Благая весть хорошие новости или надувательство?

Андрей Дубин
Автор:"Галилеянка".

"Благая весть": хорошие новости или надувательство?
евангелие от Иисуса vs евангелие от Павла


Ева;нгелие (греч. ;;;;;;;;;; — «добрая весть» от греч. ;; — «добро, благо» и греч. ;;;;;;; — «весть, известие»).

В чем же суть христианской "хорошей новости", которую церковь так настойчиво пытается донести миру? Чем нас стремятся "обрадовать" проповедники и миссионеры?

Примечательно, что в евангелиях от Иоанна и Луки понятие "евангелие" не встречается. Оно присутствует только у Матфея и Марка, которые сообщают о том, что "Иисус проповедовал евангелие Царства". Это подлинный и изначальный смысл данного термина - т.е. благая весть о наступлении Мессианской Эры на земле, и царства, которое будет возглавляемо мессией Иисусом, обещавшим вернуться еще при жизни своих учеников.

Однако, после распятия и "воскресения" Иисуса, и появления на арене истории самоназванного "апостола Павла" - смысл евангелия, т.е. "благой вести" начал эволюционировать, приобретая просто невообразимые коннотации и смыслы:

- благовестие язычникам (деян. 15:7);
- благовестие благодати (деян. 20:24);
- благовестие Сына (римлянам);
- благовестие Иисуса "воскресшего из мертвых" (2 Тим.)
- благовествование Христа как работа, которая должна оплачиваться тем или иным образом (1 кор. 9:14);
- благовествование славы Христа, который есть "образ Б-га" (2 кор. 4:4);
- благовестие Христа, "отдавшего себя за грехи", что является "подлинным благовестием" в противовес "иному" (галатам);
- благовестие "спасения", которое, к тому же, является "тайной" (ефесянам);
- благовестие об "уготованном христианам на небесах" (кол. 1:5);
- благовестие бога и господа Иисуса (1 и 2 фес.);
- вечное евангелие, призывающее все народы и племена покориться и поклониться богу Иисусу (откровение).

Даа, эволюция еще та... blink

Не слишком ли много "хороших новостей" обрушилось на голову человечества? Собственно, ключевая идея, объединяющая все эти догматы в единую интегрированную концепцию заключается в том, что: Иисус - бог, и ему нужно покориться. Почему? Потому что он "спаситель". Зачем? Чтобы "получить награду на небесах". В этом суть "евангелия от Павла".

В чем же суть изначального "евангелия от Иисуса"? Судя по всему, он проповедовал - нет, не "царство на небесах" и не "царство небесное", а Царство Небес и наступление Мессианской Эры, эры Машиаха.

Что это такое?

Рав Носон Вайс: "В моменты, когда мы обращаемся к Творцу, как к Всевышнему Авраама, мы иначе выражаем идею, что Всевышний является Владыкой вселенной. Потому что Авраам - первым установил Царство Всевышнего, неустанно объясняя людям, что Всевышний - Единственный Владыка мира. Но как мы в принципе можем отнестись к идее об «установлении Царства Всевышнего»? Разве утверждение, что Всевышний и есть Владыка вселенной - не простое признание существующего факта? Возможно, это - факт, который осознают не все. Ведь есть люди, которые не верят в существование Всевышнего. Но это не означает, что Царство Всевышнего нуждается в том, чтобы его кто-то устанавливал. Верующий человек, принимающий существование Творца не должен «устанавливать» Его Царство. Оно объективно существует, и Всевышний - Владыка, потому что имеет власть над всем.

Какова же роль Авраама в «установлении» Его царства? Виленский Гаон объясняет: Всевышний - Царь еврейского народа, потому что евреи признали Его Царем над собой и приняли на себя соблюдение Его законов. В языковой системе иврита титул царя подразумевает конституционный принцип: чтобы заслужить свой титул, царь должен получить добровольное признание подданных. Мы выражаем эту идею дважды в день в молитве Амида: «Слушай, Израиль, Всевышний наш, Всевышний Один!» (Втор, 6,4)… Сегодня Творец - Всевышний еврейского (и никакого другого) народа. Но в будущем Он станет единым Всевышним для всех народов мира. Установление Царства Всевышнего будет достижением всего человечества. Его царство объединится свободной волей людей, которые признают Его над собой Царем."

Итак, мы видим три ключевых момента:

- признание Б-га ЙХВХ Единым Владыкой мира;
- принятие и соблюдение Его Закона (Торы);
- царство объединяет в себе людей, которые подчиняются Б-гу свободно, искренне, без принуждения.

В иудаизме есть такое понятие как "иго/бремя Царства Небес". "Определение "хасид" обозначает человека, обладающего знанием собственной сущности, своего уровня в знании Торы и ее изучении и своего состояния в выполнении заповедей. Знает он то, чего ему недостает, и беспокоится о том, чтобы восполнить недостающее и умножает в подчиненности Всевышнему, на основе принятия на себя ига Царства Небес." Это уровень человека, которого можно назвать духовным. "Сбросить с себя иго Царства Небес" означает дать волю своим природным инстинктам, т.е. нарушению Торы, когда плотская натура берет верх. Это значит отрицать власть Б-жественного авторитета. Такого человека можно назвать плотским. Образ жизни иудея, основанный на исполнении заповедей Всевышнего, называется: "принятие ига Царства Небес".

Еврейский народ уже давно пребывает в этом Царстве, которого христиане никак не могут достичь...

Мессианская Эра подразумевает воцарение Машиаха, который восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе, и наступит мир между народами.

Теперь по факту произошедшего. Какие конкретно события произошли во времена Иисуса, и что он исполнил из того, что обещал?

- Иисус не вернулся и не установил царство;
- Мессианская Эра не наступила (поскольку не исполнилось ни одно пророчество о мессианских временах);
- Не то что все народы, но даже христиане не признали Б-га ЙХВХ Единым Владыкой мира, но стали поклоняться троице;
- Христиане не соблюдают Тору, т.е. конституцию Царства Небес.

Если христиане и живут в царстве, то в "царстве собственных похотей", не желая покоряться Творцу и Его Закону.

Лук. 17:20,21 "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть".

Это амбивалентный вопрос. Царство Небес действительно посреди тех, кто признает Единого Б-га ЙХВХ и живет по Торе. Но фарисеи, по всей видимости, в связи с претензией Иисуса на мессианство, спросили его о наступлении Мессианской Эры. Язычник Лука в этих тонкостях не разбирался, поэтому записал как есть. Ему ведь без разницы. А разница есть, и немалая.

В любом случае, Иисус, обращаясь к фарисеям(!) сказал, что Царство Небес внутри них, внутри Израиля, т.е. среди тех, кто служит Единому Б-гу и соблюдает заповеди Торы.

Так в чем же заключается пресловутая "благая весть" Иисуса? - В скором наступлении Мессианской Эры. Он, возможно вполне искренне верил, что она вот-вот наступит. Но... не сложилось.

Легенда о том, что Иисус, якобы, находясь у Пилата, заявил будто "царство его не от мира сего" - бессмысленна. Евангелие от Иоанна, написанное язычником спустя пару столетий после смерти Иисуса, никаким образом не может отражать подлинных событий. Даже ближайшие ученики Иисуса не могли знать, о чем он разговаривал с прокуратором, если этот разговор вообще происходил в реальности, а не в воспаленной фантазии евангелистов, пытающихся постфактум обосновать "божественность" своего кумира. Если Иисус сказал, что Царство Небес внутри Израиля, значит так он и верил. Причем, он подразумевал Царство Б-га, а не свое собственное. А претензия на "мое царство, которое не от мира" - это уже выдумка "Иоанна".

С приходом и уходом Иисуса ничего в мире не изменилось, поэтому христиане переориентировали свою трактовку Царства Небес, перенеся это Царство в некие "духовные дали", т.е. в область эфемерного, а не материального, полностью разорвав связь с реальностью, и с тем, о чем говорил Иисус.

Хотя, почему не изменилось - вскоре, появилось "иное благовестие" самоназванного Павла, который подсуетился, и предложил народам нового бога - Христа-спасителя. Вот это другое дело! Действительно, отличные новости, а точнее - лафа для язычников. Единого Б-га признавать не нужно, соблюдать Тору - вообще "грех" (дабы, не дай бог, не "умалить жертву Христа"), можно продолжать жить по-язычески, а всё, что требуется это признать Иисуса богом, который умер за твои грехи - и абонемент в рай с полным набором блаженств тебе обеспечен.

Вот уж точно "хорошая новость"! Или все-таки надувательство?!..

Подведу итог.

Что касается "евангелия от Иисуса":

На самом деле, евреи в каждом поколении верили и продолжают верить в скорое наступление Мессианской Эры. В этом нет ничего предосудительного.

Я уже писала о том, что большая часть учеников Иисуса принадлежала к т.н. зелотам от греч. "ревнитель, приверженец", известным также как "сикарии" от лат. "кинжальщики" (это евреи, которые были вынуждены применять радикальные меры для того, чтобы очистить Святую Землю от языческого ига). Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это тем, что Израилем может управлять только Мессия — потомок Давида. Поэтому, вполне логично, что именно такие люди последовали за Иисусом, доверившись его претензиям на мессианство. В этом тоже нет ничего предосудительного.

Сам Иисус вполне искренне мог верить в то, что является тем самым Машиахом, поэтому и собирал вокруг себя зелотов и людей, готовых поддержать его предполагаемую миссию. И даже в этом нет ничего предосудительного.

Проблемы начинаются тогда, когда несостоявшееся мессианство Иисуса пытаются навязать евреям ретроактивно. Очевидным является факт, что Мессианская Эра, о которой повествуют конкретные пророчества Торы - не наступила. Попытки христиан представить Мессианскую Эру как некий "духовный этап в истории человечества" - несостоятельны. Поэтому, "евангелие Царства", которое проповедовал Иисус - бесполезно. Любая, даже действительно хорошая новость или весть является обыкновенной ложью, если в ее основе лежат недостоверные или не правдивые факты.

"Добрая весть" Иисуса была обращена к Израилю, чаявшему скорейшего наступления Мессианской Эры. Эра не наступила, Иисус не подтвердил своего мессианства, пророчества не исполнились, мировой порядок не поменялся, всё осталось как прежде. Весть Иисуса оказалось преждевременной. Что же, таких претендентов как Иисус было немало в истории Израиля. Попытка не пытка, как говорится.

Вывод: для язычников весть Иисуса вообще была бесполезной, а для евреев - ошибочной.

***

Что касается "евангелия от Павла":

Прежде всего, оно никаким образом не взаимосвязано с тем, что проповедовал сам Иисус, и даже напрямую противоречит ему.

Нет смысла многословить. Суть Павлового благовестия: принятие нового "бога-сына, искупающего грехи людские".

Что доброго в этой вести и насколько она соответствует Мнению Творца?

Всевышний сказал: Втор. 30:15,16 "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Б-га твоего, которые заповедую тебе сегодня: любить Господа, Б-га твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, — то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Б-г твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею".

3Цар. 8:56-60 "благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея; да будет с нами Господь Б-г наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; и да будут слова сии, которыми я молился пред Господом, близки к Господу Б-гу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Б-г и нет кроме Его…"

Иез. 18:20,21 "Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет."

Всевышний нигде не говорил, что Ему нужна человеческая (или, тем более - богочеловеческая) жертва для того, чтобы обратить к Себе народы или "привить их к Израилю". Всё человечество должно обратиться и исправиться благодаря служению Израиля и свету, который он несет миру. Существование Израиля является свидетельством проявления Б-жьего величия, и самым большим чудом.

В "хорошей новости" Павла на самом деле нет абсолютно ничего хорошего, ничего благого. Эта весть является скорее дезинформацией, увлекающей людей на путь беззакония. Учение Павла призвано отвратить евреев от Б-га и Торы, и, по сути, уничтожить. Еврей, крестящийся в христианство - принимает другого бога, отвергает свой завет с Творцом - обрезание, перестает соблюдать Тору, полагаясь на "жертву Христа" и, в итоге, полностью ассимилируется и духовно, и физически. Язычник же, принимая Иисуса как бога, всего лишь меняет богов: отвергает старых, чтобы принять нового, продолжая жить так же, как и прежде, т.е. ни в чем не превосходнее представителей иных религий, и даже многих атеистов.

Вот и весь смысл новозаветной "благой вести" или "хорошей новости". Для кого же она хороша?

Разве что для того, кто с легкостью хочет "проскочить в рай", не прилагая усилий, требуемых Творцом... Не спорю, что христиане прилагают определенные усилия, но чего они стоят в перспективе Торы как вечной воли Б-га? Человек, бьющийся головой об стену тоже "прилагает усилия", но насколько они целесообразны и разумны, и к чему приведут в итоге?... Как говорит р. Меир Брук: "У животного начала есть грубые, а есть более изысканные формы проявления. Они создают человеку ощущение того, что он поднимается. Это и есть греческие ценности - красота тела, искусство, интеллект, вне связи с душой. Это напоминает идею: "Человек приставил к стене лестницу, поднялся по ней, и понял, что приставил лестницу не к той стене!". Главная опасность - потратить свою жизнь на вторичное, не вложив усилий - в первичное".

Первичное, это Втор. 6:4-9 "Слушай, Израиль: Господь, Б-г наш, Господь един есть;
и люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих."

Необходимо отвергнуть всякого идола и обратиться к Единому Творцу. Это единственный путь, способный привести любого человека к исправлению, искуплению и конечному освобождению. Не так, как у христиан: сперва вера, а потом "постижение истины". Наоборот: сперва принятие Истины, открытой на Синае, а потом - вера.

В чем же заключается подлинная благая весть для всех народов, которая была провозглашена задолго до возникновения христианства?

1Пар. 16:8-36:

Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его;
хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа;
взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его;
поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его,
вы, семя Израилево, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его!
Он Господь Б-г наш; суды Его по всей земле.
Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов,
то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку,
и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
говоря: «тебе дам Я землю Ханаанскую, в наследственный удел вам».
Они были тогда малочисленны и ничтожны, и пришельцы в ней,
и переходили от народа к народу и из одного царства к другому народу;
но Он никому не позволил обижать их, и обличал за них царей:
«Не прикасайтеся к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его.
Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его,
ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов.
Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил.
Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его.
Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь,
воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его.
Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется.
Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует!
Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем.
Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю.
Славьте Господа, ибо вовек милость Его,
и скажите: спаси нас, Б-же, Спаситель наш!
Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею!
Благословен Господь Б-г Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуия!

Вот оно - подлинное "евангелие Царства", из уст царя Давида. Кто готов принять его?