И повстречала я на своем пути странника

Галина Мажейкина
И повстречала я на своем пути странника аккурат после выставки Зинаиды Серебряковой в Третьяковке. Из тех исконно русских паломников из северных старорусских деревень самостоятельно на перекладных приезжающих в московские обители. В моем случае это была Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке. Ближайшая к ГТГ трапезная которой, давно привлекла мое внимание вкуснейшей выпечкой и монастырским чаем из трав, с любовью собранных монашками и послушницами во время летней страды. Дедушка был сгорбленным старичком, седенький, с редкими до плеч волосами, незначительно прикрывающими лысину. Он суетился около стола, пытаясь перелить чай из пластмассовой формы в бутылочку из-под минеральной воды. "Ой, долгая дорога предстоит", - сказал он мне, - "боюсь пролить". Мы вместе перелили жидкость. Дедушка довольный помощью и моим вниманием перекрестился три раза на иконы в трапезной. Поблагодарил всех присутствующих, поклонился, распрощался и, перекрестив меня, убыл в неизвестном направлении. Тут же ко мне подошла одна из служек трапезной и извинилась за дедушку, сказав, что предложила ему сесть отдельно ото всех, рядом с входной дверью, где сильно сквозило. Но не послушался старичок, тепла и общения захотел. Я ничего ей не ответила. Дедушка был из тех святых русских паломников, делать замечание которым было неуместно. Их гонит в дорогу Вера в Христа и христианских людей, которые обязательно встречаются на их пути. Эти старички и старушки с котомками через плечо, возможно, странно смотрятся в XXI веке скоростей и интернета. Но как же хорошо, что они еще существуют у нас в России. Смотришь на них и понимаешь, что есть в недрах провинции еще дух православный. И как удивительно, что мои текстуальные зарисовки -впечатления о картинах Серебряковой имели столь неожиданное продолжение этой случайной встречей. Потом, конечно, был храм в обители и наслаждение фресками Нестерова и пейзажем вокруг храма монастыря, столь бережно созданным и охраняемым молитвой верующих. Но это уже другая история.
Фотография из интернета.