Воспоминания о стрелке

Андрей Войнов
                1
Наша семья переехала в новую квартиру в начале весны , когда серые панельные дома  под навесом огромных темных туч создают картину полнейшей безысходности. Однако мы не унывали.  Во мне играло чувство ожидания чего-то нового и неизученного , как это всегда бывает у детей , заселяющих новое жильё. Мы достаточно быстро разобрались со всеми мелочами переезда :  мебель была расставлена , пыль – стерта , окна- вымыты , и грустный пейзаж за окном , который представлял из себя сочетание заводских труб и точно таких же серых домов , уже не казался мне чем-то грустным . Мой отец  был милиционером , а мама- врачом :  мы были одной из самых обычных семей ,заселяющих соты в огромном человеческом улье , который жил по своим законам , имел свой ритм , но даже там порой свершаются страсти , счастья и трагедии. И жизнь не обошла нас стороной .
 Наши соседи были самыми замечательными людьми : на лестничной площадке у нас находилось 4 квартиры , в каждой из которых жили рабочие завода , медсестры , учителя и даже ученые. Мы познакомились со всеми. Вечером мы сидели у наших соседей справа , я сидел в комнате с книжками и подслушивал разговор старших , доносившийся с кухни :
 
- Если у вас будут какие-нибудь проблемы со здоровьем , то смело обращайтесь к нам – поможем , чем сможем ! – говорила моя мама
-Да , и всегда будем рады гостям . Кстати , есть у вас тут в доме какие-либо конфликты , быть может , какие-нибудь личные ссоры ?- затем поинтересовался отец
- Да в общем-то нет… - отвечал престарелая хозяйка квартиры -  только вот один дед очень часто ходит под окнами и стреляет из ружья …
- Из ружья ?!- немного встревожено поинтересовался мой папа- как же так можно …  на городской территории? Надеюсь , холостыми патронами  ?  - встревожено поинтересовался мой отец
- Я не знаю , должно быть так . Пока никто не пострадал…
-А где ж он живет ?
- В коморке на первом этаже , в помещении бывшей котельни . Вообще он очень странный старик , но мы все к нему как-то уже приелись , не сердитесь на него, если что вдруг .- как-то с грустью проговорила старушка
-Хорошо , но странно все это . Впрочем , нам пора идти . Приятно было познакомиться, и спасибо вам за чай. Саша , выходи !

Я вышел из двери и через 10 минут уже лежал у себя на новой кровати , безмятежно  перелистывая страницы сборника стихов Пушкина , который остался в этой квартире от бывших хозяев.
                2
   Я проснулся в час ночи от того , что за окном , которое находилось прямо около моей постели ,что-то сильно щелкнуло. Я поднялся , встал ногами на кровать и стал всматриваться в темноту нашего внутридомового двора. Щёлк! И я увидел маленькую вспышку недалеко от дерева . Этот щелчок и вспышка , следующая за ним , повторялись еще не раз в течение пятнадцати минут  , но я никак не мог понять ,что же это такое . Но , припомнив рассказ нашей соседки , мне стало как-то жутко и в то же время очень интересно: что же это за странный старик ?  Я не мог позволить себе долго стоять у окна : завтра нужно было рано вставать и идти в новую школу , так что , упав  на кровать , я  закрылся одеялом  с головой  , чтобы не слышать звуки выстрелов.
   Утром за завтраком я не решился рассказать моим родителям об увиденном   ночью.  Мой отец , узнав о таком , пойдет разбираться с этим странным человеком ,и ,что самое страшное, - может отвезти его к себе в участок. А я очень хотел взглянуть на этого старика .
    По дороге в школу , находившуюся в нескольких кварталах от моего  дома , я заметил особенную чистоту нашего двора .  Было 8 часов утра , но  вокруг не было видно  ни одного дворника . Мы шли минут десять. По дороге папа говорил мне , что необходимо наладить контакт со всеми в новом классе , что не нужно сидеть в углу и замыкаться в себе. В общем , это был самый обычный монолог моего отца , на который требовалось  машинально кивать головой .  Мы пришли в школу , я вошел в новый класс . Знакомиться ни с кем не стал. 
    Звонок с последнего урока прозвенел в два часа , и  я незамедлительно отправился домой . До возвращения родителей было еще долго , и в это время я был предоставлен сам себе.  Зайдя в подъезд,  я побежал вверх по лестнице , чтобы быстрее попасть домой , но , преодолев первый лестничный пролет , край моего глаза зацепился за  приоткрытую дверь , ведущую в маленькую коморку.  «Тут он и живет, этот странный старик»-подумал я в тот момент.
   Я забрался чуть выше и как бы из прикрытия наблюдал за тем , что происходит в этой маленькой комнате.  Спустя пятнадцать минут - убедился, что там пусто. Осторожными шагами  я пробрался вовнутрь.
  Из открытой двери повеяло приятным сырым холодком , который присущ помещениям , находящимся обычно ниже фундамента. Но тут все было странно. В маленькой комнатке стояла маленькая кровать  , над ней , как картина , висело маленькое открытое окошко. Прямо  напротив кровати находился стол , который был усыпан опилками и деревянной стружкой , а рядом лежали инструменты. На еле держащихся полках стояли поделки из дерева , а одна из полок , на которой располагались  разного рода книжки и папки со старыми бумагами , была подперта огромной стопкой макулатуры. Прямо у входа стоял холодильник , а около него – охотничье ружье. Рядом со старой курткой , висевшей на крючке ,  стояли метла и грабли . 
Я сделал шаг вперед , случайно толкнув локтем огромную гору макулатуры . Все полетело на пол : полки , поделки и книги . Как друг   послышались шаги на лестнице. 
                3
- Это что тут такое ?! –басом проговорил мужчина  , увидев обстановку в комнате.

Это был старый человек среднего роста . На голове у него была лысина, окруженная седыми волосами . Он носил длинную и такую же седую  бороду . На вид ему было около шестидесяти лет , но он был из тех старых людей , которые , кажется , сумели сохранить в себе энергию молодых. Это старики , которые едят и спят мало , но способны работать не хуже двадцатилетних студентов. Глаза у этого мужчины  были очень добрые , и даже в этот момент он не смог повысить голос.

- Ну и что ж ты наделал ? Как дедушке теперь дойти до кровати ?  - Сказал  дед , поняв ,что перед ним совсем еще маленьких ребенок
- Простите , пожалуйста… я правда не хотел  … -  протараторил я
- Эхе , ничего . Это старые полки :  ветер дунет- сами упадут   . Тебя как зовут , сорванец ?
- Саша , а вас ?
- Михаил Саныч я , можешь звать меня просто- «деда Миша». Поможешь мне убраться ?
- Хорошо…- неуверенно сказал я.

 И мы начали прибираться. Я разобрал все книги по стопкам и сложил их точно в той последовательности , как они стояли до падения – видимо , пытался загладить вину. Затем , присев на колени , стал собирать огромную пирамиду из макулатуры , чтобы сообразить опору для заново повешенной полки. Я все время посматривал на деревянные поделки , и хозяин комнаты заметил это.

-Хочешь , подарю тебе одну ?
-А можно ?
-Да , выбирай любого : слона ,жирафа , коня или ,может , вот такую вот маленькую избушку : у меня таких много .
- А вы сами их делаете?
-Да , еще с детства . Это мое любимое занятие. Я рос в деревне , и отец учил меня работать с деревом . Хочешь , научу делать такие же ?
- Да…

 И стрик начал рассказывать мне про  правильный выбор дерева , про инструменты и их предназначение , а затем , открыв небольшой сундучок под столом  , достал недоделанные игрушки и стал их дорабатывать.

- Вот так …и  получается маленький деревянный солдатик , нравится ?
-Нравится- ответил я , взяв в руки игрушку
- И многим , наверное , нравится раз покупают .Гроши , конечно , но на жизнь хватает .
- А где ваша жена ?
-Жена …. А что-то нет у меня жены , как-то не получилось , Саша. Оно ведь не всегда получается все складно в жизни. Я как с фронта пришел , так все один . Отцовский дом в войну сгорел , а куда все из него делись –никто не знает .
- Убежали ? –наивно спросил я 
-Да … должно быть , убежали…
Старик повернул свою голову в сторону окна и задумался. Я встал  со стула , чтобы  собрать последние книги и вдруг руками нащупал что-то металлическое  и начал разгребать бумаги . Вдруг показалось ружье ,  я поднял его  .
-Эй , Саша , не играй с этим ! –подбегая и отбирая ружье , крикнул Михал Саныч
- А зачем вам ружьё ?
- Это с войны . Отец с собой отдал на фронт .  Так вот это оружие и стало моей единственной памятью .
-А зачем вы стреляете по ночам во дворе ?

Старик немного смутился , никак не ожидая такого вопроса.
 
-Я  не по ночам … это просто сегодня так получилось. Я очень уж люблю стрелять , а какой же русский не любит , честное слово ?
- И вам разрешают ?
- Да нет , конечно. Кто мне разрешит? Я ведь человек простой , деревенский. Когда устроился дворником в этом доме , я сразу подошел к домуправу :   так-то ,мол, и так-то , бесплатно готов работать , только можно я стрелять буду по вечерам? В дворники приняли , стрелять  не разрешили , оно и понятно.
-И что же вы сделали ?
- Да ничего не мог поделать , выходил стрелять. Я ведь из деревни , человек простой… Я с отцом все детство проходил на охоту . Всех стрелял : зайцев, уток , перепелов… Так бывало выйдешь в широкое поле и просто так расстреляешь всю обойму ! Эхо доносится - в душе отдается . Слышно звук взлетающих испуганных птиц , и на душе сразу как-то спокойнее …
- Но вы убивали животных…
-Да , убивал , но так нужно было жить . Мы с отцом кормили семью. Но после охоты я всегда выходил в поле и стрелял , стрелял , стрелял… Не подумай , Саша , я очень люблю всяческую живность : посмотри сам на поделки … Просто я так отдыхал … Кто-то любит  баню , кто-то быстро пронестись на коне , а я вот-стрелять…
- А как вам все-таки разрешили ?
-Никто мне не разрешил. Выходил и стрелял по мишеням в часы , когда дети уходили из двора , а до одиннадцати еще оставалось минут пятнадцать. Брал старые бутылки и делал несколько выстрелов… Всего пятнадцать минут… Меня забирала милиция . Я даже сидел  несколько  суток за хулиганство, плохо было  . Били меня мужчины из дома соседнего , думая , что перестану …
-А вы ?..
- Как видишь . Гнали меня и из этого дома ,  но дворников таких хороших не было у них , поэтому всегда я с легкостью возвращался. Однажды они решили украсть мое ружъё , и я тогда чуть с ума не сошел ... Побежал в милицию , там меня выпнули , побежал к домуправу –и тут «не знаю » и «не видели »
-И как вы были ?
-Плохо был , веришь- нет , а заболел на неделю . Да однажды , собрав мусор на улице , увидел за помойкой мое ружъе по частям выброшенное… ничего умнее придумать не смогли. Ну ,думаю  , руки для чего нужны ? Починил.
- Вы ведь правда не можете без вашего ружья…
- Да не могу . Но я все же не понимаю : чем я хуже  остальных  ?  Пятнадцать минут в день отдыха, кажется , заслуживает здесь каждый. Я ведь работал и работаю тут дворником бесплатно , взамен – право стрелять по вечерам, а деньги идут с продажи поделок. Порой мне кажется, я умру, если меня надолго с ружьем разлучат. Вот на войне не умер , а тут  -умру. 
- Но вы можете мешать кому-то … А мои родители , например , за меня переживают . Вдруг и вы в кого-то попадете ?
-Да если хоть чуть-чуть чужого дитя задену , сам в милицию пойду и сдамся .  А что до того , что мешаю… Мне много кто мешает тоже , да я человек добрый , отчего б не потерпеть?  Я ведь всю жизнь служил  :   семье , стране , этому дому… Себе ничего не брал : дайте мне только выстрелить пару раз вечерком ,  и я скроюсь в свой коморке , а затем- весь двор вам вылижу.
В коморке воцарилось молчание .
- Мне пора домой ,-прервал я тишину,- спасибо за игрушку ,  Михаил Саныч…
-Давай руку, приятно было познакомиться
 
Он пожал мне руку , и я побежал домой.
                4
 Прошло две недели с тех пор , как я познакомился с Михаилом Санычем . За эти две недели не было ни дня ,чтобы ружьё старика промолчало. Он выходил стрелять каждый день ровно на 15 минут  в промежутке между десятью и одиннадцатью часами вечера.
  Я не рассказывал родителям , что каждый день после школы я на полчаса заходил в коморку к Михал Санычу , чтобы научиться делать поделки.
Мой отец терпел выстрелы  ровно две недели. Однажды , возвращаясь с работы под вечер , он увидел Михаила Саныча с мешком мусора, идущего к огромной свалке. Подойдя к нему он пригрозил ему приводом  в милицию , если тот не перестанет стрелять  во дворе жилого дома.
 Конечно , старик не послушался.
 В понедельник я как обычно сидел в школе до двух часов дня. В портфеле у меня лежал почти доделанный деревянный танк , который я должен был довести до ума сегодня в коморке у деды Миши. Как только прозвенел звонок , я быстро оделся и направился в сторону нашего дома. Солнце было высоко , на улице потеплело , и я бежал в хорошем расположении духа по узким переходам . Наконец , я добрался до комнаты старика.

-Ну , здравствуй , Саша . Пришел доделать работу ? –Добродушно проговорил старик , протирая свое ружье – Что ж , садись , сейчас покажу тебе  где и как подправить.

 И мы сели за работу.
 Вдруг в дверь постучались . Михал Саныч немедленно открыл ее . На пороге стоял мой отец и еще один милиционер.
 Старика попросили пройти вместе с сотрудниками правопорядка  в отделение , а вечером мне хорошенько влетело от отца за то , что я проводил время в компании этого «сумасшедшего» , ни слова не сказав родителям.
 Я понимаю ,что поступил неправильно , замалчивая это , однако в противном случае мне пришлось бы прервать контакт с моим чуть ли не единственным другом на данный момент.
 Михаил Саныч получил небольшой штраф , так как никто не дал показаний против него. Вскоре он вернулся в обычный распорядок дня. А меня отправили в  вечернюю секцию футбола , чтобы я « не шатался непонятно где» после школы. Важно понимать  , что я терпеть не мог футбол. 
                5
 Обычно занятия в секции заканчивались в восемь часов вечера , и почти каждый раз оттуда меня забирала мама.
В этот день занятие кончилось по расписанию , все оделись  , собрали свои вещи и разошлись по домам. Один я сидел и ждал маму . Она не приходила : как я узнал позже , она пробыла в реанимации с тяжело больным пациентом до ночи. Дома не работал телефон , и она дозвонилась до моего тренера по телефонному аппарату и разрешила-таки мне одному вернуться домой.  . Было десять часов вечера .
На улице еще не было темно : весеннее солнце долго отстаивало свое право перед звездами освещать наш милый серый городок . Я шел по узким дворам ,ни о чем не думая – так это обычно бывает после хорошей тренировки . Голова была совершенно пустая. Мы с мамой ходили по этому пути каждый раз , так что темные переулки и голодные злые дворняжки не казались мне большой опасностью .
 Подходя к своему двору , я заметил стаю собак. Вспоминая , что главное –не бояться животных , я начал уверенным шагом идти к подъезду, как вдруг собаки перегородили мне путь.
 Их злые глаза не предвещали ничего хорошего. Я испугался и начал дрожать , а собачий лай становился все ближе и заражал все больше и больше особей. Дворняги лаяли и медленно подходили ко мне , маленькому десятилетнему мальчику.  Они подошли совсем близко .
 Внезапно одна из собак вцепилась мне в руку так , что я с криком упал на землю. И тут я услышал выстрел :  деда Миша выстрелил в мою сторону, и все собаки разбежались. Из руки текла кровь.
Никто не высунулся из окон: к этим звука уже давно привыкли все обитатели ближних домов.
  Михал Саныч подбежал ко мне и быстро поднял меня на руки. Я стал терять сознание от страха , но все-таки мне удалось услышать что-то вроде громкого «прости » , вылетевшее из уст старика. Видимо , он думал ,что случайно попал в меня.
  Он быстро принес меня домой . Дверь открыл отец. Михал Саныч немедленно отнес и положил меня на кровать , повторяя «собаки» и «простите». Папа посмотрел на мою рану , обработал ее и дал мне понюхать нашатыря. Он быстро  понял , что это был укус собаки, а не огневое ранение  и вызвал скорую. Но этого не понимал деда Миша.
  Я лежал на кровати в ожидании врачей , а из кухни я услышал отрывистый  рассказ деда Миши о том , что произошло  :
 
- Я выходил на улицу, чтобы …ну вы знаете … пострелять  , а там было много собак , и они все лаяли… в общем , я не видел , кто там … просто выстрелил … надо ж человеку помочь … а там  Саша ! Пожалуйста , отвезите меня в участок после того, как врачи приедут … Я подпишу все , я сяду в тюрьму , если надо  ….

И тут он начал плакать. 
Мой отец не сказал ни слова   дедушке . Он не послушал даже меня , сказав, что знает лучше и сделает так , чтобы бедный старик не получил большого наказания ,хотя последний не был ни в чем виноват. Мой отец был честным милицейским , по крайней мере я всегда так думал .
  После того как приехали врачи и мама , отец повез Михаила Саныча в отделение.
                Эпилог
 В суде моей отец добился того, чтобы деду Мишу посадили не на пять лет , а на несколько месяцев при условии того , что у деда изымается оружие и все патроны к нему.  Меня никто слушать не стал , а, когда меня привели на медицинскую экспертизу , врач уже держал в руке готовую справку о пулевом ранении левого предплечья. 
 Навещать в месте заключения старика мне было запрещено.
 Как и говорил дед, долго он не протянул  :  Михаил Александрович Луговой умер в местах заключения в возрасте шестидесяти двух лет  от сердечной недостаточности. Похоронен неподалеку от тюрьмы .
 Так в нашем сером и милом городе стало на одну душу меньше . Много ли он принес в мир ? - Вряд ли . Много ли он хотел ? –Нет.  Ритм жизни огромного улья не нарушился , но каждый в нашем дворе ощутил себя вдруг немного сиротой , как будто этот дедушка Миша стал неотъемлемой частью всего нашего двора . Да что там двора  – всего города и всей земли.