запах смерти

Надежда Янович
Джер сидела на Альго и опять летела в неизвестном направлении. Правда, теперь в ее жизни была цель, которой не было еще года два назад, но все равно... Эниты ничем особым не занимались, дрессировали зацеров и исследовали вселенную (может, когда-нибудь и пригодится), свято верили в легенду о пятнадцати разведчиках и жили в пещерах.
Два года назад Джер самым случайным образом напоролась на одних из пятнадцати, имеющих номер 13. Тогда же они переселили на хорошую планету всех неэнитов. Они жили вместе в любви и согласии, их было довольно мало, потому они не ссорились из-за территории и ресурсов.
Тогда же начальник высказал идею о возможности найти остальные 14 экипажей, может быть, они нашли планету еще лучше. Эта идея целиком и полностью занимала его, но выполнить поиск сам он не мог -- мешал возраст. Известно, что эниты, достигнув определенного возраста, уже не могут потреблять энергии, но спрятаться от излучения практически невозможно. Престарелые эниты селились глубоко под землей и всегда держали при себе зацеров. Поэтому поисками занялась Джер, которой для этой цели пришлось слегка переучить Альго.
Альго теперь уже не был тем непослушным подростком. Он повзрослел, увеличился в размерах, пообщавшись с людьми, почти изучил звуковую речь, но главное -- теперь он чувствовал чужое сознание, находящееся весьма далеко, так же хорошо, как сознание наездника, мог почуять расстояние до него, и то, что оно из себя представляет.
Ни Джер, ни даже ее начальник не пытались выяснить, почему Альго это может, а большинство других зацеров - нет.
Существует множество комбинаций сознания зацеров и наездников, но никто никогда не пытался составлять пары, наиболее подходящие друг другу. Зацер сам выбирал себе хозяина, и никто не смел спорить с ним, потому что зацеры были не только так же разумны, как и эниты, но и гораздо более приспособленными. Но, являясь с самого начала домашними животными, они не понимали своего существования без присутствия рядом человека.
Внезапно приятный сон оборвался; Джер почувствовала беспокойство, проснулась и села. Вокруг нее по-прежнему расстилался необъятный и молчаливый космос. Не было видно ни одного крупного небесного тела, только лишь звезды, казалось, смеялись над ними. Все было как обычно, но беспокойство не проходило, наоборот, оно вскоре переросло в панический страх.
"странно. У меня не может быть агорафобии - лениво подумала она-может, опять Альго чудит? Да нет, зацеры не знают страха, особенно такого мощного."
Зацер теперь быстро летел к одной только ему ведомой цели. Он почуял что-то странное, то, чего не мог объяснить ни символами, ни словами, то, чего он сам хорошенько не понимал. Альго знал, что Джер может разобраться со всем - или почти со всем - и потому торопился доставить ее к месту непонятного, а потому и пугающего, излучения.
В самом деле, еще не было случая, чтобы зацер, даже самый молодой, не смог бы разобраться в своих ощущениях.
Вскоре Джер увидела странный объект. Он был мало похож на космический, но все-таки летел. Лишь когда они подобрались поближе, она смогла различить, что это. И у нее невольно вырвался вздох разочарования.
В самом деле - это был искомый корабль, и на его боках по-прежнему гордо красовалась цифра "3", выведенная красной краской так, как будто это было сделано только вчера. Но все это было мифом, так как Джер не ощущала присутствия здесь людей. Либо корабль был покинут экипажем, либо сам экипаж погиб, но для нее этот корабль был окончательно и бесповоротно мертв.
Альго проснулся, оглянулся и посмотрел ей прямо в глаза, как будто бы спрашивая "что это?"
-Не знаю, не знаю - пробормотала Джер, не забыв передать это самое распространенное у земных студентов выражение символами - я ничего не знаю, но подробности надо бы разузнать.
Альго согласно кивнул; подлетел поближе и сделал несколько витков вокруг мертвого корабля, пытаясь обнаружить проход вовнутрь.
Вскоре один из люков был обнаружен; Джер оставила Альго снаружи, а сама храбро проскользнула вовнутрь.
Она проходила помещение за помещением, но нигде не находила ни малейшего признака присутсвия человека. Она уже совсем было подумала, что здесь никого нет, когда в одном из помещений не натолкнулась на старика, видимо, когда-то красивого и сильного, но теперь уже совсем дряхлого и беспомощного. Он был жив и крепко спал.
Джер не хотела его будить, но он услышал ее шаги и проснулся сам.
-Кто...кто здесь?-испуганно спросил он. И это был не староанглийский и не русский, которые Джер знала, это был какой-то другой язык, совершенно ей незнакомый. Она лишь по интонации поняла, что у нее хотят спросить, и решила использовать русский язык для общения.
-Я Джер. Я с земли и ищу древних разведчиков. Я вас нашла, но, видимо, у вас произошла какая-то катастрофа.
-Я Ник. У нас сломался двигатель, мы не могли развивать большую скорость, и потому у нас на корабле не было большого замедления времени. Прошло уже несколько веков с тех пор, как мы оставили землю. Мы не смогли найти ни одной мало-мальски годной планеты, и вот, наконец, остался я один.-рыдания душили старика-я никогда не увижу землю! Никогда!
-13 номер нашел хорошую планету. Я могу переправить вас туда.
-Нет, не стоит...- теперь уже слишком поздно...-только возьмите у меня семена и животных... у 13 этого не было... потому что у них были необлученные люди, а у нас простые рабочие... и еще возьмите записку... записку... от меня...-голос старика прервался; видимо, силы вконец изменили ему. Он вытянулся на кровати, закрыл глаза и затих. И лишь когда он не откликлулся на призыв Джер, она поняла, что тот умер.
У энитов не было понятия о смерти как таковой. Все они рождались, старились, а потом исчезали, но никто никогда не видел, каким образом. Джер догадывалась, что умершие деатомизируются, разлетаясь по всей вселенной. Также она знала, что люди умирают по-другому, но ей ни разу не позволяли увидеть, как это происходит. В конце концов, она же не была чистым энитом, и вопрос о том, что будет с ней после смерти, не раз занимал ее.
Она нашла письмо старика в рубке.
"Привет. интересно, кто ты, читающий это? Я никогда не узнаю. Да и сможет хоть кто-нибудь когда-нибудь прочесть русский текст? Земля оставлена нами ровно 17 веков назад. Конечно, мы размножались, но... вчера умер Том. Сейчас я один. Один в бесконечности. Что Это? я не знаю. Как глупо было решать задачи по математике, находя область определения функции  (-;; +;). Это была насмешка, символ, не имеющий смысла! Я чувствую всю ту пропасть пространства, отделяющую меня от земли, и она меня пугает. Но это философия. Закончим с ней, поговорим о деле.
В грузовом отсеке лежат семена. если кто-нибудь найдет их, то пусть берет себе. Только, пожалуйста, сначала проверьте их на токсичность для себя. Это первое. И второе. Пожалуйста, выведите животных из анабиоза. Я не знаю, кто вы, но они живые и не могут спать вечно. Они любят кислород и не только. Оживите их или убейте, лишь бы они не мучились больше, без надежды на избавление. Это все. Спасибо за внимание. Ник. (это письмо переведено на 10 известных мне языков, один и один международно-космический. прочтите, если сможете)".
Джер вылезла наружу и позвала Альго.
-Ну и что это было?
-Здесь мы опоздали. ты учуял запах смерти.
-Значит, все зря?
-Нет, здесь богатый груз и даже животные.
Альго тяжело вздохнул, но с обязанностями не спорят, потому он прижал корабль лапами корабль к себе и вскоре уже приземлился на планету-13. там он сдал добычу с рук на руки людям из XXII Сказать, что они обрадовались -- значит, не сказать ничего.
***
Альго и Джер грелись на солнце, лениво лежа рядом. Внезапно зацер сказал:
-Знаешь, я теперь многон знаю. Но почему я выбрал тебя? Мог бы и не выбирать, спал бы спокойно. А то эта охота уже надоела.
-Мне не надоела. Но на вопрос "почему" я не смогу ответить. Наверно, ты просто любишь меня, вот и все.
-Что такое любовь?
-Ну, это сложно объяснять...
Ну а все-таки?
Джер привлекла его поближе к себе и все рассказала ему. Как даже такое независимое животное как зацер способно привязаться к человеку или эниту настолько, что все сделает ради него, без оглядки на жертвы со своей стороны и на то, что будет взамен