Сохраняя память рода. О книге Юрия Фокина

Виктор Лысенков
Для русской души бытийность деревенской глубинки вызывает какой-то неизбывный благоговейный трепет. Ещё бы! Там самые корни нашего давно уже урбанизированного уклада. Там в разнотравной первозданности, замотанные, мы ищем умиротворение и покой.

Подыгрывая нашим ностальгическим миражам, воспоминания иных мемуаристов-деревенщиков нередко носят лубочный характер с налётом былинности. Желая передать сельский говор, повествующие переходят на какой-то неведомый, «посконный» язык, подчас сродни классическому ильфо-петровскому: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…».

Юрий Фокин, с явной радостью смакуя в своей книге «Уваровские посиделки» (Коломна: «Серебро Слов», 2014) трогательные подробности детского восприятия мира малой родины своих предков, смог всё же избежать этой сладкой пейзанности. А вкрапления в текст оборотов и выражений говори Верхнего Поволжья совсем не кажутся нарочитыми, но придают рассказу оттенки чего-то сокровенного, даже сакрального.

Да, обычаи и уклад русской деревни не постепенно, а уже стремительно уходят в историю. А как хочется сохранить в памяти и в душе тот как бы неторопливый, добрый, но наполненный повседневным нелёгким трудом сельский уклад.

Герои и сюжеты книги не искусственные, не лакированные, а такие, как есть. Хотя бы и через призму восторженно-наивного детского восприятия. В воспоминаниях – мы все такие дети! Не надо доказывать, что с возрастом воспоминания счастливо-беззаботной, юной, да к тому же летней поры имеют самый лучший «терапевтический эффект». Мы омолаживаемся душевно, да и телесно тоже. Рассказы Юрия Фокина такой «терапией» обладают в полной мере.

Автор деликатно, с любовью повествует о жизни, подробностях быта и характеров бабушки, дедушки и их деревенских «поседок».

Вряд ли оставят равнодушными зримо осязаемые детали, будь то хитрости розжига печи и самовара, плетения плюшек и колки дров либо подсмотренные повадки животных и птиц. А какая ж деревня без сумеречных страшилок о леших и ведьмах! И вдруг понимаешь, что даже некоторая кажущаяся «красивость» интонаций на самом деле суть светлой восторженности открывающего мир и чувства босоного «беспортошного» детства.

Радует, что для Юрия Фокина важны не просто семейные биографии и предания, но увлечённое познание «откуда есть пошёл» его род, краеведческие изыскания истории родимой деревни и её округи. Из этого, собственно, и проистекают по-пушкински святые чувства «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Чего нам так недостаёт в осознании истин прошлого и без чего не приходит понимание будущего.