно начаться. Гудящая толпа окружила миниатюрную девушку, которая стояла у стены и что-то записывала в большие таблицы, висящие тут же. Все это было похоже на работу фондовой биржи, где ажиотаж смешивается с нетерпением, в ожидании обновления котировок акций. 

  В это время мы, с моей девушкой, подошли к другой стене, где висели какие-то большие листы, исписанные мелким шрифтом. Под заголовком «Живые книги» был список имен с короткими историями каждого: бывшие наркоманы и путешественники, люди, ведущие необычный образ жизни и писатели, творческие и просто интересные личности. «Это люди, с которыми вы можете побеседовать здесь и сейчас» - пояснил один из молодых людей, стоявший рядом – «все, что вам нужно – это выбрать человека с интересующей вас историей, зарегистрироваться и записаться на определенное время к нему». Теперь стало понятно, почему так много людей толпилось около девушки с таблицами: там и проходила запись. Мы дождались, когда спала первая волна ажиотажа и записались. Оказалось, что за один получасовой сеанс можно побеседовать только с одной «Живой книгой».

  Стулья, расставленные в кружки по 8-10 штук, по всему пространству бывшей заводской столовой, стали заполняться людьми.  Мы тоже заняли свои места. Через несколько минут появилась наша «Живая книга» - Алексей Андреев. До этого момента я ничего не знал о «Монологе», а сейчас держу в руках увесистый альманах и с интересом разглядываю его: глянцевые плотные страницы текстов, выразительные черно-белые фотографии и голос главного редактора в полуметре от меня. Истории о жизни, взгляды и мнения, различные точки зрения и представления, стихи и проза  – все, что заставляет задуматься о важном, о том, за что мы ценим жизнь. «Все, кроме политики» - каким-то по-доброму открытым и спокойным голосом добавляет Алексей.  Меня удивил его рассказ. Этот человек с цепким выразительным взглядом, трехдневной щетиной и усталостью на лице, увлеченно рассказывает о своем проекте, о том, что является важным в его жизни и для чего он все это делает.  «Я не хочу, чтобы это издание стало модным или популярным, валялось на журнальных столиках. Я хочу, чтобы это ценилось теми людьми, кто понимает культуру и для кого важны какие-то непреходящие ценности. За 20 лет нашей работы, я могу сказать, что первый номер нашего альманах так же интересно читать, как и только что вышедший – потому что там нет привязки к какому-либо событию. Мы пишем о том, что важно всегда!»

  Я посмотрел вокруг, на всех людей, которые сидели рядом и увлеченно беседовали в своих кружках, на залитое солнцем большое помещение, и ощутил необычный прилив сил от такого большого скопления творческих, небезразличных людей, которым интересна жизнь во всех ее проявлениях. Мой взгляд на секунду остановился на потолке с рядами белых цоколей. Лишь в нескольких были вкручены лампочки. Трудно придумать лучшую ассоциацию для проекта: мы все одинаковые люди-цоколи, но лишь немногие решают что-то сделать иначе – начать светить и делать мир другим, с красками и неповторимыми сюжетами!