Сказ ка о том, как римский центурион евреям синаго

Андрей Дубин
Автор:"Галилеянка".

Сказ(ка) о том, как римский центурион евреям синагогу строил.
"чудо" исцеления слуги сотника


Лука 7

Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Безусловно, в те смутные времена, да еще и в Галилее, всякое могло быть, но позвольте мне, все-таки, усомниться в том, что глава римской центурии решился на возведение синагоги для евреев. И у кого бы он мог получить разрешение на подобное строительство...

С еврейской точки зрения, насколько "кашерной" бы оказалась синагога, построенная язычником, без соблюдения галахических предписаний и законов иудаизма? Как правило, синагоги являлись собственностью еврейской общины того или иного города, и строились на общие средства. Мне не удалось найти иных, кроме вышеуказанного, свидетельств, чтобы неевреи строили синагоги.

Светлана Тарханова провела интересное исследование касательно той загадочной Капернаумской синагоги.

Мой личный вывод заключается в следующем: вероятно, изначально, синагога на самом деле стояла на том месте, вполне себе "кашерная", построенная евреями. Причем, вряд ли она существовала во времена Иисуса. Как пишет исследовательница, синагогу, предположительно, построили во 2-3 веке н.э. Однако, впоследствии, через пару столетий, её действительно перестроили и эллинизировали. Можно даже сказать - осквернили (с точки зрения евреев) и "модернизировали" (с точки зрения язычников). Стали бы евреи молиться в синагоге с языческими символами в декоре?.. Риторический вопрос.

Возможно, тогда и возник миф о том, что эту синагогу "для евреев сотник строил". Думаю, что этот эпизод из евангелия является отражением поздних представлений.

К тому же, что это за сотник такой был, что Иудейскими старейшинами командовал, и использовал их в качестве гонцов. Т.е. его слуга был, с его точки зрения, более значим, чем старейшины народа, "который он любил". Дальше он говорит, что воинами он командовать может, а Иисусу, значит, не достоин приказывать. На каком же основании он воспринимал Иисуса как более важного человека, чем Иудейские старейшины? На мой взгляд, это дополнительное подтверждение тому, что история эта писалась уже после разрушения Храма, и после еврейского рассеяния, когда статус Иисуса в глазах язычников возвеличился до уровня божества. Кроме того, в рассказе явно просматривается желание автора представить Иудейских старейшин как коррумпированных лиц, которые, "получив от сотника синагогу", пошли к Иисусу просить за его слугу.

Да и вообще, по какой бы, интересно, причине римский сотник так проникся к Иудеям? К "дикарям" на порабощенных империей территориях? Задачей Рима было насаждение собственной культуры, религии и закона, а не утверждение иудаизма и возведение чуждых политеизму "капищ". Даже христиане считали синагоги "сборищем сатанинским"... Что уж говорить о римлянах.

Кстати, судя по свидетельству "Иоанна", в этой же синагоге Иисус, на Песах(!) заявил, что "он есть хлеб, сошедший с небес, и плоть его - истинная пища". Тогда даже его ученики отвернулись от него. Неудивительно. Тот, кто уважает Тору Всевышнего, в Песах не станет говорить о хлебе.

И как-то не вяжутся слова Иисуса о том, что он "послан только к Израилю", и его отказ исцелять язычников, с тем, что он исцелил слугу римского центуриона. Можно конечно, предположить, что тот слуга был евреем, но это ничего не меняет. Ведь слуга, в данном случае, выступал лишь как инструмент чуда. Важен был не он, а сотник, чья "вера" проверялась. И именно римский центурион, в итоге, оказался "героем дня", в отличии от "неверных израильтян".

И что, собственно, представляла собой "вера сотника"? Человек, идя к любому колдуну, имеет точно такую же веру в то, что тот поможет ему. Но причем здесь Б-г? Нужна ли Б-гу Авраама, Исаака и Иакова такая "вера"? В чем она практически выражалась, кроме того, что человек доверился "чудотворцу"? Это не еврейская вера, которая отражается в поступках, угодных Всевышнему, но вера потребительская - "помоги, исцели, подай".

А что же такой "верующий" отдает Б-гу взамен?